НАБРОСОК
Набросок - это небольшое графическое, живописное или скульптурное произведение, созданное художником в быстрой, беглой манере. Предназначается для быстрого запечатления на холсте каких-либо замыслов или наблюдений в ходе текущей работы живописца. Набросок может быть выполнен с натуры, по памяти или быть плодом воображения художника. Чаще всего набросок выполняется карандашом и по своему исполнению приближается к эскизу.
Наброски помогают развивать наблюдательность, умение остро и точно схватывать самое главное в натуре и отбрасывать второстепенное, несущественное. Острое чувство приходит не сразу, и именно наброски пробуждают способность воссоздавать увиденное как яркий зримый образ и долго удерживать его в памяти. Это качество крайне необходимо каждому художнику.
Особенно труден для начинающих первый этап, когда ничего не получается, нет навыков быстрого рисования, линия не "живет" на бумаге, трудно передать объем и пространство малыми средствами.
Опытные рисовальщики используют великое множество графических приемов и средств, разнообразные линии, штрихи, пятна, стараясь как можно полнее задействовать возможности материала. Применяют смешанные техники двух и трех материалов для получения большей выразительности.
Каждый графический материал обладает своими специфическими изобразительными свойствами. Пером и тушью делают небольшие изящные наброски с тонкой и лаконичной линией и малым количеством тона. В перьевом наброске, как и в карандашном, особенно хороша линия.
Быстрые рисунки — наброски и зарисовки с натуры — выполняют важную роль в творческом процессе художника.
В отличие от длительного, многосеансного рисунка, где основательно прорабатываются даже мельчайшие детали сложного целого, наброски с натуры фиксируют чаще всего общее впечатление, самое главное в объектах изображения или же, наоборот, отдельные частности натуры. Вместе с тем набросок в не меньшей степени, чем длительный рисунок, должен правильно передавать форму, пропорции, объем, пространственное положение предмета, психологическое состояние изображаемого человека. Характерная особенность наброска — простота, обобщенность, широта в передаче формы объекта. Художник с наиболее возможной быстротой рисует то, что заинтересовало, привлекло его внимание. Нередко образы и впечатления дополняются накопленными ранее, будят творческую активность художника, рождают замысел будущего произведения. Те рисунки, с которых начинается воплощение творческого замысла, называются эскизами.
Трудно назвать более или менее известного художника, у которого не было бы большого количества разнообразных набросков. Они предшествуют и сопутствуют созданию произведений графики, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, помогают выделить главное, идею в различных жанрах изобразительного искусства.
Наброски могут выполняться с учебно-познавательной целью. В этом случае рисунок является средством изучения натуры, окружающей жизни и накопления профессиональных знаний и умений. Иная творческая задача ставится художником при выполнении набросков и зарисовок с целью проработки деталей, отдельных образов того или иного крупного произведения. В этом случае наброски художника часто имеют самостоятельную художественную ценность, экспонируются в музеях и на выставках. Таковы многие наброски Рембрандта, А. Дюрера, Ж. О. Д. Энгра, Э. Делакруа, И. Е. Репина, В. М. Васнецова, В. А. Серова, К. П. Брюллова, М. А. Врубеля, И. И. Шишкина, известных советских художников Н. А. Андреева, И. И. Бродского, Б. В. Иогансона, Г. С. Верейского, М. Б. Грекова и других мастеров.
Обе эти функции набросков органически связаны и представляют собой единство в изобразительной деятельности как начинающего художника, так и зрелого мастера.
Десятки и сотни набросков известных мастеров свидетельствуют о внимательном, вдумчивом изучении ими закономерностей формы, объема, строения объектов окружающего мира, о тех чувствах, которые охватили художника при встрече с поразившим его явлением, событием. Здесь рисунки натурщиков, учебные натюрморты, наброски уличных сцен, портреты современников, зарисовки пейзажа, животных, архитектурных сооружений, эскизы тематических картин и многое другое.
В ряде случаев быстрые рисунки выполняются под непосредственным впечатлением (или с натуры) от того или иного события, встречи, не связываясь в воображении художника с будущей тематической композицией, с конкретным сюжетом. Увидел художник поразившую его группу школьников на вокзале, достает альбом и тут же зарисовывает ее. Привлекло его внимание поваленное молнией дерево или зеркальная гладь ясного озера — опять карандаш с альбомом в руки. Такое собрание рисунков впрок необходимо в дальнейшей творческой работе, позволяет накапливать наблюдения и нередко служит отправным моментом в создании замечательных произведений искусства.
Большую пользу оказывает рисование на улице, в метро, в учреждениях, на стройках, во время экскурсий и т. п. Помимо накопления впечатлений такое рисование развивает умение «видеть» действительность, характерные особенности предметов и явлений. Умение же «видеть»— необходимый компонент художественного творчества.
