Art Gallery

Портал для творческих людей   [email protected]   8-908-796-75-65 / 1win

 

Поиск по сайту

Сейчас 96 гостей онлайн

Мы в контакте

Новости СМИ2

Эстамп PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 14
ХудшийЛучший 
Словарь художника

Эстамп (фр. estampe, от итал. stampa) — произведение графического искусства, представляющее собой гравюрный либо иной оттиск на бумаге с печатной формы (матрицы). Эстамп, как произведение тиражной графики, обладает спецификой в отношении авторства: оригинальными считаются те отпечатки, которые сделаны самим художником или печатником при участии автора. В Европе техники эстампа стали известны с XV века. Вначале не как самостоятельный раздел изобразительного искусства, а лишь как технический прием размножения изображений. Первые оттиски делались с гравированных деревянных досок. Приобретались они теми, кто не мог себе позволить уникальные работы.

Виды эстампа

В зависимости от способа создания печатной формы и метода печати эстампные техники можно разделить на четыре больших объема.

 

Большим и важным разделом станковой графики является эстамп. Чтобы лучше понять его особенности, необходимо кратко ознакомиться с принципами печати в искусстве эстампа. Художник создает на твердых материалах (литографском камне, деревянной доске, металлической пластине, линолеуме и т. д.) так называемую печатную форму, с которой и производится печатание художественного произведения - эстампа.


Для того чтобы отпечатать в типографии репродукцию, плакат, иллюстрацию, этикетку и так далее, тоже изготовляется печатная форма, но делается она с оригинального произведения художника фотомеханическим способом с помощью специальных аппаратов и машин. Такая печатная форма называется типографской или машинной, а печать с нее - типографской или полиграфической печатью.


Печатная форма в эстампе, созданная руками автора-художника, называется авторской печатной формой, а печать, в отличие от типографской, мы называем художественной печатью.

 

Различные способы создания эстампа в зависимости от материала печатной формы (камень, дерево, металл, линолеум) называются графическими техниками. К наиболее распространенным графическим техникам относятся: ксилография, офорт, литография и линогравюра.

 

В искусстве графики различают три вида печати: высокая или выпуклая печать, где изображение отпечатывается на бумагу с возвышенных, выступающих мест печатной формы (например, в ксилографии и линогравюре); глубокая печать, где изображение оттискивается на бумагу из углубленных мест печатной формы (например, в офорте), и плоская печать, где изображение печатается с гладкой, ровной поверхности печатной формы (например, в литографии).



Каковы же те художественные достоинства, которые выдвигают эстамп в число наиболее важных видов современного изобразительного искусства?


Прежде всего, печать придает эстампу такие особые художественные качества, такое звучание линии, пятна и цвета, какие несвойственны произведениям других видов графики. В каждом виде печати, как мы убедимся, эти достоинства будут разными.


Авторская печатная форма дает возможность создавать подлинные художественные произведения не в одном, а во множестве экземпляров одинаковой художественной ценности.

 

Количество возможных оттисков (тираж эстампа) зависит от материала печатной формы и от способов ее выполнения.

Автор сам участвует во всех процессах создания эстампа - от изготовления печатной формы до печатания и оформления оттиска. Исходя из замысла, он избирает технику, манеру исполнения, определяет качество краски и бумаги, способы печати и т. д.

 

Только большой практический опыт позволяет художнику свободно владеть материалом, умножать творческие находки и вырабатывать свой индивидуальный почерк. Автор придирчиво следит за качеством каждого оттиска, отбирает, подписывает и выпускает в свет только самые лучшие листы. Все экземпляры авторского тиража имеют ценность оригинала и в то же время не бывают абсолютно одинаковыми. В каждом следующем оттиске художник может чуть изменить качество краски и бумаги, различными способами усилить или ослабить интенсивность тона всего эстампа или отдельных его мест. Все это, не нарушая общего впечатления, вносит своеобразные оттенки в каждый лист.

 

Отпечатав часть тиража, автор может внести в печатную форму поправки и изменения и продолжать печатание. В этом случае эстампы появляются на свет в нескольких состояниях. Некоторые офорты Рембрандта, например, дошли до нас в нескольких состояниях, и каждое из них по-своему привлекательно. Такие возможности художник чрезвычайно ценит и не стремится сделать все оттиски совершенно тождественными. При репродуцировании эстампа воспроизводится обычно только одно состояние, только один из лучших вариантов оттиска.


Необходимо отметить два момента из истории развития искусства эстампа. Большинство графических техник (а в особенности ксилография, резцовая гравюра, офорт и литография) с момента их возникновения и примерно до середины XIX века служили не только художественному творчеству, но являлись средством воспроизведения (репродуцирования) произведений всех видов изобразительного искусства.

 

Фотографии, фотомеханических способов репродуцирования человек долгое время не знал. Произведения искусства (главным образом живописи) перерисовывались на печатную форму и с нее оттискивались отдельными листами в виде гравюр и литографий.


