ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
ГЕОМЕТРИ́ЧЕСКИЙ СТИЛЬ (от греч. geon — "земля" и metreo — "измеряю") — результат процесса геометризации формы, тенденции абстрагирования формообразования в изобразительном искусстве.
Как и многие другие художественные стили в искусстве, геометрический стиль может толковаться двояко: в широком (концептуальном) смысле и в узком (конкретно-историческом) значении. В широком смысле под геометрическим стилем следует понимать проявления абстрагирующей тенденции формообразования в различных исторических типах искусства, как правило, на начальных, архаических этапах развития.
Наиболее яркое проявление геометрического орнамента мы находим в самых ранних памятниках искусства каменного века — геометрические знаки и абстрактные символы, которые существовали одновременно с "натуральным стилем" искусства первобытных охотников.
Древнейшие сооружения — мегалиты, в частности кромлехи (бретонск. crom — "круг" и lech — "камень"), как выражение идеи круга, солярные знаки, симметричные изображения можно считать памятниками искусства геометрического стиля. Геометрическим является искусство Киклад 3—2 тыс. до н. э. Древнее египетское искусство — скульптура, архитектура, росписи — демонстрирует характерные качества геометризации формы и симультанного изображения объема в двухмерном пространстве. Архаическая геометризация присуща произведениям романского искусства, особое геометрическое течение развивалось в искусстве готического стиля XIII—XV вв. Геометрический орнамент типичен для искусства Востока. Геометризация свойственна интернациональному "звериному стилю", стилю Ампир начала XIX в. Геометрическое течение развивалось в период Модерна на рубеже XIX—XX вв. Преимущественно геометрическим было искусство стиля Ар Деко и мастеров Баухауза, голландской группы Де Стиль.
В живописи геометрическое течение развивали художники группы "Золотое сечение", позднего "синтетического" кубизма, орфизма, неопластицизма,супрематизма, оп-арта. Геометрический стиль и геометризация формы по-разному проявляются в различных видах искусства — более сильно в абстрагированном искусстве архитектуры, прикладной графике, дизайне.
В более узком, конкретно-историческом значении геометрическим называют историко-региональный стиль раннего периода развития античного, древнегреческого искусства X—VIII вв. до н. э. Его появление связано с дорийским нашествием в Аттику в XII—XI вв. до н. э., в результате которого было ослаблено (в ряде случаев уничтожено) влияние живописного стиля крито-микенского искусства XIII—XII вв. до н. э.
Название "геометрический стиль" появилось в 1870 г., когда были открыты дипилонские вазы, представляющие собой совершенные образцы этого стиля. Геометрический стиль существовал в Восточном Средиземноморье задолго до дорийского нашествия, в частности и в искусстве Крита, но постепенно вытеснялся "аристократическим дворцовым стилем", в основу которого было положено живописное, атектоничное начало.
Керамику середины XIII—XI вв. до н. э. относят к протогеометрическому стилю, выделяя в нем "субмикенскую" ступень середины XII—XI вв. до н. э. и собственно протогеометрический стиль, когда в росписи сосудов стали применять циркуль. Небольшие сосуды этого стиля находят на о. Крит и в Арголиде — Тиринфе, Микенах, Коринфе, Мегаре, Эпидавре. Они расписаны темно-коричневой краской (глина с древесной золой) по желтоватому тону светлой глины.
Мотив критской волны, спирали постепенно, с введением в обиход циркуля, превращается в мотив концентрических кругов, сочетающийся с горизонтальными поясами, естественно возникающими при росписи на вращающемся гончарном круге. Но геометрический стиль определяют не столько элементы орнамента, сколько тектонический принцип формообразования и декорирования.
Сама технология изготовления сосуда с помощью гончарного круга обеспечивает симметрию формы относительно оси вращения и ясность членений: основание, тулово, завершение. Эти членения подчеркиваются горизонтальными поясами декора, ширина которых всегда определяется так, что узкие (играющие роль модуля) целое число раз укладываются в более широких.
Над живым ощущением материала, пластикой преобладают рациональное мышление, расчет, строгая тектоническая система композиции. Не случайны и композиционные аналогии ваз геометрического стиля с архитектоникой дорийского храма. Горизонтальный фризовый способ расположения элементов декора сосуда сочетается с метопным, в котором используется "геральдический"прием симметричного удвоения изображения. Ритмическое чередование поясов декора по вертикали согласуется с формой сосуда, в которой легко увидеть базу, фуст (ствол) и капитель (расширяющееся устье, венчик с ручками).
Сосуды аналогичного стиля найдены в Месопотамии, в раскопках древних Суз (4—3 тыс. до н. э.), Анатолии (5—4 тыс. до н. э.), древних культур Вилланова, Хальштаттаи Латен. Близкий стиль характеризует приемы кельтской резьбы по дереву и камню, искусство норманнов, викингов, геометрический орнамент в искусстве Китая, росписи древнеамериканской керамики.
К геометрическому стилю античных сосудов из глины примыкают фигурки из бронзы, изображающие людей, зверей, кентавров, найденные в Олимпии (VIII в. до н. э.). Они отличаются теми же качествами тектоничности и гротескной трактовки формы.
Дальнейшее развитие стиля в этом направлении невозможно; вершина геометрического стиля была достигнута в середине VIII в. до н. э., и далее начинается его постепенное вытеснение живописным ориентализирующим стилем. Происходит возврат к прежним формам на новом этапе пространственного мышления. Однако и в позднейших вариациях сохраняется некоторая геометризация, рожденная геометрическим стилем доклассического периода.
|