Особое значение приобретает набросок для развития глаза, руки и наблюдательности юного художника, ведь в этом случае рисовальщик вынужден отбрасывать детали, стремится несколькими линиями, штрихами схватить лишь самое существенное, характерное для данной модели.
Наброски в зависимости от цели, задач, условий выполняются самыми различными способами и материалами. Наиболее часто — линиями без основательной моделировки формы; линиями с тоновой проработкой формы, с применением элементов схемы построения. Иногда наброски могут выполняться тоном, пятном.
Материалы, применяемые при набросках, очень разнообразны. Это графитные карандаши различной мягкости, цветные карандаши, тушь (кистью мокрой и сухой, а также пером), соус (мокрый и сухой), сангина, пастель, однотонная акварель, уголь (древесный и прессованный), мел (на тонированной бумаге, картоне).
Велика роль набросков как целенаправленного средства активизации внимания, интереса юных художников к изобразительному искусству, к своему художественному творчеству. На занятиях в художественных кружках, студиях, детских художественных школах наброски — важное средство воспитания любви к искусству, хорошая школа профессионального мастерства юного художника, развития его художественных способностей, эстетических чувств.
История сохранила интересные факты из жизни Аппелеса, одного из самых знаменитых художников Древней Греции, который писал портреты, исторические картины, натюрморты. Однажды Аппелес так живо нарисовал Александра Македонского, что один из его военачальников — Кассандр -затрясся всем телом, приняв изображение грозного царя за живого. А вот что сообщил Плиний:
«Находясь в свите Александра, Аппелес имел столкновение с Птолемеем: в его правление страшная буря занесла Аппелеса в Александрию. Завистники художника подговорили царского шута пригласить Аппелеса на пир к Птоломею. Птолемей потребовал сказать, кто его сюда пригласил. Аппелес стал указывать, кто именно из прислужников его позвал, и, чтобы точно обозначить, выхватил из печки потухший уголь и на стене набросал портрет так, что царь узнал по наброску лицо своего шута».
Итак, знаменитый художник умел мгновенно схватывать и изображать в натуре самое характерное, то есть мастерски владел искусством наброска.
Быстрые рисунки — наброски и зарисовки с натуры, наряду с длительными, многосеансными сопровождают, как правило, работу над картиной или скульптурой. Они предваряют создание произведения. Художник с наиболее возможной быстротой рисует то, что заинтересовало, привлекло его внимание. Нередко образы и впечатления дополняются накопленными ранее и вызывают творческую активность художника, рождают замысел. Те рисунки, с которых начинается воплощение творческого замысла, называются эскизами и обычно выполняются «от себя».
Особое значение приобретает набросок для развития глаза, руки и наблюдательности. В наброске рисовальщик вынужден отбрасывать детали, стремиться несколькими линиями, штрихами схватить лишь самое существенное, характерное для данной модели. Но даже в столь быстрых рисунках предполагается правильность передачи формы, пропорций и объема, положения предмета в пространстве, психологического состояния человека.
В каждом отдельном случае набросок имеет свое определенное значение. Это может быть изучение тех или иных закономерностей натуры, например, строения объемной формы предметов, их конструкции, законов линейной, воздушной перспективы или светотени.
Набросок незаменим при передаче движения, в рисовании птиц, животных, человека. Сделать законченный рисунок с подвижной модели невозможно. Даже изображая натурщика в динамической позе, нельзя обычным рисовальным приемом передать ту живость, красоту и правдивость движения, которые получаются в наброске. Ведь в подобном положении человек может находиться минуты две-три, да и сама поза человека в этом случае будет лишь имитацией движения.
Важны наброски в работе над композицией. Здесь рисунок, выполненный за несколько минут, выявляет характерные черты того или иного персонажа, помогает сосредоточить внимание на главном.
Наброски в зависимости от цели, задач, условий выполняются самыми различными способами и материалами.
Как правило, набросок начинается с линий, очерчивающих модель и ее общее положение в пространстве. В этот момент художник как бы рисует по воображению, на основе своих первых впечатлений. Полученное изображение еще несовершенно и только при последующей работе начинает проступать все ярче.
Многие выдающиеся художники и педагоги подчеркивали важность непосредственного впечатления от натуры. П. П. Чистяков писал:
«Если будете брать умом, рассудком — птица улетит, и вы дадите промах».
Ярким примером выполнения набросков линиями служат работы Рембрандта. Техника и материалы рисования великого мастера, как известно, отличались исключительным разнообразием: от серебристого карандаша до тростникового пера.
