РУССКАЯ МАТРЁШКА
Первая русская матрешка улыбалась! За ней последовали матрешки — надменные гордячки, самодовольные красавицы, большеглазые простушки и даже потупившие взор богомолки... А самая первая улыбалась, да так задорно, что в ответ ей улыбнулся и весь мир!..
Удивительно, что родная наша матрешка имеет японского родственника — складную деревянную куклу Фукуруму, изображающую веселого старика с большой вытянутой головой. Раскрываешь Фукуруму, а в нем японка, раскрываешь японку, в ней еще крошечный малыш. Такую куклу в самом конце прошлого века привезла из-за границы хозяйка знаменитой абрамцевской усадьбы Е. Г. Мамонтова. Вряд ли то была одна только прихоть: заморская забава чем-то напоминала традиционные для Руси пасхальные яйца-«писанки», тоже располагавшиеся одно в другом.
Это было время обостренного внимания русской интеллигенции к народному искусству. На рубеже веков оно буквально задыхалось под лавиной дешевой фабричной продукции. В тщетной борьбе с ней многие традиционные промыслы теряли свое лицо либо вовсе вымирали... Тогда-то и сделали решительный шаг в народное искусство, жившее до сей поры своей собственной жизнью, художники-профессионалы, искусствоведы, меценаты. Абрамцево и Талашкино становятся самыми известными художественными центрами дореволюционной России, где в специальных мастерских народные резчики и гончары, ткачихи и вышивальщицы работали по эскизам многих крупных русских художников, стремившихся дать богатейшим традициям древнего искусства новую жизнь.
В эти годы и родилась знаменитая русская матрешка. Самую первую, как говорят «восьмиместную», выточил в Москве в мастерской «Детское воспитание» токарь В. Звездочкин из Сергиева посада (ныне город Загорск), а расписал известный художник С. Малютин. Рядом с яркими, сразу бросающимися в глаза матрешками, к каким мы привыкли, его показалась бы чересчур уж скромной. Но так и задумывал автор, создавая вполне реалистический образ деревенской девчушки Матрены, одетой в традиционный русский костюм — платок, сарафан и передник. В руках она держала черного петуха. Тоже интересная деталь. У более поздних матрешек будут узелки, самовары, бублики, букеты — вещи гораздо более статичные, как бы стремящиеся стать традиционными. А вот у этой смешливой девочки в руках была живая птица!
Все семь ее подружек столь же реалистичны, словно только что вышли из своего деревенского мира. Одна несет миску к столу, у другой в руках серп, третья держит перед собой за руки маленького братца, а четвертая, младшенькая, просто засунула палец в рот. Разнообразит девичью вереницу фигурка мальчика в косоворотке с хворостиной. И наконец, завершает ряд спеленутый младенец меньше мизинца...
Вскоре матрешка «переселилась» в Сергиев посад, где издавна находился известный на всю Россию промысел деревянной игрушки. Здесь, в земской мастерской, а также во многих домах посада стали изготовлять тысячи, а затем и десятки тысяч складных деревянных кукол.
Свое первое путешествие за границу матрешка совершила в 1900 году — на Всемирную выставку в Париж и сразу же завоевала всеобщую симпатию. В 1904 году сергиевская мастерская получает из Парижа большой заказ на матрешку. Затем из Германии, Англии, Америки и даже из Японии!
Мода рождает подражение: во Франции появляются «матрешки», одетые в костюм крестьянок Бретани; в Германии — кукла «Синяя борода» с шестью женами внутри. Мода рождает и подделку. В 1908 году русский консул в Германии сообщал:
«Нюрнбергская фирма... подделывает русские матрешки».
На Лейпцигской ярмарке 1911 года объявились японские подделки, выдававшие себя специфическим разрезом глаз.
Тем временем меняла облик и настоящая, русская, матрешка. Она представала то заносчивой барыней, то заботливой матерью-крестьянкой, то закутавшейся в полушалок странницей с узелком. Украшали ее тоже по-разному: одни расписывали куклу прямо по дереву, другие — по выжженному контуру, третьи ограничивались только выжиганием. Порой из-под рук их выходили двадцатичетырехместные громадины, иногда двухместные малютки. Самыми ходовыми, однако, были «семейства» из трех, восьми и двенадцати кукол.
Забавные эксперименты заходили так далеко, что к иным изделиям и первоначальное имя как-то не подходило. Стали, например, появляться фигурки, изображавшие исторических деятелей и персонажей известных произведений. Юбилейный 1912 год оставил нам памятные изображения: «Кутузов» и «Наполеон» — каждый со своим штабом. Не менее интересны литературные «матрешки» «Тарас Бульба» и «Ревизор», где внутренние фигурки уменьшались соответственно чину. А многочисленные «Витязи», «Запорожцы», «Бояре», «Мухоморы», «Репка», «Квартет», «Царь Додон»!
Или вот занятная пара: «Невеста» в фате и «Жених» во фраке держат в руках венчальные свечи.
Внутри каждой куклы родственники со своей стороны, распарадившиеся по случаю свадьбы. Все необычайно выразительны: томная невеста; счастливый жених; гордая своим детищем дородная мамаша невесты; вся в волнениях молоденькая ее подружка; несмышленыш-гимназист, вероятно, брат жениха... Эта пара раскрывается перед нами целым кукольным микроспектаклем.
