ПУНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (лат. punicus — "красный, румяный"; punicum malum — "плод граната").
Пунами древние римляне называли жителей Карфагена, города в Северной Африке. Карфаген (финикийск. Kart Hadšt) — "Новый город". Согласно легенде, город основала около 888 г. до н. э. Дидона (Элисса), финикийская царевна, сестра царя Тира. По историческим данным, основан финикийскими мореплавателями, выходцами из Тира, в 825 г. до н. э. напротив о. Сицилия в качестве "ворот в Атлантику".
Известно, что финикийские торговцы выходили через Гибралтарский пролив в Атлантический океан, достигали Канарских островов и, возможно, Британии. В V—IV вв. до н. э. карфагеняне испытали влияние греческой культуры (в это время они сражались с греческими колонистами за Сицилию).
ФИЛЁНОВЫ АЛТАРИ; (лат. Philaenorum arae) — два кургана на границе древних государств в Северной Африке: Карфагена и Кирены (ныне в этой местности находится портовый город Мактар). Согласно легенде, в IV в. до н. э. возник территориальный спор между жителями двух греческих колоний. Чтобы его разрешить, жители Карфагена и Кирены договорились выслать навстречу друг другу по два бегуна, место их встречи считать государственной границей. Братья Филены из Карфагена пробежали большее расстояние, поэтому агонисты встретились почти у самых стен Кирены, тогда киренцы обвинили карфагенян в нечестности — будто они вышли раньше срока. Чтобы доказать свою правоту, братья, вполне в духе древних нравов, приказали зарыть себя в землю заживо. На месте их смерти карфагеняне воздвигли алтари. Возможно, эту легенду сочинили римляне, она напоминает многие истории о добродетелях римлян, рассказанные в книге Тита Ливия.
В III в. до н. э. Карфаген превратился в могучую морскую державу, которая владела колониями на Сицилии, Сардинии, в Испании. Война с Римом стала неизбежной. В 264—241 гг. до н. э. длилась Первая пуническая война, в 218—201 гг. до н. э. — Вторая пуническая война. В 218 г. до н. э. предводитель карфагенян Ганнибал со своим войском перешел Альпы, разгромил римлян, но в 202 г. до н. э. потерпел поражение в Северной Африке от Сципиона Африканского.
"ВЕЛИКОДУШИЕ СЦИПИОНА АФРИКАНСКОГО" — сюжет из истории Древнего Рима, рассказанный Титом Ливием. Так же как и в других сюжетах, в нем воспеваются идеалы республиканского Рима, примеры самопожертвования, гордости и свободолюбия.
Сципион Старший (235—183 до н. э.), римский консул, прозванный Африканским (его следует отличать от Сципиона Младшего, также Африканского), вел войны с карфагенянами в Испании. На Аппиевой дороге в Риме находится фамильный склеп Сципионов и так называемые "Надписи Сципионов".
В 204 г. до н. э. Сципион Старший руководил высадкой легионеров в Африке, и его победы решили исход второй Пунической войны в пользу Рима. За это он и получил прозвание Африканский. В XIV в. Ф. Петрарка написал в его честь эпическую поэму "Африка".
После взятия испанского города Нового Карфагена в качестве награды по общему дележу добычи Сципион получил самую красивую девушку. Но, узнав о том, что она была невестой, он призвал к себе жениха — Аллуция, вернул ему девушку, а выкуп, предложенный родителями за дочь, вручил Аллуцию в качестве свадебного подарка. Тем самым Сципион продемонстрировал неподкупность и нравственные идеалы римлян.
В эпоху Итальянского Возрождения этот античный сюжет обрел новую жизнь. Художников, в соответствии с умонастроениями той эпохи, привлекали романтика легенд о гордости их предков и возможность показать богатые костюмы, сверкающие золотом дары и расшитые ткани, блеск оружия. Сципион Африканский обычно изображается перед походным шатром, на фоне покоренного им города. Перед ним — жених и невеста с соединенными руками, Сципион благословляет их. Рядом — родители с выкупом, римские легионеры, пленники. Особенно часто итальянские художники изображали этот сюжет на свадебных дарах — деревянных сундуках кассоне или майоликовых "свадебных блюдах". Известно и изображение Сципиона Африканского в качестве аллегорической фигуры Доблести.
Карфаген лишился всех владений. Но римлянам этого было недостаточно. В результате Третьей пунической войны (149—146 гг. до н. э.) город был захвачен, разрушен до основания, его жители обращены в рабство. В историю вошла фраза, которую настойчиво повторял в римском сенате цензор Марк Порций Катон Старший (234—149 гг. до н. э.). Каждое выступление Катон завершал словами: "Впрочем, полагаю, что Карфаген должен быть разрушен" (лат. «Ceterum censeo Carthaginem esse delendam"). Место, где стоял город, римляне перепахали так, чтобы стереть всякое воспоминание о процветавшей некогда столице.
При Юлии Цезаре и Августе в I в. до н. э. Карфаген отстроили заново в качестве центра римской провинции «Colonia Julia Carthago".
В 439 г. Карфаген захватили вандалы, в 553 г. его подчинили Византии, в 698 г. город окончательно уничтожили арабы.
Несмотря на трудную историю, культура пунов, населявших Карфаген и прилегавшие к нему земли, представляет собой самобытное явление. На первом этапе развития через посредство финикийцев эта культура впитала элементы искусства Ближнего Востока, древней Месопотамии и Египта, затем искусство эллинов и римлян.
В результате раскопок, проводимых в течение многих лет французскими археологами, обнаружены остатки древнего святилища богини Тиннит (олицетворения Луны), храма Баал-Хаммона (бога Солнца), бога растительности Эшмуна. Сохранились также фундаменты крепостных стен, древнеримских сооружений — цирка, амфитеатра, а также христианских базилик.
Оригинальными произведениями искусства пунов являются надгробные стелы с рельефными изображениями, отличающимися графичным, гротесковым характером, своеобразным орнаментом.
В Карфагене процветали ювелирное искусство, торевтика. Мастера изготавливали скульптурки из терракоты в смешанном египетско-эллинизированном стиле, изделия из бронзы.
Искусство пунов часто рассматривают в качестве составляющей части культуры Магриба (арабского Запада), что неточно, поскольку пуническая культура не является частью мусульманского мира.
|