Его наброски сделаны с максимальной быстротой. Об этом говорят свободно проведенные и оборванные штрихи, линии и непринужденная трактовка формы. В набросках нищей с палкой, например, мастер не заостряет внимания на психологической характеристике лица, он ищет выразительность в общем облике старухи. За живым, легким почерком отчетливо выступает структура изображаемой формы.
В набросках марокканца, выполненных Делакруа, напротив, выражение психологии характера становится главной целью художника. Поэтому с таким вниманием он фиксирует черты заинтересовавшего лица: очертания лба, подбородка, носа, изучает поворот головы. Выявлению характера изображаемого способствует перовая техника, которая позволяет предельно выразительными линиями передать главное.
Обычно рисунки пером бывают четырех видов: контурно-линейные; штриховые; смешанные, линейно-штриховые; живописно-тональные.
Линейный рисунок в творчестве художника А. Матисса играет самостоятельную роль. Отсюда серьезное и внимательное отношение мастера к наброскам, отработка своего индивидуального метода рисования. Выполнив с натуры тщательно проработанный рисунок, Матисс начинал делать с него другой, более обобщенный, и так много раз. В итоге получался лаконичный, цельный рисунок. Линия, очень тонкая, почти непрерывная, охватывает контур и обозначает самые главные и характерные черты.
Свободными линиями выполнен быстрый рисунок Э. Мане «Портрет мадам Гийеме». Плавные, гибкие линии итальянского карандаша по крупозернистой бумаге, то тонкие, как нитка, то проведенные широко, с нажимом, боковой поверхностью грифеля, создают впечатление трепетности взгляда, изящества красивого лица, легкости поворота головы с вьющимися волосами.
Особый интерес представляет изучение набросков В. Серова. И. Грабарь, близко знавший его, пишет:
«Не только у Репина, но и дома, и на улице он не расставался с альбомом, постоянно рисуя все, что ни попадается».
Эта привычка сохранилась у Серова до конца жизни.
Разнообразие подходов к выполнению набросков сказывается прежде всего в использовании различных материалов для рисования, которыми художник одинаково хорошо владел: свинцовых и графитных карандашей, мела, пастели, угля, соуса, цветных карандашей, пера и туши, акварели, темперы.
Об исключительной выразительности «серовской» линии свидетельствует «Портрет балерины Т. П. Карсавиной». Этот набросок недаром считается совершенством блистательной рисовальной техники. Он поражает свободой выполнения, предельной четкостью, легкостью и точностью линий.
Совершенства и лаконичности штриха Серов достигал с помощью такого приема работы: рисуя в специальном альбоме с почти прозрачной бумагой, первый набросок делал на предпоследней странице альбома молниеносно, в течение одной-двух минут. И тотчас переворачивал страницу. Предыдущий набросок теперь просвечивал через бумагу. По проступающему контуру Серов быстро проходил карандашом, уточняя и поправляя то, чем был недоволен в предыдущем наброске. Это проделывалось до четырех, пяти и даже семи раз. В альбоме оставался последний, наиболее удавшийся набросок, остальные уничтожались.
Интересным примером может служить рисунок-портрет скрипача Изаи. Художник начинает набросок слабыми, дрожащими линиями, едва касаясь карандашом листа бумаги. Эти первоначальные, почти незаметные линии хорошо видны на рисунке — левая и правая кисти рук, нос, губы, подбородок. Такое начало в данном случае, очевидно, объясняется подвижностью модели и трудностью сразу же более уверенно наметить ее на рисунке.
Следующий этап работы — более конкретная прорисовка. Образ играющего скрипача, запечатленный в зрительной памяти художника при первом взгляде и перенесенный на бумагу, оказывается уже недостаточным.
В наброске каждый штрих становится более уверенным. В сущности, это линия, то едва видимая и прерывистая, то широкая, с сильным нажимом на карандаш и очень напряженная. Иногда одна линия очерчивает почти всю фигуру (левую руку, скрипку и переходит в линию спины), то становясь очень тонкой, как нитка, то толстой и интенсивной. Причем эта широкая линия одновременно с выявлением границы формы в пространстве часто обозначает тень. Рядом с начальными линиями проводится одна или еще несколько линий (спины, правой руки, скрипки), уточняющих пропорции, направление формы, пространственные отношения. Линии сами по себе плавные, гибкие. Набросок выполнен на крупнозернистой бумаге мягким карандашом. Все это позволило художнику в течение нескольких минут наметить общее движение фигуры человека, направление отдельных частей тела, выявить объем, свет и тень, уловить позу. А главное, передать психологическую характеристику изображаемого, показать творческий подъем, вдохновение артиста.
