Art Gallery

Портал для творческих людей   [email protected]   8-908-796-75-65 / 1win

 

Поиск по сайту

Сейчас 19 гостей онлайн

Мы в контакте

Новости СМИ2

Аллегория PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 14
ХудшийЛучший 
Словарь художника
Индекс материала
Аллегория
Мудрость
Все страницы

АЛЛЕГОРИЯ

 

АЛЛЕГОРИЯ (греч. allegorein — "говорить иначе") — иносказание, толкование заложенного в художественном произведении скрытого, тайного смысла.

Возникло в глубокой древности, поскольку изначально произведения скульптуры , живописи, архитектуры служили культовым целям и несли в себе эзотерическое содержание.

В Древней Греции сформировался литературный жанр — аллегореза (allegoreza), толкование скрытого смысла поэтических мифов. Это было началом исторического сознания, стремления связать образы прошлого с настоящим, сделать их актуальными.

Историзм — основополагающий принцип художественного мышления, поэтому и аллегоричность есть непременное свойство художественной деятельности человека. В тех же случаях, когда необходимо конкретно выразить наиболее общие, абстрактные и потому почти неизобразимые идеи, например: добро, силу, власть, справедливость, любовь, художник прибегает к аллегории как типу композиции в особом жанре изобразительного искусства. В этом жанре абстрактные понятия показываются иносказательно через изображения живых существ, животных или человеческих фигур с атрибутами, за которыми исторически закрепился символический, легко читаемый смысл. Изображение льва традиционно олицетворяет силу, орла — зоркость, совы, поскольку она не спит ночью и видит в темноте, — мудрость.

Иносказательный смысл появляется либо из-за природных свойств самого объекта, либо ассоциативно, по аналогии с другими явлениями природы и жизни человека. Подобный способ мышления Аристотель назвал тропом (греч. tropos — "оборот") — переносом значения одного предмета на другой. Аристотелю принадлежат крылатые слова: "Тот, кто открывает новый троп, — открывает новую связь в мире".

Один из наиболее древних изобразительных приемов переноса значений — "замена голов" в египетском искусстве: человеческие фигуры с головой сакральных животных и животные с головой человека.

В эпоху Итальянского Возрождения потребовалось совместить изображение прекрасного тела, — как это делали древние греки, — с абстрактными идеями христианства. Ранние опыты — "прекрасные мадонны" и "прекрасное тело" обнаженного, но страдающего Христа — еще противоречивы и художественно не цельны. У великого Микеланжело душа и тело его сверхчеловеческих образов находятся в мучительном противоборстве. Но позднее, в искусстве Классицизма и Барокко, был выработан и канонизирован особый аллегорический тип композиции. Его разновидности и композиционные приемы основываются на применении художественных тропов, разработанных к тому времени в классической литературе: сравнении (целого с целым), метафоры (соединении в единое целое разнородных образов), олицетворении (перенесении свойств одушевленного предмета на неодушевленный), метонимии (замещении одного образа другим), эпитете (парных сопоставлений), синекдохи (изображении целого через его часть), стилистических фигур — гиперболы (преувеличении) и литоты (преуменьшении). Применение этих тропов в изобразительном искусстве позволило значительно расширить его образную природу, выражать сложные, неоднозначные идеи, сохраняя при этом композиционную целостность.

Наглядная изобразительная форма оказалась способной выражать более широкое содержание по сравнению с тем объектом, непосредственным отражением которого она является. Так античные музы с их атрибутами (лат. at-tributum — "приданое") аллегорически изображают виды искусства. Изображения античных богов, покровительствовавших тем или иным видам деятельности, намекают на достоинства правителей. Фигура женщины с завязанными глазами изображает Фемиду и символизирует Правосудие. Летящая Ника, богиня победы, — Славу. Обнаженные мужские и женские фигуры представляют реки и стихии — типичный пример олицетворения. Те же фигуры с соответствующими атрибутами олицетворяют "Четыре части света", "Четыре времени года" и связанные с ними работы. Классический пример олицетворения — фигуры атлантов и кариатид в качестве опор архитектурного сооружения.

В аллегорическом типе композиции соединение фигуры и атрибута — изобразительная метафора, в результате которой образный смысл изображения находится не в самой фигуре человека и не в ее атрибуте, а где-то между ними. Эта двойственность, подвижность смысла придает жанру аллегории своеобразие, глубину. Аллегорическая фигура теряет свою индивидуальность, конкретность и трактуется крайне обобщенно. Любое натуралистическое или портретное изображение в аллегорической композиции выглядит неорганично. Вот почему аллегории были так любимы в искусстве Классицизма и Барокко, где романтическая идеализация была провозглашена эстетической нормой.

