УКРАИНСКАЯ ВЫШИВКА
С незапамятных времен у многих народов мира вышивка — излюбленный способ украшения вещей. Это понятно. Вышивальщице не нужны специальные помещения, дорогие материалы, сложный инструмент. А кусок полотна, игла и нить есть в каждом доме. Остальное решают фантазия и мастерство. Важно и другое: изобразительные и декоративные возможности вышивки поистине неисчерпаемы. Уже самые простые стежки белой нити, положенные в определенном порядке, способны сделать гладкую ткань фактурной. Сгруппированные же в фигуры и орнаменты, они буквально преображают ее! А если взять окрашенные нити, да еще в разные цвета? Словом, в течение многих веков вышивание увлекало миллионы людей и стало одним из популярнейших видов народного творчества.
Древние летописи, записки путешественников, «Слово о полку Игореве» содержат интересные сведения о вышивках славян Поднепровья в эпоху Киевской Руси. На старинных миниатюрах, иконах, фресках мы видим людей в расшитых одеждах. Однако самих образцов такой давности сохранилось на территории Украины крайне мало. Ведь срок жизни ткани, особенно если вещью постоянно пользуются, сравнительно невелик. И все же по дошедшим до нас произведениям XVII—XVIII веков мы можем судить и о более ранних, так как народный быт и искусство всегда отличала большая устойчивость. Здесь ничто не создавалось трудом одного поколения и ничто не исчезало бесследно.
Вышивка всегда играла важную роль в убранстве жилища и оформлении старинных обрядов. Некоторые виды обрядовых изделий бытуют и поныне. Таковы, например, знаменитые украинские рушники - длинные узкие полотенца — неизменный атрибут народного праздника. И сегодня без них не обходится ни одна сельская свадьба. Хлебом-солью на вышитом полотенце принято встречать гостей. Его дарят в знак добрых пожеланий, вешают в хате на видном месте.
Орнаменты украинских рушников — удивительный рассказ о жизни и верованиях наших далеких предков. Геометрические фигуры, из которых складываются простейшие узоры, несли когда-то большую смысловую нагрузку, олицетворяя силы природы и являясь охранными знаками. Конечно, вышивая на концах полотенца женщину с воздетыми вверх руками и птицами по сторонам, современные винницкие мастерицы меньше всего думают, что это древняя Берегиня — Мать-Земля. Их прельщает декоративность рисунка. То же самое можно сказать и о полтавских рушниках, где в бесчисленных вариантах повторяется мотив цветущего дерева — мифического Древа Жизни.
На других предметах — скажем, скатертях, покрывалах — вышивка встречается значительно реже. Зато в украшении костюма она всегда использовалась очень широко и интересно. В XVII— XVIII веках вышитую одежду носило практически все украинское население. Однако используемые материалы, покрой платья и сам характер украшения были разными. В быту зажиточного казачества преобладали привозные шелка и бархат, вышивка по которым выполнялась золотой и серебряной нитями — так называемым «пряденым золотом», нередко с включением драгоценных камней. Эти роскошные облачения, иногда сплошь покрытые узором, изготавливали простые крестьянки в мастерских гетманских семейств и именитой казацкой старшины - простым людям дорогостоящие материалы были недоступны. Их одежда из домотканого полотна и грубого сукна вышивалась льняными или шерстяными нитками домашнего прядения и окраски. Тем не менее талант и мастерство вышивальщиц нередко превращали самые обычные вещи в подлинные шедевры.
Крестьяне чаще всего сами изготавливали свою одежду. В ней находили отражение и вековые традиции, и личные свойства исполнителей. Вышивка всегда была женским занятием. Девушки учились ей с юных лет, долгими зимними вечерами готовя в приданое рушники, сорочки для себя и для суженого, платки-«хустки», которые показали бы всем их вкус и трудолюбие — качества, особо ценимые в народе.
В традиционном костюме не было предмета, недостойного внимания народного мастера. Вышивкой украшали практически любой из них, даже овчинный кожух. И все же исключительную роль исстари играло декоративное оформление сорочки, особенно не закрытых жилетом рукавов и воротника. Вдумаемся в такой факт: большинство орнаментов украинской народной вышивки строится на основе строгого счета долевых и поперечных нитей ткани. Это не случайно. Все детали кроя сорочки представляют собой прямоугольные полотнища, что позволяет наиболее экономно использовать материал и вышивать «по прямой нитке». Вот как тесно связаны в народном искусстве чисто технические, казалось бы, моменты и само художество.
