Art Gallery

Портал для творческих людей   [email protected]   8-908-796-75-65 / 1win

 

Поиск по сайту

Сейчас 67 гостей онлайн

Мы в контакте

Новости СМИ2

Мягкий лак PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 
Словарь художника

Мягкий лак

Ранней весной (В. Звонцов, 1962 г.) Так называют одну из манер офорта. Эта манера своим названием обязана специфическому кислотоупорному лаку, которым покрывается гравировальная доска. В состав этого лака входит наполнитель (баранье сало), который делает его очень подвижным, позволяющим срываться с офортной доски при легком соприкосновении с ним, обнажая металл, делая его готовым к травлению.

На поверхность подготовленной доски с нанесенным на нее кислотоупорным слоем мягкого (срывного) лака осторожно накладывается лист тонкой и мягкой бумаги — зернистой и шероховатой стороной к лаку. Бумага и доска неподвижно закрепляются на столе, после чего мягкими карандашами на бумагу наносится рисунок. Карандаш продавливает бумагу, и та в свою очередь прилипает к мягкому лаку

Больной ребенок (Т. Стайнлен, 1902 г.) В зависимости от нажима бумага больше или меньше прилипает к лаку, и когда ее приподнимают, она срывает лак с печатной формы, обнажая металл, готовый к травлению. При необходимости внести другую фактуру в рисунок можно заменить рисующую поверхность, например поместив между доской и бумагой тонкую материю или грубую марлевую ткань. 

В любом случае фактура оттиска с протравленной доски выглядит ноздреватой, с красивыми зернистыми штрихами, напоминающими карандашные. Гравюра, выполненная в манере мягкого лака, внешне похожа на мягкий, свободный, шероховатый и глубокий в тенях рисунок, представляющий собой комбинацию из зернистых штрихов и тоновых пятен, отпечатанных на бумаге в результате тиснения с помощью офортного станка.

Оттиск мягкого лака напоминает карандашный или угольный рисунок. Гравюре в технике мягкого лака присущ мягкий, зернистый штрих, имитирующий рисунок углём или карандашом. Имея достаточно полное представление о процессе рисования на печатной форме, можно легко определить манеру мягкого лака и отличить ее от карандашной манеры, с которой ее сближают внешние схожие признаки. 

Пруд вечером (А.Е. Денисов, 1990 г.) При распознавании гравюры следует внимательно осмотреть чистые поверхности, на которых нет штрихов. Эти места на оттиске в большинстве случаев имеют точечные мелкие вкрапления краски. Дело в том, что на поверхность формы наносится довольно тонкий слой мягкого лака, и бумага, даже без нажима, под собственным весом прогибается и касается его, и ее шероховатая поверхность незначительно обнажает металл. В процессе травления кислота в этих местах «пробивает» лак, и при печати микроскопические точки появляются на чистых местах гравюры. Опытные офортисты знают об этом и стараются самые чистые места выкрывать кислотоупорным лаком. В таком случае на оттиске можно при большом увеличении заметить резкие границы этого выкрывания.

Явление ангела апостолу Петру Границей любого оттиска служат фаски (косые срезы краев доски), которые выдавливаются на бумаге и являются также и краями печатающей поверхности. При создании гравюры в манере мягкого лака граница изображения отодвигается от фасок на 5—8 мм., образуя фасеты. Это чистое поле, обрамляющее изображение по всему периметру, получается в результате выкрывания его жидким лаком с целью предохранить края гравировальной доски от случайных захватов пальцами в процессе травления и промывки. Наличие чистых фасетт на оттиске также говорит о том, что гравюра, возможно, выполнена в манере мягкого лака, хотя такие фасетты могут быть и в акватинте.

Техника мягкий лак известна с 17 в., но применялась преимущественно гравёрами 19—20 в. (О.А. Кипренский, В.Д. Фалимов, Е.С. Кругликова в России, К. Кальвиц в Германии).

При создании статьи использованы материалы с сайта Иван Крылов.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2022 - Шедевры Омска. Все права защищены.