Да, фантазии художников поистине не было предела. Тем не менее остроумные их находки не дали традиции и превратились со временем в обычные музейные экспонаты. Чего:то им, видно, не хватило, чтобы стать настоящей народной игрушкой: то ли глубины, то ли простодушия. А настоящей — живой — матрешкой по-прежнему оставалась русская деревенская жительница в национальном костюме. В ярком платочке и цветастом переднике шла она из десятилетия в десятилетие, становясь все наряднее и наряднее. Декоративнее, как сказали бы искусствоведы. Бесконечно варьируя полюбившийся образ, мастера разных промыслов искали наиболее выразительную, с точки зрения народного миропонимания, форму — традиционную.
Уже в начале века матрешек стали делать в Семеновском уезде Нижегородской губернии (ныне Горьковская область). Более стройные по сравнению с приземистой загорской, они несли на своих передниках букеты ярких алых цветов в окружении сочных зеленых листьев. У подмосковной матрешки цвет распределен равномерно, у семеновской же сразу приковывает взгляд этот сказочно горящий букет.
Несколькими десятилетиями позже в Горьковской области возник еще один центр изготовления матрешек— село Полховский Майдан с близлежащей деревней Крутец. У здешних красавиц на передниках тоже целые сады с цветами и плодами, но от семеновской роспись полховских мастеров отличается черной «наводкой» по контуру и более темной и насыщенной цветовой гаммой.
Как же рождается матрешка? Прежде всего за работу берется токарь. Под рукой у него просушенные до нужной кондиции липовые или березовые бревна. Деревянные заготовки, «белье», начинает он точить с неразъемной малютки, «первенькой». Затем следующая кукла, уже складная, и так до самой большой. Когда смотришь на некрашеные, «слепые» фигурки, трудно поверить, что это и есть будущие красавицы. Но поставьте рядом несколько, и вы увидите, какие они все разные. Широкоплечие и хрупкие, полногрудые и сухощавые, коренастые и длинноногие... Сколько вариаций, несмотря на то, что в основе одна, классическая форма с некоторым различием в Загорске и Семенове. Какое богатство силуэтов, а ведь у матрешки нет ни рук, ни ног, ни собственно шеи. Тем не менее внешне незатейливая форма уже содержит в себе и посадку головы, и осанку, и даже как бы поступь. Только мастерице надо уловить малейшие оттенки работы токаря и утвердить их росписью. Верное сочетание токарной формы и росписи в матрешке да богатство живописных решений и дают нам великолепное разнообразие этих кукол.
Художественный образ матрешки, как и всякой народной игрушки, весьма условен. Условна не только фигура куклы, но и изображение ее наряда и лица. Если у загорской матрешки передник более натурален — с завязочками и тесемочками, то у семеновской и полховской спереди просто яркое овальное клеймо. На нем цветы: букет ли это, который несет женщина своими невидимыми руками, или узор ткани передника, либо сама красавица так расцвела - тут нашей фантазии дается полная свобода. Да и важнее другое: в цветах этих сосредоточено настроение игрушки, присущая народному искусству праздничность изделия.
Что же до лица матрешки, то в нем предельно обобщенно выражены черты русской красоты: круглый очерк, яркий румянец, черные брови, маленький рот. И несмотря на ограниченные «портретные» средства выражения, лица у матрешек бесконечно разные...
«Вот Машка, Дашка и Наташка — три штучки в одной кучке. А сыночек Ванюшка дома остался, мороза испугался!» — под звонкую рыночную прибаутку разворачивается большая матрешка целой вереницей фигурок мал мала меньше. А рядом на лотке стоит неразобранная и словно таит в себе какой-то сокровенный смысл. И правда, что значит это повторение уменьшающихся фигурок?
Всякая игрушка — сюрприз, а если это игрушка «с секретом», то сюрприз вдвойне. В матрешке же момент сюрпризности особенно велик. То, что в одной фигурке оказывается другая, вызывает восторг не только у ребенка, но и у взрослого. Причем ожидание чуда, а главное, подтверждение его повторяется вновь и вновь до самой последней фигурки. Чем больше их, тем больше радости!
Сложнее судить о символике матрешки. Кукла эта (если, конечно, она традиционна) всегда изображает женщину, притом цветущую даже и буквально. И все в ней находящиеся тоже женщины и тоже цветущие, хотя и меньшего размера, вплоть до последней спеленутой малышки, повторяющие главную функцию своей матери-родительницы — дарить миру себе подобных. Тут даже имя Матрена кажется не случайным, ибо происходит от латинского слова «матрона» — так в Древнем Риме называли почтенную женщину, мать семейства. Плодородие, изобилие, бесконечность жизни — таков, по всей видимости, глубинный смысл популярной игрушки. Он близок и понятен художникам-крестьянам, придавшим матрешке ее классический облик, естествен и привычен для русского народного искусства, в центре которого изначально стоял величественный образ матери - Земли. А то, что идея эта так детски просто и художественно ярко выражена, только придает ей особую силу...
Матрешка прожила еще недолгую для произведения искусства жизнь. Но с конца XIX века стала такой родной нашему глазу и дорогой сердцу, что кажется, будто существует она с незапамятных времен. И настолько полно выражен в ней национальный характер и стиль, что из куклы для детских игр матрешка давно превратилась в полюбившийся во всем мире сувенир. В нарядную посланницу земли Русской. О. НЕФЕДОВА
|