ЛИНОГРАВЮРА
Линогравюра — способ гравирования на линолеуме.
Возник на рубеже XIX—XX с изобретением линолеума.
Линогравюра относится к типу высокой, или выпуклой, гравюры. Это значит, печатная форма вырезается таким образом, что на оттиске отпечатываются выпуклые места, а углубления остаются белыми.
Линолеум представляет собой хороший материал для гравюр большого размера. Для гравирования применяют линолеум толщиной от 2,5 до 5 мм. Инструменты для линогравюры используют те же, что и для продольной гравюры: угловые и продольные стамески, а также нож для точной обрезки мелких деталей.
При печати линогравюры используют те же типографские краски, что и при печати ксилографии. Накатывать краску на линолеум лучше всего вальцмассовым валиком, при этом важно отрегулировать количество краски, наносимой на линогравюру: ее не должно быть много, чтобы не залить мелкий штрих, и не должно быть мало, чтобы не возникли непропечатки.
Для занятий линогравюрой нужно обзавестись необходимыми материалами и инструментами. Главным материалом служит линолеум, применяемый для покрытия полов. Можно использовать как новый, так и старый, бывший в употреблении линолеум.
Он должен иметь ровную и гладкую поверхность. Для этого следует, смачивая его водой, отшлифовать куском пемзы, точильным камнем или наждачной шкуркой. Сначала шлифовка производится грубым шлифовочным материалом, чтобы удалить наиболее крупные царапины и неровности, затем до окончательной гладкости доводится самой мелкой наждачной бумагой («нулевкои») или абразивным бруском. Пригоден для гравирования также и пластик, позволяющий вырезать четкие и гонкие линии. На пластике работают многие современные граверы.
Резцы для гравирования продаются в специализированных магазинах Художественного фонда. Можно изготовить и самодельные из старых зонтичных спиц. Спицу разрубают на отрезки длиной 60 — 80 миллиметров и закаливают на огне, не доводя до белого каления. Затем заготовку опускают в машинное масло. Когда стержень остынет, его тщательно протирают тряпкой, снимают мелкой наждачной шкуркой окалину, снова раскаляют до светло-золотистого цвета и тут же опускают в воду. Теперь остается вставить резец в деревянный черенок и заточить. Заточка производится под углом на абразивном бруске, как показано на рисунке. Брусок надо смазать машинным маслом или скипидаром. Можно получить резец, заточив, например, нерабочий, конец стального ученического пера. В качестве крупного резца используется также полукруглая столярная стамеска.
Для успешной работы нужно по крайней мере три инструмента: полукруглый в сечении резец, остроугольный резец и нож с наискось заточенным лезвием или же обыкновенный перочинный нож. Полукруглые резцы служат для удаления значительных участков линолеума, чтобы получить на оттиске белый фон.
Остроугольным резцом проводят тонкие бороздки, соответствующие на оттиске белым линиям и штрихам. Если же нужна черная линия или штрих на белом фоне, то удобнее всего пользоваться ножом.
Во время работы не следует держать кисть левой руки в направлении движения резца, так как он может сорваться. Чаще срываются тупые резцы.
Работа обычно начинается с эскиза, который в окончательном виде делается черной тушью или гуашевыми белилами по черной бумаге в натуральную величину будущей гравюры. В эскизе необходимо тщательно продумать композицию и все детали, от которых зависит художественная выразительность будущей гравюры.
В технике линогравюры различают два принципиально различных приема работы: белым и черным штрихом. В первом случае форму строят на черном фоне белыми линиями, подобно тому как если бы вы рисовали мелом на классной доске. Во втором — каждая линия рисунка, перенесенного на линолеум, обрезается с двух сторон, а весь фон углубляется. Выпуклыми остаются только линии, которые соответственно на оттиске будут черными на белом фоне. Второй способ, может быть, несколько легче, но зато более кропотлив.
Основная задача при этом — терпеливо обрезать ножом каждую линию переведенного на линолеум рисунка, который получится в обратном (зеркальном) изображении, а при печати снова в прямом. Об этом начинающие художники часто забывают, и на оттиске рисунок оказывается перевернутым, то есть то, что в действительности является правым, будет левым и наоборот.
При работе белым штрихом рисунок делается также в обратном изображении, но лишь в общих чертах, а прорабатывается непосредственно во время гравирования. Различная степень светлоты в гравюре передается за счет более редкой или более густой штриховки. Чем чаще нарезаны белые штрихи, тем светлее будет выглядеть вся плоскость.
После того как работа резцами закончена, приступают к печатанию. Для этого необходимы черная масляная типографская краска, валик или тампон и бумага. Можно использовать обыкновенную масляную художественную краску, предварительно удалив из нее излишки масла. Краску выдавливают на промокательную бумагу и примерно через день, когда значительная часть масла уйдет, ее собирают и перемешивают. Краска наносится валиком, типографским или фотографическим.
Сначала ее раскатывают на стекле, а затем переносят на линолеум. Вместо валика можно использовать и кожаный тампон. Краски нужно наносить не слишком много, чтобы она не попадала в углубления и не забивала штрихи, которые должны остаться на оттиске белыми.
Если же краски будет недостаточно, то оттиск получится серым. Чувство меры появится после того, как вы напечатаете несколько гравюр.
Печатание линогравюр художниками-профессионалами обычно производится на станке, но можно печатать и вручную. На линолеум, лежащий награвированной стороной вверх, кладут бумагу, на которой должен получиться оттиск, а сверху другой лист и притирают их твердым предметом — ручкой расчески, ложкой и др. Для лучшего скольжения поверхность бумаги натирают воском.
Бумага для печати должна быть мягкой. Помните, что на толстой бумаге труднее сделать хороший оттиск. Лист берется несколько большего размера, чтобы полученный оттиск имел поля, которые во многом определяют красоту гравюры.
Как проконтролировать, все ли места отпечатались? Существует следующий способ: поверх бумаги, на которой печатают, кладут плотный лист, сверху навощенный, а снизу зачерненный мягким графитным карандашом. Приподнимая картонку, смотрите, какие места уже притерты, а какие нет.
Конечно, не все будет получаться сразу, но уже после исполнения первых работ будет накапливаться опыт.
Постепенно вы поймете многие тонкости искусства линогравюры, этого интересного вида графического искусства. Желаем успехов!Напечатав первый оттиск, внимательно рассмотрите его, все ли получилось так, как вы хотели.
Затем сделайте некоторые поправки. Например, если участки, которые должны быть белыми, оказались запачканными, то нужно эти места на линолеуме углубить и выровнять. На черном фоне можно добавить белые штрихи, срезав лишние черные места, но дополнить изображение черными штрихами или пятнами уже нельзя. Поэтому напоминаем еще раз: тщательно прорабатывайте решение темы на эскизе. А. ЗАЙЦЕВ
|