ПАСХАЛЬНЫЕ ОТКРЫТКИ
Много десятилетий, накануне Пасхи, тысячи пасхальных открыток несли поздравления со Светлым днем.
"Христос воскресе!"- этими словами радости и любви люди спешили поделиться со своими родными и близкими. Такие открытки назывались либо "открытыми письмами", либо "поздравишками". Они сами по себе уже были прекрасным подарком на Пасху. Открытки были большой редкостью и не всем были доступны, привозились они из Европы.
Первые пасхальные открытки в России появились только в 1898 году. Они были иллюстрированы четырьмя "весенними" акварелями русского художника-баталиста и писателя Николая Каразина.
Открытки выпустило издательство при московской православной общине "Святой Евгении". А история возникновения этой общины весьма любопытна: однажды известный русский живописец Гавриил Павлович Кондратенко отправился на этюды в Крым. В Севастополе он встретил нищую, оказавшуюся бывшей сестрой милосердия, так в те годы называли медицинских сестер. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 г. они выхаживали раненых, но после ее окончания оказались не у дел, без средств к существованию и сильно бедствовали. Встреча произвела на художника сильное впечатление и он не остался безучастным к судьбе этих женщин. Вернувшись в Петербург, Кондратенко организовал благотворительную выставку в пользу сестер милосердия, и, кроме этого, обратился за помощью к влиятельным лицам, употребив имеющиеся связи и знакомства. В итоге в 1882 году был организован "Санкт-Петербургский попечительный комитет о сестрах Красного креста". Инициаторами его создания явились российские деятели искусства. Заботу об этой благотворительной организации взяла на себя принцесса Евгения Ольденбургская, внучка императора Николая I. В честь её покровительницы организация и получила название "Община святой Евгении".
Благотворительное дело издания открыток пользовалось постоянной поддержкой со стороны многих художников, это были работы Виктора Васнецова, Бориса Кустодиева, Ивана Билибина, Николая Пимоненко, Владимира Лебедева, Михаила Гермашева, Константина Маковского, Александра Бенуа, Ильи Репина, Елизаветы Бем.
Опыт оказался удачным, открытки охотно раскупали, отправляли по почте, использовали для украшения дома к празднику и бережно хранили. Иногда встречается на них монограмма автора. В большинстве же случаев работы их остаются безымянными. За кисть подчас брались люди, не являющиеся профессиональными художниками.
В период с 1914 по 1917 год пасхальная открытка, подчиняясь законам времени, отражает внешние и внутренние события российской жизни, а именно первую мировую войну. На открытках появляются солдаты, сёстры милосердия...
Так как раньше открытки завозились из Европы, то и символы Пасхи на русских открытках появились совсем не связанные в массовом сознании с Пасхой образам: зайцы и кролики, вылезающие из гигантских разбитых яиц малыши, утята, щенки, цыплята... Но стиль русских художников и массовая европейская открытка прекрасно уживались вместе.
После Октябрьской Революции 1917 года большевики запретили празднование Пасхи, что сказалось и на выпуске открыток. Новое рождение стало возможным лишь в начале 90-х годов...
|