Art Gallery

Портал для творческих людей   [email protected]   8-908-796-75-65 / 1win

 

Поиск по сайту

Сейчас 64 гостей онлайн

Мы в контакте

Новости СМИ2

Орнамент - История орнамента PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 280
ХудшийЛучший 
Словарь художника
Индекс материала
Орнамент
История орнамента
Виды орнаментов
Египетский орнамент
Орнамент Древнего Востока
Орнамент Древней Греции
Римский орнамент
Византийский орнамент
Китайский орнамент
Японский орнамент
Мусульманский орнамент
Орнамент в западно-европейской культуре
Орнамент в искусстве XIX — начала XX в.
Все страницы

 

 

 

История орнамента

Происхождение орнамента доподлинно неизвестно. В нём запечатлено эстетическое осмысление деятельности человека, творчески преобразующей, упорядочивающей природу или религиозного содержания. В орнаменте, особенно в народном творчестве, где он имеет самое широкое распространение, запечатлелось фольклорно-поэтическое отношение к миру. Со временем мотивы утрачивали свой первоначальный смысл, сохраняя декоративную и архитектоническую выразительность. Важное значение в генезисе и дальнейшем развитии орнамента имели эстетические общественные потребности: ритмическая правильность обобщённых мотивов была одним из ранних способов художественного освоения мира, помогающим осмыслить упорядоченность и стройность действительности.

На основании археологических данных существует теория о параллельном развитии двух типов изобразительного творчества первобытного человека: "натуральном" и "орнаментальном". Условная теоретическая, модель (наиболее удобная в объяснении происхождения многих орнаментальных форм) предполагает последовательное упрощение, абстрагирование и геометризацию исходных натуралистических мотивов.

Особое место в этом ряду занимает так называемый технологический орнаментизображение исчезнувших деталей креплений, связываний в процессе совершенствования конструкции изделий. Так, сетчатый плетеный орнамент на поверхности керамических сосудов объясняется древнейшей технологией, существовавшей до изобретения гончарного круга, когда сосуды делали обмазыванием глиной плетеных ивовых корзин. Прутья, вначале необходимые в качестве каркаса, позднее повторяли рисунком на поверхности гончарного сосуда.

Аналогичное происхождение имеют многие мотивы "обвязок", бугорчатый орнамент, имитирующий шляпки исчезнувших гвоздей, нагелей, имитация спиц на колесах, которые в спицах уже не нуждаются. Причем подобные "украшения" не являются простым анахронизмом. В художественном творчестве они представляют собой тропы — преображение, перенос смысла из конструктивной области в образную.

Орнамент в сравнении с конкретно-предметными изображениями имеет скрытый смысл, его содержание символично, а приемы изображения иногда именуют игровой техникой. Абстрагирование предполагает мысленное вычленение изображаемого объекта из среды его природного существования, поскольку роль такой среды берет на себя декорируемая поверхность с присущими ей тональными и фактурными качествами. Эта художественная игра предполагает метафору: свет, небо, воду, землю будет условно обозначать поверхность иного тона и конфигурации, в результате чего верх, низ, центр могут менять свое положение. Последовательная геометризация также приводит к игровой трансформации фигур, они становятся похожими на формат, в который должны быть вписаны.

Мотив зигзага (нем. Zickzack — игра слов от Zacke — "зубец, зазубрина") — ломаной линии из чередующихся зубцов — вершиной вверх и вершиной вниз — может означать воду, молнию, гром, дождь. Зигзаг, волнистые линии, как и классический меандр, могут изображать также различные стихии.

Дальнейшая геометризация подобных мотивов действительно может привести к появлению геометрических символов: креста — символа огня, окружности с точкой посередине — Солнцаромба или квадрата с точкой в центре — символа засеянного хлебного поля (у славян), треугольника вершиной вниз — символа женского лона.

Баран, вписанный в трапециевидный формат на сосуде из Суз (Месопотамия, 4—3 тыс. до н. э.), получает неправдоподобно огромные рога, потому что мастеру требовалось целостно заполнить отведенное форматом пространство. Помещенные над изображением барана бегущие собаки вытянуты в длину из-за того, что они "бегут" в границах узкого орнаментального пояса, а над ними цепь водяных птиц — фламинго — превращается в "забор" из плотно расположенных вертикальных штрихов. При этом мастера, работавшего пять тысяч лет назад, трудно обвинить в формализме, так же как и в наивности — настолько совершенно, с полной творческой свободой и изысканностью почерка решена им орнаментальная задача.

 

В зависимости от меры проявления абстрагирующей и геометризующей тенденций орнамент подразделяют на геометрический и изобразительный. Такое деление условно, поскольку ясной границы между этими разновидностями не существует, но за неимением лучших определений приходится использовать эти термины.

