КАК ОДЕВАЛСЯ ОНЕГИН ?
Вот мой Онегин на свободе;
Острижен по последней моде,
Как dandi лондонский одет -
И наконец увидел свет.
Эти строки в самом начале романа Пушкина знают почти все, а чуть дальше там же читаем не менее знаменитое:
Покамест в утреннем уборе,
Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар.
Как выглядел «утренний убор» Онегина? Что такое «боливар»? Как и какой носили костюм горожане в пушкинские времена? Ответить на подобные вопросы должен художник-иллюстратор. Сложно представить его труд или работу художника театра и кино без тщательного, глубокого изучения костюма. И как часто без улыбки нельзя смотреть на опыты юных художников, которые пренебрегают такой деталью, как костюм.
Понятие «костюм» очень емкое. Им обозначают целый комплекс предметов одежды и дополнений к ней, формирующих внешний облик человека. Родившийся для удовлетворения утилитарных запросов - укрывать, согревать,— общепринятый костюм вскоре стал одним из выразителей эстетических понятий, но при этом всегда оставался произведением сугубо личным. Костюм рассказывает о социальном положении, культурном уровне, характере, вкусе, даже убеждениях своего хозяина. И вот эта способность одежды издавна привлекала писателей и художников, давая им возможность полнее характеризовать персонажи описанием костюмов. По костюму определялись вольнодумцы и противники режима. Не зря он был объектом пристального надзора власти. Вспомним указы Петра I, Павла, Николая I, в которых строго предписывалось, кому и как одеваться, как стричься.
Энергично подавлялись национальные проявления в костюме, чтобы одеть всех в угоду вкусу императора.
«Если б показать эти батальоны одинаковых сюртуков плотно застегнутых щеголей на Невском проспекте, англичанин принял бы их за отряд полисменов»,— писал А. И. Герцен.
Каждый класс, каждая социальная прослойка имели свой костюм, да и тот менялся часто. Помимо городского костюма, существовали формы чиновников и военных, традиционную одежду имело духовенство, по-своему одевались ремесленники, слуги, Особое место принадлежит русскому народному костюму, многообразному, сформировавшемуся на протяжении столетий в процессе труда. Сегодня мы рассмотрим городской костюм в России первой половины XIX века. К этому времени завершился процесс образования единого европейского городского костюма. Характерно, что влиянию моды больше был подвержен женский костюм, мужской же в основном не менялся. В XIX веке законодательницей женской моды оставалась Франция, главенствующая роль в мужской моде принадлежала Англии. Из Парижа регулярно присылались модные картинки, которые в виде приложения печатались во многих русских журналах. По этим картинкам шились туалеты не только в столице, но и в провинции. В Петербурге и Москве существовали мастерские французских и английских портных. Были и местные портные, но чтобы привлечь заказчиков, они выдавали себя за иностранцев. Встречались такие вывески: «Ефрем Петров — парижский портной».
Сложившийся в начале XIX века во Франции стиль ампир с четкими формами и нарядным декором отразился и в костюме, определив моду первой четверти XIX века.
«В числе многих революций в Европе совершилась революция и в мужском туалете. Были отменены короткие штаны при башмаках с пряжками, отменены узкие в обтяжку панталоны...» — писал поэт П. Вяземский.
Ведущую роль в мужском гардеробе играли фрак и сюртук. Одеждой, первоначально предназначавшейся для верховой езды, служил редингот, его шили из сукна на теплой подкладке, часто с несколькими воротниками. Фраки носили как одежду повседневную, с двубортными жилетами, которые шились из самых разных тканей — атласа, шелка, бархата, часто украшались вышивкой. Долгое время было принято носить одновременно два жилета разных цветов. Фраки цветные: зеленые, синие, а для бала и похорон обязательно черные. Манжеты и жабо из гофрированного батиста, при бальном туалете — из кружева. Высокий воротник рубашки поддерживался широким галстуком. Головные уборы: цилиндр или круглая шляпа. Модными были шляпы с широкими полями и расширяющимися вверху тульями, их называли «боливар» по имени героя национально-освободительной войны в Южной Америке Симона Боливара, носившего подобный убор. Обычной деловой одеждой был двубортный сюртук, который в первое десятилетие носили как верхнюю одежду, затем он на некоторое время превратился в домашнее платье, и только с конца 1810-х годов в сюртуках вновь стали выходить на улицу. Сюртук считался скромной одеждой, не для визитов и театра, фрак же можно было носить всегда. Для сюртуков и фраков этого времени характерны очень высокие стояче-отложные воротники, рукава с буфами у плеча, узкие от локтя до кисти.