Гравированием (от французского "graver" - вырезать) называется процесс создания печатной формы в ряде техник. При помощи специальных инструментов художник вырезает (гравирует) на твердом материале печатную форму. В настоящее время к гравированию относят и химические способы обработки печатной формы (травление).

 

Процесс гравирования присущ ксилографии, резцовой гравюре, офорту, линогравюре и некоторым другим техникам. Гравюрой называются произведения графики, отпечатанные с гравированной печатной формы.

 

В зависимости от принципа печатания оттисков различают гравюру выпуклую и углубленную. На старинных гравюрах можно видеть несколько подписей мастеров, трудившихся над ее созданием, например "написал", "изобразил" (автор художественного произведения); "зарисовал" (перерисовал с произведения для гравюры); "гравировал", "вырезал" (создал печатную форму); "изготовил", "выполнил" (печатал).

 

Какими бы виртуозами эти мастера ни были, репродукция, конечно, была несовершенной. Труд многочисленных мастеров-репродукционистов был, разумеется, необходим, но репродукционный эстамп погубил множество талантливых художников. Они превращались в ремесленников, вынужденных забросить самостоятельное творчество, всю жизнь перерисовывать, копировать чужие произведения, изощряться в технических приемах, чтобы как можно более приблизиться к оригиналу. Кропотливым трудом эти мастера выработали изумительные по виртуозности технические приемы, создали целые школы репродукционной гравюры и литографии. Но методы и многие технические приемы репродукционного эстампа оказались непригодными для творчества, сковывали художников и не могли не сказаться отрицательно на развитии искусства графики.


Второй важный момент из истории эстампа. В условиях феодальных, монархических или буржуазно-демократических государств эстамп объявлялся уделом аристократов, искусством избранных, недоступным пониманию простого человека, "черни". В привилегированных слоях общества сформировался целый культ эстампа. Используя свое социальное положение, власть денег, "избранные" диктовали художникам темы и сюжеты, поощряли угодных им мастеров. Объявив эстамп искусством камерным, произведения которого предназначены для папок любителей, для кабинетов и гостиных аристократических домов, они требовали строго ограниченных небольших размеров и определенных приемов исполнения эстампа.

 

Эстамп занимает важное место в истории западной культуры. Он тесно связан  с  историей книгопечатания, бывшего главной отраслью  потребления  эстампа и значительно повлиявшего на его развитие.

В Европе  эстамп   появился   около 1400,  возможно  даже  около  1350. Сначала появилась гравюра на  дереве,  затем - на меди.  С появлением углубленной гравюры печать эстампов начала  развиваться  в  прирейнских странах; в прекрасных по исполнению работах.   Мастера  игральных  карт, мастера 1446 года,  мастера Е.  S., мастера  Домашней книги, Шонгауэра трактовка пространства уже  предвещает  эпоху  Возрождения.

В Италии основным центром эстампа стала Флоренция. Флорентийские гравюры этого периода, в которых чувствуется влияние перового рисунка,  создавались в кругу Боттичелли.  Но  величайшим гравером  своего  времени,  влияние которого  трудно  переоценить,  был Дюрер.  Он придал гравюре на дереве совершенство рисунка и композиционные качества живописи.  Каждый лист Дюрера - подлинный шедевр. Он работал также в технике гравюры на меди и создал несколько офортов на  стали.  В  Германии  в первой половине XVI в.  графика  была  представлена работами  Ханса  Бургкмайра,  Ганса Бальдунга Грина,  Вехтлина,  Лукаса Кранаха, Урса Графа. Нидерландский мастер  Лука Лейденский был подвержен влиянию Дюрера  и итальянца Маркантонио Раймонди. Имя последнего тесно связано  с  именем Рафаэля.  Раймонди является родоначальником репродукционной  гравюры, просуществовавшей до XIX в. В кругу Рафаэля кьяроскуро,  введенная  Уго да Капри,  соперничала с резцом.

В XVI-XVII вв. репродукционная гравюра   получила   распространение  во Фландрии благодаря деятельности Иеронимуса Кока, опубликовавшего произведения   Брейгеля.   Голландский маньеризм конца XVI в.  представлен школой Г. Готциуса, из которой вышли  первые  граверы,  работавшие по эскизам Рубенса.  Офорт,  в котором сочетаются черты сухой иглы и резца и который появился  около  1500,  у Пармиджанино,  а  позже,  Скьявоне, стал гибкой и богатой техникой. Бароччо   использовал  травление.  А.Карраччи в своих  работах  соединял офорт  с резцом.  Вскоре последовал новый  всплеск  искусства  гравюры, проявившийся в творчестве Гвидо Рени,  Белланжа, Ван Дейка и, особенно, Рембрандта, посвятившего эстампу значительную часть своего  творчества.

