МОЗАИКА РАВЕННЫ
Мозаика — один из древнейших видов изобразительного искусства. В греко-римских сооружениях Она часто применялась для декоративного убранства интерьеров. Но, история знает время, когда значение мозаики становилось первостепенным,— в период позднеантичного и ранневизантийского искусства. Тогда она смогла наиболее полно выразить эстетические идеалы нового христианского мировоззрения. Об этом свидетельствует один из уникальнейших ансамблей монументальных памятников V — VII веков в итальянском городе Равенне.
На обширных территориях Римской империи, искусственно объединявшей в себе множество различных народов, существовало большое количество художественных школ, каждая из которых опиралась на свои местные традиции. Равеннская школа мозаичистов, о которой мы хотим рассказать сегодня, представляла собой одну из крупнейших италийских школ, могущую претендовать на самостоятельное значение.
Обладая большими и старыми культурными традициями, Равенна сделалась с 402 года столицей Западной (Римской) империи, каковой она была до 476 года. Захваченная сначала Одоакром, а затем Теодорихом, она продолжала оставаться столицей варварского государства, пока в 540 году ее не захватили византийцы.
Равенна была богата собственными кадрами ремесленников. Среди них видное место принадлежало мозаичистам, поскольку мозаика являлась неотъемлемой частью всех ее монументальных сооружений.
Обычно самыми древними из дошедших до нас равеннских мозаик считают мозаики так называемого Мавзолея Галлы Плацидии, дочери императора Феодосия (вторая четверть V века). В них ясно дает о себе знать воздействие искусства Константинополя, с которым Равенна всегда поддерживала оживленные сношения.
Мозаики мавзолея выделяются своим исключительно высоким качеством. Входя в этот небольшой, скудно освещенный интерьер крестообразной формы, сразу же ощущаешь перенесенным себя в какой-то иной, неземной мир, где все дышит чудом и где на всем лежит печать чего-то необычного и драгоценного. Стены облицованы мрамором, чья полированная, блестящая поверхность контрастирует с неровным мерцанием мозаичных кубиков и одновременно усиливает это мерцание. Величавые фигуры в белых одеяниях, переливающихся серовато-зелеными и голубоватыми тонами, как бы выплывают из густого синего фона. Своды покрыты разнообразными декоративными узорами, напоминающими дорогие ткани и ковры. В этом магическом пространстве краски загораются и горят неземным блеском, призванные выразить то внутреннее волнение, тот душевный трепет, которые в сознании приверженцев новой христианской эстетики были неотделимы от восприятия художественных образов.
Центральное место в росписи Мавзолея Галлы Плацидии занимает крест, украшающий купол. Он дан здесь как символ победы Христа над смертью и как символ его мучений. Как бы навстречу ему шествует св. Лаврентий, чье изображение фигурирует на самом видном месте — в люнете (люнет — поле стены, ограниченное аркой и ее опорами, часто украшенное живописью или скульптурой) против входа,— готовый ради Христа на мученичество: виднеющийся в его правой руке крест и изображенный слева шкафчик с лежащими на его полках четырьмя евангелиями намекают на то, что он принял мученичество, подражая Христу и полностью усвоив его учение. Вся эта сложная символика восходит к разветвленному заупокойному культу, с которым связаны и такие изображения, как пьющие из чаши голуби и тянущиеся к небольшому озеру олени, символизирующие алчущие бога души.
Второй ранний мозаичный ансамбль Равенны сохранился в Православном баптистерии. Его интерьер поражает своим изяществом и строгой соразмерностью частей, в которой немало сохранилось от пропорционального строя античной архитектуры. Купол расчленен на три пояса, заполненных мелкомасштабными изображениями. В основу его мозаики положена триумфальная тема Христа-победителя: в центре представлено «Крещение», то есть сцена, в которой Христос выступает в ореоле триумфатора; его окружают двенадцать величаво выступающих апостолов, первыми принявших крещение; они несут в руках короны, собираясь их вручить небесному властителю; ниже идет пояс с изображением отделенных друг от друга канделябрами архитектурных сооружений: портики фланкируют апсиды, на фоне которых стоят увенчанные крестом троны либо алтари с лежащими на них раскрытыми евангелиями. Здесь прославляется в иносказательной форме Христос как владыка небесный.
Мозаики купола исключительно красивы по своим краскам: в одеянии апостолов, чьи фигуры четко выделяются на синем фоне, белые, зеленые и синие краски тонко сочетаются с золотом и серебром: в ослепительных по своему цветовому богатству архитектурных сооружениях золото чередуется с желтыми, синими, фиолетовыми и зелеными цветами. Эти мозаики ясно показывают, какой рафинированности достигла уже в середине V века палитра равеннских мастеров.
И в VI веке Равенна остается одним из главных центров по изготовлению монументальных мозаик. В ее мастерских крепко держались местные традиции, во многом определявшиеся разветвленным придворным церемониалом. Отсюда любовь к торжественному репрезентативному (репрезентативный — представительный, характерный) портрету, к богатым одеяниям, драгоценным тканям, тяжелым золотым украшениям. Равенна чтит своих святых, отдает предпочтение своим излюбленным иконографическим типам, вырабатывает свои собственные иконографические мотивы, переходящие по наследству от одного поколения художников к другому.
