УКРАИНСКОЕ ТКАЧЕСТВО
Среди художественных ремесел, которыми славится Украина, важное место занимает ткачество. Это один из самых древних и распространенных видов народного искусства. С незапамятных времен крестьяне на территории Украины выращивали лен и коноплю, разводили овец. Затем сами обрабатывали сырье, пряли и ткали. Долгими зимними вечерами почти в каждой хате слышно было ритмичное постукивание ткацкого станка.
Деревенские ткачи изготовляли практически все ткани, необходимые для убранства жилья и пошива одежды. Самые простые — полотно и холст — вырабатывались из пряжи лучших сортов и использовались в основном для нужд семьи. Например, из них шили сорочки и полотенца (рушники), которые затем украшали богатой вышивкой. Украинские полотна славились выработкой, а холсты - разнообразием и красотой узоров. Они пользовались большим спросом не только на местном рынке, но и далеко за пределами страны.
Конструкция самодельного ткацкого станка почти одинакова во всех областях Украины и аналогична устройству ткацких станков во многих других странах. Этим до известной степени объясняется общность некоторых приемов декоративного оформления тканей у разных народов. Техника ткачества основана на делении нитей на основу и уток, которые пропускаются под прямым углом друг к другу. Орнамент поэтому всегда геометрический, состоящий из различных по размеру квадратиков, треугольников, ромбов, зигзагов. В народе традиционные его виды до сего дня носят старинные названия: «сосенка», «гречка», «кресты», «ромбы»...
Красивые узорчатые ткани изготавливали обычно на пеньковой основе с утком из льна или шерсти, а с развитием мануфактур и из хлопчатобумажной пряжи. Рисунок создавался за счет самого переплетения нитей. Сочетание суровых ниток домашней пряжи с белыми фабричными делало орнамент более выразительным. Иногда мастер использовал основу и уток одного цвета, и тогда узор выявлялся своеобразной «игрой фактур». Ткани такого рода называют светотеневыми в отличие от холстов цветового эффекта, где орнамент рисуют переплетающиеся нити разного цвета.
Предметы убранства жилья - покрывала (рядна), скатерти, полотенца, наволочки — ткали обычно на станке с четырьмя подножками, а при более сложном узоре и с восемью. Подножки эти связаны с ремизками, в каждую из которых пропущены определенные нити основы. Когда нужно, мастер поднимает их и в образовавшийся «зев» пропускает нить утка. Так раз за разом и рождается узор.
Казалось бы, возможности ручного станка незначительны. Однако, бесконечно варьируя узоры, находя все новые сочетания мотивов, вводя в ткань полосы разного цвета, ткач или ткачиха проявляют себя как подлинные художники.
Фантазия мастеров столь богата, что сосчитать число вариантов оформления тканей просто невозможно. Тем более что почти каждая область Украины имеет свои особенные мотивы, приемы и расцветки. Например, на Подолии наряду с бело-серыми покрывалами ткали цветные — с поперечными полосами разной ширины, соединенными узенькой черной полоской или изящным тканым рисунком в виде зигзага или рубчиков. На Киевщине рядна делали серо-белые с фактурным рисунком и только на концах вводили несколько красных и черных полос. Житомирские мастера изготавливали ярко-зеленые или черные покрывала с геометризованными цветами из окрашенной шерсти. И уж совсем иначе выглядели изделия, выполненные в западных областях Украины — Львовской, Ивано-Франковской, Ужгородской. Тут даже в разных местностях у ткачества свои яркие особенности. Скажем, в Ивано-Франковской области покрывала имеют в своей основе бордовый цвет, а в селе Космач те же самые «вереты» решаются в оранжево-желтой гамме. Словно бы цвет осеннего золота и багрянца, покрывающего окрестные горы, перешел на ткани.
Еще нагляднее областные отличия проявляются в ткачестве полотенец. Рушники в старину занимали в быту очень важное место и сопровождали человека от самого его рождения до похорон. Понятно, почему в их узорах и расцветке с такой полнотой выразила себя душа украинского народа.
Чаще всего полотенца выполнялись в технике челночного ткачества. Им присуща поперечно-полосатая орнаментация, так как цветная нить, которая ведется несколькими челноками (сколько цветов, столько и челноков), проходит вдоль всей ширины ткани. Выполненный «ступеньками» орнамент строго геометричен и органично связан с фоном, причем полосы узоров расположены по концам рушника, а середина нередко ткется в другой технике.