Основоположник теории Неоклассицизма в искусстве И. Винкельман в одном из своих очерков специально разбирает "правила аллегории".

В искусстве стиля Барокко наибольшее распространение получает аллегорическая форма метонимии, переименования, игры смыслов, возникающих от замещения одного образа другим. В барочных композициях соединяется, казалось бы, несоединимое: Христос и Юпитер, Богоматерь и Диана, они "замещают" друг друга и обмениваются атрибутами. Эта смысловая динамика — не абсурд, а категория художественного стиля. Свободно комбинируя исторические и мифологические персонажи, языческие и христианские образы в одном изобразительном пространстве, художник создает новые смысловые связи, аллюзии, идейный подтекст. Подобные композиции требуют образованного, интеллектуального зрителя, но подчас настолько запутанны, что сопровождаются надписями, пояснениями, иногда — отдельной, в литературной, поэтической форме изложенной, программой.

Классические аллегории использует и искусство Рококо. Поэтому можно утверждать, что аллегоризм художественного мышления пронизывает собой искусство всех стилей и направлений.

В искусстве Романтизма классические аллегории перерастают в еще более сложную и отвлеченную форму — символ. Но между аллегорией и символом существуют принципиальные различия. Не случайно романтики рубежа XVIII—XIX вв. осуждали отвлеченность академических аллегорий, превратившихся, по их мнению, в банальность.

Аллегорические образы действительно основываются на внешнем, легко читаемом уподоблении, они конкретизируют абстрактные понятия; символы абстрагируют конкретное, уводят в область интуитивных прозрений и субъективных ассоциаций. Поскольку художественная образность есть прежде всего тенденция к обобщению, выражению подобия общего и единичного, то и формирование аллегорического мышления — главная закономерность исторической жизни искусства.

Аллегоризм является основным принципом формообразования, существенно расширяющим образные возможности изобразительного искусства. Путь от простого копирования природы, через осмысление пространственно-предметных связей и далее, к обобщению пространственно-временных отношений в историко-художественных аллюзиях, проходит в индивидуальном развитии каждый художник. Показательно и то, что наиболее сложная форма изобразительной аллегории — синекдоха, выражающая целостный образ через его часть, создает качество декоративности — результат осмысления художником связи отдельной изобразительной формы с окружающей ее пространственной и историко-культурной средой.






МУДРОСТЬ


"МУДРОСТЬ" (лат. Sapientia) — традиционная аллегория классического искусства.

В древнеримской мифологии воплощением мудрости считалась богиня Минерва, отождествляемая с греческой Афиной, покровительницей наук и ремесел. Атрибуты Минервы — сова, символ мудрости, книга и зеркало, а также оливковая ветвь — награда за знание. В этом случае античная богиня выступает как Минерва Пацифика ("Мирная"), без грозного вооружения, панциря и шлема.

В эпоху Итальянского Возрождения благодаря контаминации древних и новых аллегорий в качестве  олицетворения мудрости стали изображать трех граций; подобно музам, они превратились в покровительниц искусств и наук. Причем к таким композициям прилагали средневековый девиз: «Folle et sens" (франц., "Безумие и разум"); три грации в этом случае олицетворяют юность (время радостного безумия), зрелость и старость (период мудрости).

Аллегорическую фигуру Минервы-Мудрости также связывали с христианской сентенцией: "Приобретение мудрости гораздо лучше золота, и приобретение разума предпочтительнее отборного серебра" (Притч. 16:16).

Мудрость представляли в образе Гигиеи (дочери врачевателя Асклепия) со змеей и зеркалом; обнаженность фигуры трактовали в качестве "очевидной истины" (лат. nuda veritas).

Мудрость изображали и в образе двуликого Януса, тело которого обвивает змея — символ мудрости, или в облике человека с тремя ликами, обращенными в разные стороны. Столь необычная аллегория восходит к древней статуе египетского божества Сераписа, известной из описания римского писателя V в. н. э. Макробия. Согласно описанию, у статуи было три головы: волка, льва и собаки. Волк пожирает прошлое, лев олицетворяет настоящее, собака предостерегает от неосторожности в будущем. Писатели-гуманисты эпохи Возрождения прочитали эту аллегорию упрощенно: как воплощение памяти, рассудительности и предвидения. Живописец венецианской школы Тициан (1490—1576), опираясь на такое прочтение, создал необычную картину: "Мудрость, или Аллегория Благоразумия". В нижней части композиции показан триморф: головы льва, волка и собаки. В верхней — три возраста человека. Лик старика (автопортрет) означает мудрость, зрелого мужа (сын художника Орацио; 1525—1576) — знание, обращенное в будущее лицо юноши (портрет родственника Марко; 1545—1611) — предвидение.


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2020 - Шедевры Омска. Все права защищены.