Art Gallery

Портал для творческих людей   [email protected]   8-908-796-75-65 / 1win

 

Поиск по сайту

Сейчас 16 гостей онлайн

Мы в контакте

Новости СМИ2

Линогравюра PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 11
ХудшийЛучший 
Словарь художника

ЛИНОГРАВЮРА


Картинка 14 из 8366

Линогравюра — способ гравирования на линолеуме.

Возник на рубеже XIXXX с изобретением линолеума.

Линогравюра относится к типу высокой, или вы­пуклой, гравюры. Это значит, печатная форма выре­зается таким образом, что на оттиске отпечатывают­ся выпуклые места, а углубления остаются белыми.

Линолеум представляет собой хороший материал для гравюр большого размера. Для гравирования применяют линолеум толщиной от 2,5 до 5 мм. Инструменты для линогравюры используют те же, что и для продольной гравюры: угловые и продольные стамески, а также нож для точной обрезки мелких деталей.

При печати линогравюры используют те же типографские краски, что и при печати ксилографии. Накатывать краску на линолеум лучше всего вальцмассовым валиком, при этом важно отрегулировать количество краски, наносимой на линогравюру: ее не должно быть много, чтобы не залить мелкий штрих, и не должно быть мало, чтобы не возникли непропечатки.

Е. Кру г л и к о в а. В печатной мастерской. 1930.

Для занятий линогравюрой нужно обзавестись необходимыми материалами и инструментами. Глав­ным материалом служит линолеум, применяемый для покрытия полов. Можно использовать как новый, так и старый, бывший в употреблении линолеум.

Он должен иметь ровную и гладкую поверхность. Для этого следует, смачивая его водой, отшлифовать куском пемзы, точильным камнем или наждачной шкуркой. Сначала шлифовка производится грубым шлифовочным материалом, чтобы удалить наибо­лее крупные царапины и неровности, затем до окон­чательной гладкости доводится самой мелкой на­ждачной бумагой («нулевкои») или абразивным бруском. Пригоден для гравирования также и пла­стик, позволяющий вырезать четкие и гонкие линии. На пластике работают многие современные граверы.

Резцы для гравирования продаются в специализи­рованных магазинах Художественного фонда. Мож­но изготовить и самодельные из старых зонтичных спиц. Спицу разрубают на отрезки длиной 60 — 80 миллиметров и закаливают на огне, не доводя до белого каления. Затем заготовку опускают в ма­шинное масло. Когда стержень остынет, его тща­тельно протирают тряпкой, снимают мелкой наж­дачной шкуркой окалину, снова раскаляют до свет­ло-золотистого цвета и тут же опускают в воду. Те­перь остается вставить резец в деревянный черенок и заточить. Заточка производится под углом на аб­разивном бруске, как показано на рисунке. Брусок надо смазать машинным маслом или скипидаром. Можно получить резец, заточив, например, нерабо­чий, конец стального ученического пера. В качестве крупного резца используется также полукруглая столярная стамеска.

Б. Кустодиев. Волга. 1926.

Для успешной работы нужно по крайней мере три инструмента: полукруглый в сечении резец, остроугольный резец и нож с наискось заточенным лезвием или же обыкновенный перочинный нож. По­лукруглые резцы служат для удаления значительных участков линолеума, чтобы получить на оттиске бе­лый фон.

Пример печати тона различными черными и белыми штрихами. Пример печати тона пунктиром (точками).

Остроугольным резцом проводят тонкие бороздки, соответствующие на оттиске белым ли­ниям и штрихам. Если же нужна черная линия или штрих на белом фоне, то удобнее всего пользовать­ся ножом.

Во время работы не следует держать кисть левой руки в направлении движения резца, так как он мо­жет сорваться. Чаще срываются тупые резцы.

Работа обычно начинается с эскиза, который в окончательном виде делается черной тушью или гуашевыми белилами по черной бумаге в натураль­ную величину будущей гравюры. В эскизе необхо­димо тщательно продумать композицию и все дета­ли, от которых зависит художественная выразитель­ность будущей гравюры.