Офорт имел большой успех во Франции, Голландии и Италии. Калло, первым среди французских художников,  выполнил  серию офортов:<Каприччи> (1617) и <Бедствия  войны> (1632). Он был только рисовальщиком и гравером.  Его влиянием отмечено   творчество  Стефано  делла Белла,  Абрахама Бросса,  Перелле и Исраэля Сильвестра.  Наряду с этими профессиональными граверами,  французские  граверы-портретисты  - Жан Морен,  Клод Меллан - переводили  в гравюру  свои собственные рисунки и работы других художников.  Эта традиция была очень сильна в XVII в. и продолжилась в следующем  столетии.

Художники  XVII- XVIII вв.  стремились достичь в резцовой  гравюре  и офорте большую мягкость (так появилась,  например, <карандашная манера>).  В XVIII в. профессия гравера достигла   наивысшей    технической утонченности. Некоторые французские художники стали авторами  собственных офортов,  например, Ватто, Фрагонар и Габриэль  де  Сент-Обен.  В Венеции   эстамп  приобрел  большое значение благодаря  Каналетто,  Тьеполо  и Пиранези.  Офорты Пиранези (<Тюрьмы>  и  многочисленные  <Виды Рима>)  считаются шедеврами искусства XVIII в.  Под влиянием  Тьеполо Гойя  в  своих  работах использовал свободную и  выразительную  технику акватинты, подчас имитирующую акварель.  Широкое распространение  литографии, открытой еще в конце XVIII в., относится уже к эпохе романтизма (тот же Гойя).

В Англии офортисты были сатириками, создававшими гравюры  быстро,  свободно и мощно. Самым знаменитым был Хогарт, по рисункам  которого гравировали другие мастера-граверы.

В XIX  в.  с  развитием  техники  и изобретением  фотографии  произошел всплеск графического искусства. Появились  новые  техники  -  цветная гравюра на дереве и  литография,  к которой  обращались многие художники, в частности, Домье. Он способствовал   формированию   характерных черт эстампа XIX в.  Параллельно, в творчестве  Прюдона,  развивалась и репродукционная гравюра.  Такие художники, как Жерико и Делакруа, обращались к литографии,  а Поль  Юэ, Добиньи, Милле, Уистлер - к офорту. Последователями   этих   офортистов стали импрессионисты:  Мане, Дега и особенно Писсарро.

Около 1890  начался  период  возрождения эстампа. Цветная литография процветала  благодаря работам ведущих мастеров. Но подлинный успех имели плакаты (Жюль Шере и А.  Муха).  Серию шедевров в этом жанре  создали  Боннар  и  Тулуз-Лотрек.  Через  них  литография вышла на  улицы  городов,  принимая монументальные  размеры.  Художники не ограничивались  плакатами,  новшества  проявлялись  и  в отдельных литографиях,  и в целых  сериях.  В этой области успешно работали, например,  почти все художники  группы <Наби>.

Благодаря творчеству Уильяма Морриса, Гогена и Мунка возобновился интерес  к гравюре на дереве.  Работы Мунка,  лучшие из которых исполнены в  период до 1900,  были продолжены немецкими экспрессионистами,  которые  увидели  в  эстампе абсолютный художественный язык (Кирхнер, Нольде,   Мюллер,  Шмидт-Ротлуфф,  Хеккель).

Кубизм способствовал некоторому    возрождению   классического офорта и резцовой гравюры (Пикассо, Брак, Маркуси, Вийон). Дань гравюре отдали почти все великие мастера XX в.  Прекрасные произведения созданы Матиссом,  Клее, Шагалом, Миро.

Сегодня  эстампы предназначаются скорее для книжной иллюстрации или для украшения стен, а не для коллекционирования. Так же можно объяснить и распространение литографии,  исполнение  которой  нередко  поручалось мастеровым, - но литография слишком легко превращалась в роскошную репродукцию. Исключением являются, конечно же, литографии Дюбюффе.

В США широко распространился первоначальный вариант эстампа (Дж. Джонс, Раушенберг).

Шелкография -  это техника эстампа, основанная на использовании экранов из  непромокаемого шелка,  расположенных между бумагой и  тушью.  Эту технику  успешно  применяли  Китай, Алберс, Энди Уорхол и многие другие художники.

В России эстамп распространялся среди народа в очень своеобразной форме лубка. Печатные формы создавались главным образом на деревянных досках, оттиски нередко раскрашивались от руки. Лубки распространялись офенями - книгоношами - по всей стране, а порой и нелегальным путем. Содержание лубков было самым разнообразным и во многих случаях далеко не безобидным для господ и их прислужников. Многие лубки привлекали декоративностью, нарядностью, свойственными народному искусству, простотой изобразительных средств и ясностью замысла.


Никогда еще не было таких благоприятных условий для развития эстампа, какие создала советская действительность. Этот вид графики необычайно современен и своей массовостью, остротой и подвижностью как нельзя лучше соответствует задачам времени, укладу и темпам нашей жизни.


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2021 - Шедевры Омска. Все права защищены.