У женской сорочки основная часть вышивки размещена на оплечье и верхней части рукавов одной или двумя плотными горизонтальными полосками-«уставками». Середину рукава покрывают легкие косые полоски орнамента или другие ритмично повторяющиеся мотивы. Такая композиция сохранена и. в современных блузках, которые выпускают предприятия художественных промыслов Украины. В мужских сорочках вышивка акцентирует застежку на груди — «манишку», воротник и манжеты.
Самая красочная часть костюма прикарпатцев— короткая распашная безрукавка из овчины - «кептарь». Исключительно удобный вид одежды в условиях горного климата с резкими ветрами и неожиданными перепадами температуры. Вышивкой щедро украшены грудь и спина безрукавки. А еще разноцветными шерстяными шнурками и помпонами, аппликацией из тонкой кожи, блестящими металлическими колечками. Проймы рукавов и края изделия оторочены мехом. Кептари из разных районов Прикарпатья отличаются расположением вышивки, насыщенностью узора, характером орнамента и общей цветовой гаммой. Так что, встречая человека «по одежке», нетрудно узнать, откуда он родом.
Местные отличия вообще свойственны народному творчеству. Тем более ярко проявились они в вышивке, которая была распространена на Украине повсюду. Редкая женщина в прошлом не владела приемами узорного шитья. И в каждом исторически сложившемся регионе приемы эти свои. Бережно хранят их и сегодня.
Полтавские мастерицы геометрический орнамент сочетают с геометризованным растительным. Они используют мягкие цвета — охристые, голубовато-серые, светло-умбристые, соотнося их с большим вкусом. Необычайно эффектны здешние вышивки «белым по белому» — белыми нитками по белому полотну. Не знаешь, чему тут больше дивиться: тончайшей разработке узора или богатой светотеневой игре, создаваемой различным направлением нитей и сочетанием плотных «настилочных» и прозрачных «ажурных» швов! Словно по контрасту, в вышивках полтавских рушников господствует растительный орнамент и красный цвет. Особая техника, получившая название «рушникового шва», позволяет строить композицию произвольно, вне зависимости от направления нитей. Сначала рисунок обводится по контуру тонкой полоской косой глади — «стебельчатым» швом, а затем заполняется геометрическими фигурами: черточками, крестиками, ромбиками, треугольниками.
Мотивы вышивки Киевщины менее разнообразны. Зато каждый раз поражаешься изощренной фантазии местных вышивальщиц: на основе только одного, наиболее популярного мотива «звездочки» они создают бесчисленное множество узоров. Основной цвет красный. А тонкие черные линии, обрамляющие детали, только подчеркивают его силу и звучность.
Многовековой опыт запечатлен не только в самих орнаментах, но и в своеобразных приемах их выполнения, обусловленных характером узора.
Украинская вышивка насчитывает более ста разных техник — способов перенесения рисунка на ткань, у каждого из которых свой район бытования.
С глубокой древности дошли до нас графически четкие орнаменты вышивки «низью», преобладающей в центральных областях Украины — Подолии и в Прикарпатье. «Низь» — шитье с изнанки. Техника эта требует внимания, точности и незаурядного мастерства. Проработка узора столь ювелирна, что ошибка в счете только на одну нить неизбежно ведет к порче работы. На предприятиях художественных промыслов такую вышивку поручают наиболее опытным и квалифицированным мастерам.
Вышивая «низью», мастерицы Клембовки ограничивают свою палитру одним или двумя цветами — обычно черным или золотисто-охристым, который они поэтично называют «цветом спелой ржи». В Прикарпатье же и на Буковине в узор вводят вкрапления красного, зеленого, желтого или оранжевого. Сами орнаменты не столь проработаны, отчего кажутся более массивными. Интересно, что «низь» здесь используют главным образом для украшения изделий из плотных льняных тканей — мужских сорочек и рушников. В вышивках женских блуз из тончайшего маркизета преобладают легкие растительно-геометризованные узоры и менее трудоемкие техники шитья — «крестик» и цветная гладь с обводкой черной нитью.
И в наши дни вышивка в Украине остается самым распространенным видом народного искусства.
Сегодня вышивка снова в почете. Убедиться в этом легко — достаточно пройти летом по улицам Киева или Львова, Полтавы или Ивано-Франковска. Современной одежде эти нестареющие узоры придают черты неповторимости и национального своеобразия. Что ж, спасибо от всей души украинским вышивальщицам! Пусть мода на их искусство никогда не проходит.
Н. КИСЕЛЕВА
|