В технике линогравюры различают два принци­пиально различных приема работы: белым и черным штрихом. В первом случае форму строят на черном фоне белыми линиями, подобно тому как если бы вы рисовали мелом на классной доске. Во втором — каждая линия рисунка, перенесенного на линолеум, обрезается с двух сторон, а весь фон углубляется. Выпуклыми остаются только линии, которые соот­ветственно на оттиске будут черными на белом фо­не. Второй способ, может быть, несколько легче, но зато более кропотлив.

Основная задача при этом — терпеливо обрезать ножом каждую линию переведенного на линолеум рисунка, который полу­чится в обратном (зеркальном) изображении, а при печати снова в прямом. Об этом начинающие художники часто забывают, и на оттиске рисунок оказы­вается перевернутым, то есть то, что в действитель­ности является правым, будет левым и наоборот.

В. Васильев. Музыка. Из серии «Старое и новое» 1965.

При работе белым штрихом рисунок делается также в обратном изображении, но лишь в общих чертах, а прорабатывается непосредственно во вре­мя гравирования. Различная степень светлоты в гра­вюре передается за счет более редкой или более густой штриховки. Чем чаще нарезаны белые штри­хи, тем светлее будет выглядеть вся плоскость.

После того как работа резцами закончена, присту­пают к печатанию. Для этого необходимы черная масляная типографская краска, валик или тампон и бумага. Можно использовать обыкновенную масля­ную художественную краску, предварительно уда­лив из нее излишки масла. Краску выдавливают на промокательную бумагу и примерно через день, когда значительная часть масла уйдет, ее собирают и перемешивают. Краска наносится валиком, типог­рафским или фотографическим.

А. Бородин. Пейзаж со всадником. 1963.

Сначала ее раска­тывают на стекле, а затем переносят на линолеум. Вместо валика можно использовать и кожаный там­пон. Краски нужно наносить не слишком много, чтобы она не попадала в углубления и не забивала штрихи, которые должны остаться на оттиске белы­ми.


И. Павлов. Стена Новодевичьего монастыря. 1921.Если же краски будет недостаточно, то оттиск получится серым. Чувство меры появится после то­го, как вы напечатаете несколько гравюр.

Печатание линогравюр художниками-профессио­налами обычно производится на станке, но можно печатать и вручную. На линолеум, лежащий награ­вированной стороной вверх, кладут бумагу, на кото­рой должен получиться оттиск, а сверху другой лист и притирают их твердым предметом — ручкой рас­чески, ложкой и др. Для лучшего скольжения по­верхность бумаги натирают воском.

А. Скирутите. Песня моей Родины. 1961.

Бумага для печати должна быть мягкой. Помните, что на толстой бумаге труднее сделать хороший оттиск. Лист берется несколько большего размера, чтобы полученный оттиск имел поля, которые во многом определяют красоту гравюры.

Как проконтролировать, все ли места отпечата­лись? Существует следующий способ: поверх бума­ги, на которой печатают, кладут плотный лист, свер­ху навощенный, а снизу зачерненный мягким гра­фитным карандашом. Приподнимая картонку, смот­рите, какие места уже притерты, а какие нет.


Конечно, не все будет получаться сразу, но уже после исполнения первых работ будет накапливать­ся опыт.

В. Бибиков. Портрет народного художника-гравера И. Н. Павлова

Постепенно вы поймете многие тонкости искусства линогравюры, этого интересного вида гра­фического искусства. Желаем успехов!Напечатав первый оттиск, внимательно рассмот­рите его, все ли получилось так, как вы хотели.

Затем сделайте некоторые поправки. Например, если участки, которые должны быть белыми, оказались запачканными, то нужно эти места на линолеуме уг­лубить и выровнять. На черном фоне можно доба­вить белые штрихи, срезав лишние черные места, но дополнить изображение черными штрихами или пятнами уже нельзя. Поэтому напоминаем еще раз: тщательно прорабатывайте решение темы на эскизе.

А. ЗАЙЦЕВ

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2022 - Шедевры Омска. Все права защищены.