Полховская роспись
Ранней весной на рынках многих городов страны появляются на прилавках груды расписных деревянных изделий — «тарарушек», как их называют. Матрешек, птичек-свистулек, солониц, круглых коробок, грибов-копилок — всего не перечислишь. Игрушки эти так ярко-праздничны, что возле них нельзя не остановиться. И у всех, кто, любуясь, перебирает разложенные для продажи изделия, невольно светлеют лица.
Родина «тарарушек» - село Полховский Майдан на юге Нижегородской (Горьковской) области. Промысел расписной точеной игрушки возник здесь сравнительно недавно - в 1930-е годы, а окончательно сформировался в 1950-е. Еще позднее стали делать игрушки в соседней деревне Крутце. Но, несмотря на «юный» возраст, искусство Полховского Майдана и Крутца имеет сложившиеся традиции, собственный изобразительный язык. «Тарарушки» вы ни с чем не спутаете.
Среди признанных центров народного творчества Полховский Майдан занимает особое место. Замечательно уже то, что промысел родился тут в XX столетии — веке «мыслящих» машин и поточных линий. Причем возник сам по себе, можно сказать, стихийно: как ответ народного искусства на усилившуюся тягу человека к вещам, как бы хранящим тепло рук мастера, их изготовившего. На прилавках магазинов сейчас немало так называемых сувениров — от расписных прялок до декоративных лаптей. Выполненные в национальном духе, они довольно эффектны. Но человек, знакомый с произведениями старого народного искусства, разглядит и недостатки. Создавая предмет, заранее задуманный как сувенир, подчас забывают о его целесообразности. А это неизбежно ведет к нарушению гармонической связи между размером, формой и декором изделия. Можно ли тогда говорить о развитии традиций, о воспитании эстетического вкуса покупателя? Вряд ли.
Полховские и крутцовские мастера сувениров не делают — все их изделия имеют точное назначение в быту. Матрешки, свистульки, пробочные пистолеты, кони и балалайки — игрушки для детей. Круглые коробки, солоницы, грибы для штопки охотно покупают взрослые, чтобы хранить разные хозяйственные мелочи: соль, лавровый лист, нитки. В практическом предназначении каждой вещи — преемственность традиций подлинного народного искусства.
Промыслом в Полховском Майдане занято почти все население, и взрослые и ребята. Токарные и живописные традиции дети перенимают у родителей, поэтому у каждой семьи свой почерк. Все село — можно сказать, огромная художественная мастерская.
Процесс изготовления каждой игрушки состоит из нескольких этапов. Летом запасают древесину. Липовые бревна распиливают и высушивают на солнце. Осенью мужчины вытачивают из дерева заготовки будущих изделий (маленькие токарные мастерские здесь почти в каждом доме). Токарное производство известно в этих краях с XVIII века, и мастерства майданским токарям не занимать. А от него зависит очень многое: размеры и форма предмета подскажут потом "содержание" композицию и ритм росписи.
Когда выпадет снег и сельскохозяйственные работы закончатся, женщины и детвора начинают расписывать игрушки. Сначала заготовки грунтуют разведенным крахмалом. Мастериц, выполняющих роспись, называют здесь красильщицами. Они завершают работу над изделиями.
После окончания росписи игрушки покрывают нитролаком. Не изменяя цвета, он делает его более ярким и звучным.
Иногда говорят, что полховские «тарарушки», дескать, вызывающе ярки, аляповаты. И вообще, мол, это не искусство, а всего лишь «базарный товар». Попробуем разобраться, так ли это.
Произведения народного творчества всегда отличались большой цветовой насыщенностью. В этом переизбытке цвета — хвала буйному богатству природы, радостное любование жизнью (как бы тяжела она порой ни была), свойственное народному мировосприятию. В полутемном интерьере крестьянского жилища расписная прялка, красочная глиняная игрушка, вышитое полотенце играли роль необходимых цветовых и даже световых акцентов. Словно праздник заглядывал вместе с ними в дом.
В творчестве полховских и крутцовских мастеров цвет, как и в старом крестьянском искусстве, продолжает играть ведущую роль. Традиционной для промысла является роспись анилиновыми красками. Они прозрачны и позволяют работать лессировками — получать нужный цвет, нанося одну краску поверх другой. Для «классической» майданской игрушки характерно сохранение естественного цвета дерева в фоне.
Любимый сюжет полховских мастеров — матрешка. Здешние матрешки торжественны и нарядны. Всем им присущи горделивая праздничность, эмоциональная приподнятость облика.
Вот одна из них, расписанная Н. Кусмаровой. Мастерица использовала традиционные анилиновые краски. Палитра состоит из пяти цветов: желтого, малинового, синего, зеленого и черного. Черный цвет — рисующий. Тонкими, энергично проведенными линиями прорисованы черты лица. Глаза, нос, рот посажены близко, брови сходятся у переносицы, придавая красавице вид сосредоточенного самодовольства. Из-под яркого платка выпущены завитки черных кудрей.
