КРУГ
КРУГ (греч. kyklos, лат. circus, cinctum) — древнейший изобразительный символ, связанный с солярными и астральными знаками, изображениями Вселенной, Солнца и Луны . Отсюда универсальное значение формы круга как символа мировой гармонии.
Окружность часто соединяется с крестом.
Круг также — символ движения, течения времени.
В античной эстетике форма окружности рассматривалась в связи с математической задачей квадратуры круга (построения квадрата, равного по площади заданному кругу). Отсюда значение окружности в эзотерической философии как фигуры, ведущей от квадрата (символа земли) к кругу (символу неба).
КРУГ И КВАДРАТ (лат. circus et quadratus) — геометрическая фигура, составляющая конструктивную основу многих композиций в разных видах искусства. Неразрешимая в математике задача квадратуры круга (построения с помощью циркуля и линейки квадрата, равного по площади данному кругу) в изобразительном искусстве породила продуктивную фигуру из пересекающихся квадрата и окружности (а также двух пересекающихся под углом квадратов).
Согласно философии К. Юнга (1875—1961), квадрат, соответствующий наименьшему из составных чисел (4), символизирует разобщенное состояние человека, не достигшего духовного совершенства (внутреннего единства), круг — символ совершенного состояния. Пересечение круга и квадрата может породить восьмиугольник ("динамический образ квадрата"), в котором знак четырех земных стихий превращается в знак вечности. Отсюда символика восьмигранных купелей и баптистериев в христианском искусстве.
В Древнем Китае, в частности в буддийском искусстве, квадрат — символ земли, а круг — символ неба, поэтому круг с квадратным отверстием в середине — символ мироздания, образ неба и земли, Солнца и Луны, Инь и Ян (женского, пассивного, и мужского, активного, начал). Четыре части света и четыре времени года (углы квадрата) вместе с центром круга дают священное число пять. Храм Неба (Тиантан) в Китае представляет собой сочетания круга и квадрата — в квадратную ограду (символ земли) вписан круг (символ неба); три яруса круглых в плане кровель храма — числовой символ Ян.Алтарь имеет форму круга — там возносятся молитвы к небу, к алтарю ведут девять ступеней — по количеству небесных сфер. Против Зала небес располагается Зал воздержанности, он имеет форму квадрата, и к нему ведет лестница в восемь ступеней. Купол Зала небес покрыт лазурной черепицей, алтарь земли посыпан желтым песком.
Античные герооны ("храмы героев"), например Филиппейон в Олимпии, строили круглыми в плане на квадратном основании. Такое же сочетание фигур, по преданию, было положено в основу жертвенника и храма Соломона в Иерусалиме.
Круг с точкой в центре (солярный знак) — алхимический символ золота, сверкающего как Солнце. С солнечным светом и магией круга связано появление формы нимба .
В мистических учениях древности и Средневековья круг выражает идею целостности, бесконечности и изначального совершенства мира.
Движение по окружности означает время, заключающее в себе пространство и, следовательно, не имеющее ни начала, ни конца, ни верха, ни низа, таким образом, уничтожающее и само себя, и пространство. Поэтому круг символизирует неявленную вечность, Божественное совершенство, а также возвратное движение, подтверждающееся в видимом движении планет и смене четырех времен года.
Средневековый теолог, философ, кардинал Николай Кузанский (1401—1464)гениально сформулировал эту идею: "Бог — сфера, центр которой везде, а границы нигде".
Связь с символикой Солнца сделала круг в ранних формах искусства мужским символом, а соотнесение с водной стихией, окружающей землю, — символом женственного начала природы.
В более изысканной трактовке круг — это мировая женственность, лоно жизни, связанные границами мужской силы. Отсюда смысловые аллюзии изображения жемчужины, в частности как символа чистоты Девы Марии.
Числовой символ круга — 10 (единица означает центр, девять — окружность). Поэтому три концентрические окружности изображают прошлое, настоящее и будущее; землю, воздух и воду либо землю, небо и преисподнюю. На одной из фресок Кампосанто в Пизе (конец XIV в.) изображен Бог Отец, держащий в руках большой круг, внутри которого девять окружностей символизируют девять чинов ангельских, заключающих в себе орбиты планет. Весь Космос со всей его иерархией оказывается в руках Божьих.
Идею девяти кругов использовал Данте Алигьери в композиции своей поэмы, в которой описал девять кругов Ада и девять небес Рая.
На средневековых фресках и рельефах можно видеть Бога Отца или Божественную десницу, вычерчивающую с помощью циркуля ряд концентрических окружностей.
Августин Блаженный (354—430) в полном согласии с философией неоплатонизма, учением о единстве и неделимости мира, считал круг совершенной и божественной фигурой ("О граде Божием"). Эта идея положена в основу эстетики искусства Итальянского Возрождения. Архитекторы Л. Б. Альберти, Ф. Брунеллески, живописцы и архитекторы Леонардо да Винчи, Д. Браманте, Рафаэль настойчиво повторяли в своих композициях форму круга, купола, полуциркульной арки.
Композиция в круге (лат. circum rotatum — "вращающийся по кругу"), известная еще в искусстве древней Месопотамии, Персии, в декоре сасанидскихи византийских шелковых тканей, стала "формальным носителем" художественного стиля Классицизма.
"ВЕНЕРЫ КРУГ" (лат. Venus Cyclus) —графический символ планеты Венера, древний знак эзотерических учений, выражающий взаимодействие высшей небесной гармонии (круг) и земного бытия, подчиненного законам зарождения, увядания и смерти (крест). Круг тянет крест вверх, "внутрь великого круга духовности. Этот символ в целом представляет женское начало в мире — то начало, которое пытается одухотворить, искупить и защитить сферу материального".
Другое название: "зеркало Венеры".
"Круг Венеры" встречается на астрологических инструментах, на надгробиях, в частности бельгийского Бегинажа.
В христианской трактовке крест находится внутри круга и символизирует крест Воскресения, на котором был распят Спаситель, — он вырастает из черепа Адама со скрещенными костями, эмблемы Искупления.
"Круг Венеры" входит в число алхимических символов. Близкое ему изображение — аллегория Искупления, олицетворяемого женщиной-змеей.
|