Волосы стригли сзади коротко, а спереди оставляли пряди. Длинные волосы носили только поэты и художники, модны были бакенбарды, но усы являлись привилегией только военных.
Утром, а иногда и в течение дня мужчины надевали шлафрок, или халат, из цветного шелка или бархата, с шалевым воротником и обшлагами другого цвета. Теплые шлафроки подбивались ватой и отделывались мехом. Щеголи предпочитали «экзотические» бухарские, китайские, турецкие халаты, которые носились с фесками и шапочками. С XVIII века мода предписывала мужчине всегда при себе иметь палку или трость, которая украшалась набалдашником из серебра или золота, слоновой кости или фарфора. Приходившие с визитом мужчины оставляли трости в передней, военные там оставляли оружие. Очень модны были лорнеты. Надо заметить, что пользовались ими и люди с нормальным зрением.
Велико было разнообразие фасонов женской одежды при общем силуэте, которого строго придерживались. Фигуре старались придать вид стройной колонны. Платья с высокой талией и поясом надевали сверх плотных или накрахмаленных нижних юбок. Модными становятся короткие рукава «фонариком». Повседневные костюмы и платья для улицы делали закрытыми, бальные туалеты — с большим декольте. Платья украшались роскошной вышивкой золотой и серебряной нитью. Очень распространен «спенсер» — короткий, до талии жакет с длинными узкими рукавами. Его шили на ватной или меховой подкладке. Редингот, повторяющий модные линии платья, для холодного времени года шился из шерсти, для лета — из белой хлопчатобумажной ткани с вышивкой белой гладью. Одним из важных элементов женского костюма была шаль, которую носили летом и зимой, дома и на балу. Искусству носить шаль, драпироваться в нее учили девочек с раннего возраста. Широко были известны кашмирские, персидские и турецкие шали. Но особенно ценились русские шали фабрик Мерлиной и Колокольцева. Середина русской шали гладкая, одноцветная, белая, голубая, красная, а на кайме, ткавшейся отдельно и затем пришивавшейся, богатый орнамент из гирлянд и букетов цветов. Стоили такие шали дорого, до нескольких тысяч рублей. Дополнением нарядного костюма оставался веер. Туфли надевали шелковые или атласные на плоской тонкой кожаной подошве с завязками вокруг ноги. Всю первую половину XIX века туфли не имели каблуков.
Замужние женщины носили чепцы из тончайшего батиста, украшенные кружевом и лентами. Величина и форма чепцов зависели от своеобразия прически. Для улицы надевали шляпу с жесткими, широкими полями, лентами и искусственными цветами. Выходить из дома без шляпы или чепца, без перчаток или шали было не принято. Когда приходили с визитами, шляпу, шаль и перчатки не снимали. Зонтик также вносили с собой. Следует помнить, что зонт в основном служил для защиты от солнца, дамы очень берегли белизну кожи и поэтому летом на улицу без зонта не выходили.
К вечерним туалетам полагались всевозможные тюрбаны с перьями и береты. Береты 20-х годов шились из бархата или атласа, они были довольно большие. Волосы гладко зачесывались наверх, где из косы делался высокий пучок. Прическа для бала украшалась драгоценностями, обручами, бусами, искусственными и живыми цветами. Обязательны были длинные, выше локтя, перчатки, которые носили повсюду и снимали только за столом.
Конец 20-х — 30-е годы в литературе и искусстве ознаменованы утверждением стиля «романтизм», с характерным для него интересом к средневековью и Возрождению. Это по-своему отразилось и в костюме.
И хотя основными видами мужской одежды остаются фрак и сюртук, они шьются с подчеркнуто тонкой талией и широкой выпуклой грудью. Некоторые модники драпируются в клетчатые пледы. Наиболее «корректный» костюм для первой половины дня считался черный, доверху застегивающийся сюртук. Для послеобеденного времени — цветной сюртук, - светлые панталоны, цветной жилет и галстук, атласно-черный, иногда закрывающий всю грудь. Сюртук, жилет и панталоны — разного цвета. Только в середине века изредка появляются костюмы, в которых все три части сшиты из одной ткани. Дневной фрак застегивался на все пуговицы так, чтобы внизу был виден край жилета и поджилетника, а вверху край белого воротника рубашки и галстук.
В качестве верхней одежды используются широкие плащи, зимой широкие шубы. Чиновники, когда шли на службу, или, как тогда говорили, в присутствие, надевали поверх форменного фрака шинель - длинное пальто с пелериной. Мерилом элегантности становится галстук. Издавались специальные руководства по завязыванию галстуков — «курс обучения» состоял из 15 уроков. Шляпа этого времени очень высокая, несколько конусообразная, с узкими, отогнутыми с боков полями.