С эпохой Теодориха (493—526) в Равенне связаны три памятника: Арианская крещальня, Архиепископская капелла и церковь Сайт Аполлинаре Нуово. В их украшении бросается в глаза огрубение мастерства и нарастающий упадок вкуса, вызванные процессом варваризации общества. Как ни преклонялся Теодорих перед эллинистическо-римской культурой, как ни стремился он собрать вокруг себя просвещенных людей, сам он был варваром, и все его ближайшее военное окружение было варварской средой И данная среда не могла не наложить своей печати на искусство даже такого «имперского» города, каким была Равенна, и, в частности, на искусство мозаики, так щедро украшавшей новые архитектурные сооружения.
По сравнению с легкой и воздушной палитрой V века ее красочная гамма воспринимается более плотной и резкой, что в немалой степени объясняется уменьшением количества промежуточных оттенков. Главным средством художественного выражения становится линия, с одинаковой четкостью выступающая и в лицах, и в одеждах, и в орнаментах. Система декорации складывается из более или менее традиционных элементов. Орнаментальные мозаики с линиями, розетками и птичками напоминают узоры восточных шелковых тканей; своды и арки украшены изображением диска с монограммой Христа, эмблемами евангелистов, полуфигурами юного Христа и двенадцати апостолов в медальонах.
Самый крупный мозаичный ансамбль эпохи Теодориха — мозаики Сайт Аполлинаре Нуово, исполненные, вероятнее всего, на протяжении третьего десятилетия VI века. Евангельские сцены, воспроизведенные в мозаичном украшении интерьера, включающего апсиду, приобретают характер вневременных событий, окруженных ореолом особой торжественности. Фигура Христа, обычно даваемая в несколько большем масштабе, уподобляется величавому иконному образу, строгому и неподвижному. Эти же черты свойственны фигурам Христа и Богоматери в нижнем поясе. Окруженные ангелами, они восседают, подобно императорской чете, на роскошных, усыпанных драгоценными каменьями тронах. В их застылых позах немало от придворного церемониала, столь излюбленного Теодорихом.
Новую страницу в истории Равенны открывает 540 год—год ее завоевания византийским полководцем Велисарием. С этого момента и вплоть до 751 года, когда Равенну захватили лангобарды, город прочно входил в состав Византийской империи. При таком положении вещей естественно было бы ожидать появления в Равенне греческих мастеров. Однако этого как раз и не случилось. Ни в одной равеннской мозаике VI века нельзя опознать руку византийского мастера. Об этом свидетельствует и возведенная между 538 и 545 годами церковь Сан Витале, которая представляет собой центрально-купольный храм византийского типа.
Попадая в Сан Витале, сразу оцениваешь специфические свойства мозаики, которая лишь здесь по-настоящему раскрывает таящиеся в ней красоты. Мозаика на гладких поверхностях никогда не смотрится так, как на изогнутых. Только тут она обретает полноценное эстетическое бытие, так как размещенные под различными углами кубики смальты начинают искриться и переливаться различными оттенками. Это как раз и можно наблюдать в интерьере Сан Витале. Центральное подкупольное пространство погружено в потоки света, который льется как из окон купола, так и из арочных проемов галерей. Эти потоки света, идущие в разных направлениях, дематериализуют архитектуру, лишая ее всякой тяжести. И они же дематериализуют мозаику, заставляя загораться неземным блеском ее поверхность. Под влиянием неравномерного освещения краски мозаичной палитры приобретают такое богатство и разнообразие оттенков, которое тщетно было бы искать в мозаиках, освещенных ровным рассеянным либо прямым и слишком ярким светом Для верного художественного восприятия мозаика нуждается в таинственном, мерцающем освещении Недаром она так хорошо сочетается с горящими свечами. И мозаики Сан Витале дают нам почувствовать очарование того вида монументальной живописи, который был излюбленным в раннехристианских и византийских храмах и который представлен в наше время лишь несколькими случайно сохранившимися памятниками.
Особое место среди мозаик Сан Витале занимают портреты императорской четы — Юстиниана и Феодоры, размещенные на боковых стенах апсиды, по сторонам от окон Для их выполнения были выбраны, по-видимому, лучшие из равеннских мастеров, при чем им дали в помощь столичные образцы, которые рассылались в провинции Византийской империи как образчики для копирования. Перед равеннскими мозаичистами стояла трудная задача — создать на их основе оригинальные композиции, которые давали бы вымышленные исторические события, никогда не находившие себе места в действительности. И они неплохо справились с этой непривычной для них задачей.
Юстиниан изображен приносящим в дар церкви тяжелую золотую чашу. Он представлен, как и все его окружающие, в строгой фронтальной позе. Голова его увенчана диадемой, окружена нимбом Роскошные костюмы дали возможность мозаичистам развернуть перед зрителем все ослепительное богатство их палитры — начиная от нежных белых и пурпуровых тонов и кончая ярко-зелеными и оранжево-красными. Особой тонкости исполнения они достигли в лицах четырех центральных фигур, набранных из более мелких кубиков. Это позволило им создать четыре великолепных по остроте характеристики портрета, в которых, несмотря на наличие ярко выраженных индивидуальных черт, есть нечто общее — особая строгость выражения и печать фанатической убежденности. Еще тоньше по колориту другой групповой портрет, изображающий Феодору в придворном окружении.
По своему стилю и характеру исполнения, смелому, экспрессивному и в то же время несколько грубоватому, мозаики неотделимы от художественной культуры Равенны. Их краски воспринимаются вблизи в виде ослепительно яркого ковра, чарующего глаз красотою самых неожиданных цветовых сочетаний, которые странным образом напоминают украшенные эмалями варварские изделия из золота.
Равеннские мозаики — произведения местной школы, со своим ярко выраженным местным колоритом. И в V — VI веках эта школа была одной из самых творческих и значительных не только в Италии, но и на территории всей Византийской империи.
|