О широких возможностях наброска в изучении и передаче быстрого движения (мгновенных, почти неуловимых прыжков, бросков) свидетельствуют многочисленные наброски А. Дейнеки. Как правило, его наброски линейны, энергично намечены. Особенно запоминаются те быстрые рисунки, где буквально одной-двумя линиями простого карандаша запечатлена вся фигура человека в движении. В книге «Из моей рабочей практики» Дейнека пишет:
«Я часами покрываю листки альбома такими безграмотными, школярскими и такими убедительными своей динамической правдой «снайперскими» набросками с динамовских прыгунов. Через каждую минуту в воздухе летит человек. Мгновение — на сетчатке глаза фиксируется силуэт летящего. Мгновение — и пока голова прыгуна выскакивает из воды рывком, врисовываю в лист впечатление».
Динамично выполнены наброски бойцов. Дейнека стремился передать самый решающий момент схватки — когда один из спортсменов бросает на ковер противника. Линии очерчивают фигуры по их внешнему касанию с пространством; то почти незаметные, то проведенные с силой, прекрасно передают напряжение мышц, общее расположение форм в пространстве.
Немецкий художник Менцель средствами линейного рисунка отображал особенности движения человека в трудовом процессе: посмотрите на его набросок фигуры рабочего к известной картине «Железопрокатный завод».
Но не менее часто, чем линейным рисунком, художники выполняют наброски линиями с одновременной проработкой формы тоном. Линии в таких набросках порывистые, штрих или тушевка подчеркивают и уточняют форму; тоновая обработка формы идет параллельно с проведением первых штрихов. Часто набросок делают тонкими, слабыми линиями, после чего ведется обработка рисунка тоном.
Подобным способом выполнил наброски к росписи Сикстинской капеллы Микеланджело. В левой нижней части листа изображена слегка опущенная вниз мужская голова. В этом наброске художник передает силу человека, его духовное напряжение. Мастер добивается выразительности линий и резким контрастом светотени. Можно предположить, что с самого начала был проведен еле заметной линией общий контур головы, головного убора, левого плеча.
Чуть заметная линия видна в незаконченной части наброска — головном уборе. Наметив общий силуэт, Микеланджело начинает работать над отдельными формами. Наносятся надбровные дуги, намечается расположение глаз, носа, губ, ушей. В сущности, даже трудно сказать, чем в большей степени передается объем: линия и тон у Микеланджело представляют собой неразрывное целое. Часто штрихи сангины растираются пальцем (лоб, щеки, подбородок, грудь, плечо). Художник словно испытывает непреодолимое желание, как скульптор, ощутить материал и пальцами следовать за направлением каждой формы. На этом же листе бумаги над наброском головы нарисована ступня мужской ноги, справа — плечо и предплечье. На неоконченном наброске плеча особенно заметна слабая и очень тонкая обработка отдельных участков, что помогает художнику передать нежные нюансы светотени, мягкие переходы форм, фактуру. Резкие, с сильным нажимом линии, наоборот, интенсивно подчеркивают тень и свет, направление объемов.
Постоянно работал с натуры И. Репин. Его руки и глаз были настолько привычны к наброскам, что, когда врачи запретили ему рисовать, он, по словам К. Чуковского, макал в чернильницу окурок папиросы и умудрялся таким способом сделать выразительный рисунок.
И. Грабарь пишет:
«У Репина всегда был с собой альбом. Шел ли он на заседание Совета художеств или на литературный вечер, ехал ли он на званый обед, садился ли в конку или в вагон поезда, при нем был альбом, в котором по возвращении домой оказывалось много новых страниц, заполненных портретными набросками».
Техника наброска
Для рисования набросков необходим маленький карманный альбом в твердом переплете (размер приблизительно 9 х 15 см) с заменяющимися листками, а также альбом большого формата (приблизительно 20 x 27 см) с жесткой крышкой. Рисовать в альбоме надо на одной стороне листа. Наброски рисуйте легким контуром, стараясь поначалу чуть-чуть прикасаться мягким карандашом к бумаге, охватывая сразу возможно большие формы.
В наброске, который вы затем используете в дальнейшей работе, следует какие-то детали, форму и складки одежды, а также форму здания, листа или ствола дерева и т. д. зарисовать отдельно и очень тщательно. При зарисовке дерева группы листьев связывайте с соответствующей веткой, отмечайте степень густоты и разреженности листьев.
Выполняются наброски твердыми и мягкими графитными карандашами, цветными карандашами, тушью (с помощью кисти или пера), соусом (сухим и мокрым), сангиной, пастелью, древесным и прессованным углем, акварелью (однотонной), мелом. При набросках мелом используйте тонированную бумагу или картон.
В. КУЗИН
|