Характерной чертой женской моды 30-х годов было контрастное сопоставление. Талия казалась очень тонкой, «осиной», не только потому, что ее сильно стягивали корсетом, но и от сопоставления с непомерно широкими рукавами и расширенной книзу юбкой. При этом ширина рукавов на уровне локтей равнялась ширине юбки внизу. У Н. В. Гоголя в «Невском проспекте» мы читаем:
«А какие встретите вы дамские рукава на Невском проспекте! Ах, какая прелесть! Они несколько похожи на два воздухоплавательные шара, так что дама вдруг бы поднялась на воздух, если бы не поддерживал ее мужчина».
Высокая прическа представляла собой соединение пучка из кос, горизонтальных буклей, искусственных цветов, лент. Шляпы сохраняют форму капора, но с более высокой тульей, необходимой для высокой прически. Распространены муфты различных размеров. В это время продолжают носить множество разного вида шалей, шарфов, платков, косынок, их набрасывают на плечи, в них «купаются», держат в руках.
Новый силуэт, новые пропорции, новый характер отделки отличают женский костюм 40-х годов.
Длинная широкая юбка, до четырех метров ширины по подолу, надевавшаяся на кринолин из специальной ткани из конского волоса и льна, лиф, законченный длинным острым углом, узкий длинный рукав у платья (кроме бального) возвращают костюму четкость. Обязательная отделка — белый воротничок и манжеты придали некоторую графичность. Распространяется отделка низа юбки воланами, одним, двумя и даже тремя. Они создавали новые пропорции в костюме, подчеркивали горизонтальное членение, вносили новый ритм. Появляется множество видов тканей с цветным фоном, полосатых, клетчатых. Важное место в женском костюме начинают занимать накидки и мантильи, круглые и с длинными концами.
Иной становится и прическа, гладкая, с длинными «английскими» локонами или с косами, уложенными вокруг ушей.
В 40-х годах буф в мужском костюме исчезает, рукав пришивают вгладь у края плеча, воротники и отвороты лежат плоско, полы сюртука и фалды фрака укорачиваются (не доходят до колена на 20— 25 сантиметров). В эти годы черный или темный цветной сюртук носят с черными или темными клетчатыми панталонами, цветные сюртуки — с однотонными или клетчатыми панталонами светлых оттенков. Жилеты и галстуки большей частью из клетчатых материй, перчатки белые или светлые. Гражданский вицмундир — форма чиновников, имеет покрой фрака, который отличается от него лишь оттенком темно-зеленого или темно-синего сукна да пуговицами с гербами.
Меняется цветовая гамма костюма, исчезает многокрасочность. Чем темнее и однороднее становится мужской костюм, тем богаче и красочнее женский.
В качестве повседневного платья широко была распространена венгерка со шнурами на груди и меховой опушкой. Ее особенно любили отставные военные, жившие в провинции. Появляются картузы, фуражки и шапки самых разных форм и фасонов. Обычай не разрешал входить в гостиную чужого дома с картузом или шапкой в руках, но если гость приходил в шляпе, то вносил ее с собой в комнаты.
Разнообразны костюмы первой половины XIX века, ведь в то время не торговали готовыми одинаковыми платьями, и трудно художнику ориентироваться во всем этом различии. Конечно, лучше всего представляешь предмет, который сам видел, но не всегда можно увидеть костюмы прошлого века, даже не в каждом музее они имеются. Остается возможность посмотреть на него глазами художника того времени, ведь существует множество картин, гравюр и рисунков, где очень подробно изображался костюм и можно видеть, как его носили. Дошли до наших дней и модные картинки, по которым шился костюм, но ведь только заправский щеголь буквально следовал картинке. В жизни было несколько иначе. Кроме столичной моды, существовала еще и местная. Резко отличались по внешнему облику жители Петербурга, Москвы и провинции. Петербург, пропитанный духом бюрократизма и военщины, строго соблюдал западную моду. В Москве манера одеваться была более русской, демократичной, индивидуальной. Московская мода требовала большей красочности, нарядности туалета. В провинции рядом со сверхмодными костюмами можно было увидеть давно вышедшие из моды платья и одежду собственного изобретения. Хочется посоветовать художникам при работе над изображением костюма опираться только на первоисточники — картины, рисунки и гравюры современников и критически подходить к костюмам, которые они видят в кино и театре, где те часто исполняются с учетом режиссерского замысла и являются уже стилизацией одежды той или другой эпохи. И конечно, очень важны натурные наблюдения и зарисовки. Ведь основные элементы костюма сохранились до наших дней, и принципы, по которым образуются складки, все те же. А знание этапов развития костюма и временных особенностей поможет в работе над исторической темой.
В. ПАНОВ
|