ИСКУССТВО НАРОДОВ ВОСТОКА
КАЗАХСКИЕ УЗОРЫ
Декоративно-прикладное искусство Казахстана берет начало в глубине веков. Ковровые изделия, резьба по дереву, тиснение по коже и, конечно, узорные войлоки издавна украшали жилища казахов-кочевников.
Неповторимы и своеобразны валяные ковры: текемет, сырмак и тускииз. При изготовлении текемета на циновке раскладывают однотонную, белую или коричневую, промытую и расчесанную шерсть. Поверх нее кладут заранее вырезанный узор из цветной шерсти. Затем, обрызгав заготовку горячей водой, чтобы узоры прилипли к основе, циновку с шерстью туго закатывают. Начинается длительный процесс валяния, когда ковер катают, утаптывают ногами, мнут руками и прогревают на солнце для лучшего слияния узора с фоном.
Композиция текеметов чаще всего симметрична. Центральное поле заполняется крупными ромбами со спиралевидными завитками, напоминающими рога барана или марала. Эти орнаментальные элементы выражают идею богатства и благоденствия казахских родов. Техника изготовления текеметов накладывает отпечаток на художественный образ изделия, придавая рисунку расплывчатость контура, плавность переходов одного цвета в другой, живописность и особую легкость сочетания фона с узором.
В несколько иной манере выполняются сырмаки. Их изготавливают в технике мозаики или инкрустации. Заранее свалянные разноцветные полотна шерсти мастерицы накладывают друг на друга и по трафарету вырезают узор. Затем фон и узор различных, обычно контрастных, цветов пришивают друг к другу цветным жгутом. Полученная сравнительно тонкая заготовка нашивается на грубый одноцветный войлок. Сырмаки имеют зеркальную композицию. Графический четкий узор, подчеркнутый обычно красным жгутом, слагается из ритмического повторения крупных рогообраз-ных завитков и равномерно покрывает центральное поле и кайму сырмака.
Еще один вид узорного войлока — тускииз — большой настенный ковер прямоугольной формы — орнаментован сложным аппликационным или вышитым узором. В его орнаментах используются парные завитки, напоминающие рога барана, крестообразные фигуры, мотивы, похожие на расправленные крылья птицы, сложные стилизованные растительные элементы. Вышивают тускииз разноцветными шелковыми нитями, тамбурным швом.
В валяных казахских коврах поражает тонкое чувство материала, высокая техника изготовления, мягкая пластика и оригинальное цветовое решение. В них словно воплощены эстетические идеалы народа, его художественное восприятие мира.
Кроме войлочных ковров, мастерицы изготовляли и мелкие предметы из войлока. Это сумки для хранения посуды — аяк капы и чехлы на сундуки — сандык капы. Обычно их делали из белого войлока и украшали ярким крестовидным рогообразным орнаментом. Они удивляют легкостью, красочностью звучания, подчеркивают правильность и строгость постилочных ковров.
Большое разнообразие видов войлочных изделий, высокое совершенство техники изготовления, ярко выраженное своеобразие орнаментальных и цветовых композиций свидетельствует о глубоких корнях и непрерывной преемственности этого вида искусства. Передаваясь от одного поколения к другому, оно сохраняет и в наши дни то лучшее, что было найдено художественной интуицией и вкусом безымянных народных мастериц, его пластическую выразительность и красоту.
Н. НЕКРАСОВА
|