Степень геометризации изобразительных форм зависит не только от формата, но также от многократного повторения одинаковых элементов, необходимость которого диктуется декорированием замкнутых поверхностей: круга, цилиндра. Изображение оленей, движущихся по кругу, означает "шествие зверей", пришедших на водопой (две точки в центре чаши — источник воды), а волнистые рога животных похожи на потоки воды.

Охотник на рельефе из Кубачей стреляет в пантер, сомкнутых головами и идущих по кругу, в результате образуется форма розетки. "Плетенка" по внешнему краю означает, возможно, загон либо лес. Лапы и хвосты животных проросли трилистниками, что является типичным художественным тропом.

Схожие орнаментальные приемы изображения можно видеть на рельефах западноевропейских романских соборов и в белокаменной резьбе владимиро-суздальской школы. Усиление значения метра и ритма в организации повторяющихся элементов изображения, расположенного по объему сосуда или вдоль края круглого щитатарелиблюда, порождает традиционные мотивы "звериного гона"танца, шествия.

Существуют примеры художественных тропов, возникающих при декорировании тканей или "тел вращения", когда поверхность сосуда условно обозначает воду, а элементы изображения ритмично и симметрично распределяются по поверхности. Подобная трансформация, как видно из предыдущих примеров, не означает схематизации и упрощения, напротив, изобразительная концепция усложняется (если рассматривать орнамент вместе с декорируемой поверхностью).

При построении орнаментальных композиций на основе "материалов — средств": отношений величин, симметрииасимметрии, метра — ритма, — используют приемы инверсии (лат. inversio — "перестановка, оборот"), поворота и чередования одних и тех же фигур в прямом (лат. recto) и зеркальном, обратном (лат. verso) положениях.

Помимо орнаментального ряда, в тех случаях, когда возникает необходимость заполнения широкой поверхности в нескольких направлениях, возникают раппо́ртные композиции (от франц. rapport — "ответ, отклик"). Раппорт строится не вдоль одной оси симметрии, а по нескольким направлениям: вертикальному, горизонтальному, диагональному. Такое размещение орнаментальных элементов характерно для декорирования тканей, штофа, обоев, в рисунках маркетри́ и паркетри́.

На византийской ткани из собрания Оружейной палаты в Москве раппортному принципу подчиняется даже изображение Христа на престоле в окружении символов евангелистов — эта композиция многократно повторяется в нескольких направлениях, превращаясь в мотив, который чередуется с крестами и элементами растительного орнамента.

Качества декоративности (это понятие следует отличать от декоративной функции) зависят от насыщенности изображения, симметричности (регулярности) и замкнутости (уподобления формату). Чем меньше площадь нейтрального фона и чем плотнее расположены фигуры, тем сильнее "ковровость", орнаментальность.

Это свойство особенно присуще восточному, в частности мусульманскому искусству (формальный принцип не противоречит тому факту, что орнаментальность мусульманского искусства имеет идеологические причины).

Названные закономерности абстрагирования, геометризации и орнаментализации изобразительных форм, выполняющих декоративную функцию, сближают их с графическим способом изображения. Поэтому закономерно, что в орнаментальном искусстве более всего органичны графические приемы, хотя орнаменты могут быть и живописными, скульптурными, рельефными. В этом отношении показателен термин "вазопись", применяемый к античным сосудамдекор которых, в сущности, является графическим.

Соответственно используемым мотивам орнамент называют растительным, животным, или зооморфным.

По причине абстрагированности, предельной обобщенности орнамент аккумулирует жизненный и эстетический опыт многих поколений людей, поэтому он является "визитной карточкой", характерной принадлежностью той или иной этнической культуры, народного творчества и художественных ремесел.

В орнаменте концентрируются типичные мотивы, способы и приемы формообразования, присущие определенному историческому художественному стилю, и его по праву называют "почерком эпохи". По орнаменту чаще всего атрибутируют произведение искусства.

В народном творчестве особенности традиционного орнамента могут указать не только центр производства — область, город, деревню, но даже работу мастеров конкретных улиц или дворов.

Совокупность элементов орнамента, типичных для исторического типа искусства, именуют орнаментикой.

Для античного искусства характерна орнаментика из меандрапальметт, антемиев и акантов, для мавританского искусства — арабеска и мореска, для Готики — льняные складкимасверктрифолий и квадрифолий, краббы и крестоцветы, для искусства Итальянского Возрождения гротески, раковина, волюта, для стиля Рококо — рокайль, для Ампира — ликторские связкиорлы и трофеи.

В ином, более широком значении орнаментальность означает тенденцию развития художественной формы в направлении регулярности, ритмичности, повторяемости элементов, геометризации. В этом смысле орнаментальность есть предельное выражение декоративности.