Такие полотенца создавали мастера Киевской, Житомирской, Ивано-Франковской, Винницкой областей. Особой красотой и изяществом рисунка отмечены рушники Богуслава. Иногда большая часть поля украшена композицией, состоящей из сочетания орнаментированных и гладких полос. Основной цвет — красный, лишь изредка в него вплетается узенькая черная или синяя полоса.
Широко распространены были челночные рушники на западе и юго-западе Украины. Там они отличались многоцветьем: в обычные сочетания красного и черного цвета вводились различные оттенки желтого, оранжевого, зеленого и синего. Впрочем, и красный цвет не везде одинаков. В Киевской, Черкасской, Полтавской областях он скорее алый, а вот в Тернопольской, Хмельницкой — густой и темный, близкий к вишневому.
Распространено в Украине и так называемое переборное ткачество, техника которого дает мастеру возможность свободно располагать на ткани узор с любыми геометризованными мотивами. С давних времен важным кустарным промыслом было изготовление декоративных переборных рушников. Ткали их и в Киевской, и в Черниговской областях. Самым же известным центром с конца XIX века стал город Кролевец Сумской области. Слава о кролевецких узорах обошла чуть ли не весь мир.
Что отличает переборные рушники? Рисунок сосредоточен на концах и постепенно облегчается по направлению к центру. Поперечные полосы не играют такой роли, как при челночном ткачестве. Наоборот, для композиции подобных изделий характерны четко выраженная вертикальная ось и строгая симметрия узора. Рисунок может быть легким, так как элементы его крупные и размещены редко. Это цветы, звери, птицы. Часто встречается знаменитое Древо Жизни, решенное как простое дерево или даже букет.
Переборные ткани, как и челночные, выполнялись разными способами. В старину существовал односторонний и двусторонний перебор, то есть рисунок «читался» только с лица или же и с изнанки. В двустороннем переборе различались свои приемы. Например, «под полотно» - когда более толстая нитка утка лежала в одной плоскости с полотном фона; «под репс» — когда перекрытием нескольких нитей основы и пропуском одной создавались выпуклые вертикальные рубчики; «под пару» - так звалась техника, дающая более выпуклый узор потому, что нитка утка перекрывала сразу две нитки основы. Наиболее эффектным приемом является «вибор», позволяющий создать рельефный красочный узор.
В старину рушники ткали красным по белому полотну. К концу XIX столетия стали ткать и белым по красному, редко по синему полю. Вводились так же другие цвета: на Полтавщине — синий, на Подолии - черный и желтый, на Буковине — многоцветье. Крупные ярко-красные пятна кролевецких переборов эффектно смотрелись на белой стене хаты в центральных областях Украины. Столь же выразительны были и узенькие полоски контрастных цветовых сочетаний на фоне деревянных стен гуцульского дома.
В наши дни форма переборных тканей продолжает развиваться. Творчески перерабатывая приемы, сохраняя национальные художественные традиции, украинские мастера создают сегодня подлинно современные произведения, удачно вписывающиеся в интерьер жилищ. Центрами народного ткачества в Украине остаются Кролевец (Сумской области), Богуслав, Иваэдов (Киевской области), Косов, Шешоры, Космач (Ивано-Франковской области), Дегтяри (Полтавской области).
Особый интерес представляют плахты — переборные ткани в клетку с орнаментальными мотивами. В старину плахта была частью народной одежды (запахивающаяся юбка). Современные мастера по ее мотивам создают декоративные покрывала, подушки и другие изделия. Переборная, а иногда и челночная плахта часто выполняется как двусторонняя ткань, причем лицо и изнанка «читаются» как позитив и негатив. По композиции и расцветке узоры весьма разнообразны, но орнамент всегда строго геометричен. Клетки отделены друг от друга полосками, которые и определяют регулярность композиции. В клетке помещен рисунок, занимающий ровно половину всего поля. Тут и прямоугольники, и звездочки, и другие мелкие мотивы. Они размещены так, что само поле тоже «читается» как рисунок. Таким образом, узор в одной клетке часто повторяется в соседней рисунком самого поля.
В последние годы украинское ткачество развивается особенно активно. Народные мастера создают сегодня замечательные тканые изделия. У лучших ткачей немало учеников, которым они передают все тайны творчества. И верится, что со временем молодые люди станут настоящими мастерами и принесут новую славу народному искусству Украины.
Л. ЖОГОЛЬ
|