Композиционный центр росписи — передник. Он сплошь заткан цветами, яблоками, листьями. Огромный ярко-малиновый пион распустился в правом нижнем углу. У него звонко-синяя сердцевинка и желтые тычинки. Значительная по величине поверхность цветка уравновешивается малиновыми боками яблок, которые спускаются по ветке, обнимающей слева все клеймо. Маленькие малиновые сердцевинки имеют и два синих цветочка, расположенных на диагонали, идущей из левого верхнего угла к центру. Их движение завершается синей сердцевинкой пиона. Так же тщательно продуман ритм желтых пятен, скомпонованных кольцом. Зеленые листья, заполняющие поверхность передника, связывают его роспись с зеленым цветом юбки, а малиновый платок, покрывающий голову и плечи матрешки, объединен с многоцветней передника и цветком на голове игрушки. Сосредоточивая внимание зрителя на лице и переднике, мастерица написала платок и юбку методом сплошной заливки в два цвета: красный и зеленый без орнамента.
Мы видим, что, используя резко контрастные цвета (малиновый и зеленый, синий и желтый), красильщица сохранила цельность колористической гаммы. А с помощью выверенного ритма цветовых пятен придала всему облику матрешки праздничную приподнятость. И сделала это мастерски!
Л. Кадамова расписала гриб-копилку тоже анилиновыми красками. Но смотрится ее работа по-другому. Силуэты цветов, бутонов и листьев написаны здесь без предварительного «наведения» рисунка черным контуром. Такой прием требует от красильщицы особенно большой композиционной одаренности.
Ритм цветовых пятен подчеркивает упругую пластику точеной ножки гриба. Вглядитесь: сердцевинки цветов расположены в точках наибольшего напряжения кривой, рисующей силуэт игрушки. А тонкие ветки послушно ложатся по форме ножки. Искусство Полховского Майдана и Крутца не стоит на месте — новые элементы постоянно вносятся как в формы предметов, так и в приемы росписи. В последние годы все чаще можно встретить изделия, расписанные нитрокрасками, которые создают совершенно иной живописный образ. Анилиновая краска свободно растекается по поверхности, не оставляя сколько-нибудь заметных следив кисти. Более густая нитрокраска, напротив, всегда позволяет проследить направление мазка. Она дает возможность изменять толщину красочного слоя, создавая своеобразную игру фактур. Так, не изменяя художественной традиции промысла, мастера находят новую форму ее живописного воплощения.
А. Красилыцикова расписала круглую коробку нитрокрасками. Фон она сплошь сделала коричневым. И вот на этой теплой поверхности расцвели белые крупные цветы. Сквозь неплотный слой белил просвечивает подложка — и лепестки кажутся прозрачными, приобретают материальность. Зеленые листья по тону приближаются к основе, но написаны гораздо плотнее. Световое звучание нарастает от коричневой глубины фона и темно-зеленых листьев к тяжелым розовым бутонам и завершается яркими белыми цветами, как бы вобравшими в себя всю силу света. Розовые бутоны и белые цветы тонально объединены посаженными в точно найденных местах веточками мимоз.
Очень часто на крышках полховских коробок и грибов возникают полуфантастические пейзажи. В них та же плоскостность, отсутствие полутонов, повышенная декоративность. Особенно любят мастерицы писать «закаты», инстинктивно выбирая состояние природы, когда цвет наиболее напряжен и силуэты предельно четки.
Наряду с токарной делают в Полховском Майдане и топорно-щепную игрушку: ярко раскрашенные балалайки и коней в упряжках. О древней «солнечной» символике коня мастера, конечно, не задумываются. Но полыхающий цвет росписи и здесь звучит радостным гимном жизни.
Есть в селе и небольшая фабрика, выпускающая игрушки. Их делают по образцам, утвержденным художественным советом. Но при заданном повторении одного и того же эталона меньше места остается для фантазии художника. Нарочитая тщательность исполнения нередко «высушивает» рисунок, лишая изделие свойственной промыслу живописности. Вот гриб-копилка, выполненный в «фабричной» манере. Сюжетное изображение перенесено на ножку, что само по себе нарушает логику росписи; Ведь травы, цветы и листья, обнимающие ножку гриба в традиционной игрушке, являются как бы напоминанием о лесной поляне с ее мхами и травами. Здесь же вокруг основания размещен сельский пейзаж с домиками, деревьями, фигурками людей. Верх ножки свободен от изображений, поэтому шляпка, сплошь заполненная мелкими яркими цветами, обведенными тонким черным контуром, зрительно не имеет опоры, «повисает» в воздухе. Двойственное впечатление производит и круглая коробка. Смотрится она эффектно. Однако крупные розы, заполняющие поверхность цилиндра, написаны слишком натурально, а попытка передать объем чужда плоскостному видению полхов-майданской росписи. Как видно, живая традиция оказывается порой надежной подмогой народному мастеру.
Изделия, которые можно увидеть на рыночных прилавках, тоже неравноценны. Попадаются среди них и «серые» вещи, и откровенно слабые. Нужно уметь их различать. Но в целом художественный уровень промысла достаточно высок. Развивая богатые традиции народного искусства прошлых веков, лучшие из здешних мастеров создают произведения, отвечающие самым строгим эстетическим требованиям. Искусство Полховского Майдана и Крутца живет и дарит людям радость.
Г. КЛОКОВА
|