 

Возникновение орнамента уходит своими корнями в глубь веков и, впервые, его следы запечатлены в эпоху палеолита. В культуре неолита орнамент достиг уже большого разнообразия форм и стал доминировать. Со временем орнамент теряет своё господствующее положение и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную упорядочивающую и украшающую роль в системе пластического творчества. Каждая эпоха, стиль, последовательно выявившаяся национальная культура вырабатывали свою систему; поэтому орнамент является надёжным признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране.

Ранголи (альпона) Особенного развития достигает орнамент там, где преобладают условные формы отображения действительности: на Древнем Востоке, в доколумбовой Америке, в азиатских культурах древности и средних веков, в европейском средневековье. В народном творчестве, с древнейших времён, складываются устойчивые принципы и формы орнамента, во многом определяющие национальные художественные традиции. Например, в Индии сохранилось древнее искусство ранголи (альпона) - орнаментальный рисунок - молитва.


Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость, семантическую функцию. Но ранние декоративно-орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражали чувство ритма, формы, порядка, симметрии. Исследователи орнамента считают, что он возник уже в верхнепалеолитическую эпоху (15—10 тыс. лет до н. э.). Основанный на неизобразительной символике, орнамент был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций. Использовались в декоре зигзаги, штрихи, полоски, «елочный» орнамент, плетеночный («веревочный») узор. Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира. Например, круг — солнце, квадрат — земля, треугольник — горы, свастика — движение солнца, спираль — развитие, движение и т. д., но они, по всей вероятности, еще не обладали для предметов декоративными качествами (часто покрывались орнаментом скрытые от глаз человека части предметов — днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов и др.). Постепенно эти знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора, который стал рассматриваться только как эстетическая ценность. Цель орнамента определилась — украшать. Но справедливо будет отметить, что из орнаментальных мотивов появилась пиктография, ранний этап письменности.

В последующие времена художники просто копировали старые формы, имевшие в древности совершенно определенный смысл. Символико-смысловое содержание орнаменту возвращает Средневековье.

В трудах современных исследователей истории появления, бытования и использования орнамента особое внимание уделяется мотиву спирали. «Можно предположить, что для древних этот знак не что иное, как своеобразная всеобъемлющая формула, такая, какой для нас, например, является эйнштейновская Е = тс2. Из спирали древние черпали азбуку своих первых абстрактных понятий, и спираль воплощала основные закономерности природы, взаимосвязь их, логическое мышление, философию, культуру и мировоззрение древних. ...В 1698 году швейцарский математик Якоб Бернулли произвел над спиралью... хирургическую операцию: разрезал ее пополам, через центр, выпрямил получившиеся отрезки и получил некую гармоническую шкалу, поддающуюся математическому анализу! Так родился знаменитый закон "Золотого сечения", или, как его называют математики, "Закон Золотого числа"».

Декоративные изобразительные элементы древнейшего творчества сохранились в традиционном искусстве народов Африки, Австралии, Океании, в орнаментах южно-американских индейцев. В их орнаментальных и декоративных мотивах параллельно сосуществуют реальные и геометрические условно стилизованные формы. Но и реальную форму художник обычно «геометрически» стилизует. Часто стилизация и обобщение фигур животных и людей приводит к полной утрате их внешней узнаваемости и связи с исходным образом. Они воспринимаются просто как геометрический узор. Возникнув на заре человечества, орнамент эмоционально и эстетически обогащает многообразие форм и образную структуру каменной и деревянной резьбы, тканого узора, ювелирных изделий, книжной миниатюры.

Большое место орнамент занял в народном художественном ремесле. Один из крупнейших чешских исследователей народной культуры Йозеф Выдра выделяет четыре главные функции орнамента:

1) конструктивную — она поддерживает тектонику предмета и влияет на его пространственное восприятие;

2) эксплуатационную — она облегчает пользование предметом;

3) репрезентационную — она увеличивает впечатление ценности предмета;

4) психическую — она действует на человека своим символизмом и, таким образом, волнует или успокаивает его.

«Орнамент в народном творчестве и народном искусстве был всегда на пользу делу, и его трактовка, в сущности, соответствует принципам современной эстетики».

Одни и те же элементы орнамента в иные времена воспринимались и использовались по-разному, в зависимости от верований и взглядов на окружающую действительность. Им придавали особое толкование, изобразительное решение, стилистику. Например: цветок розы (розетта, розетка) по древним, языческим верованиям, цветок богини Венеры — символ любви и красоты; в Средневековье — цветок Богоматери; в исламе — символ райской жизни и космической силы: «пылает роза как подарок солнца, а лепестки ее суть маленькие луны».

 



 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2022 - Шедевры Омска. Все права защищены.