История орнамента
Происхождение орнамента доподлинно неизвестно. В нём запечатлено эстетическое осмысление деятельности человека, творчески преобразующей, упорядочивающей природу или религиозного содержания. В орнаменте, особенно в народном творчестве, где он имеет самое широкое распространение, запечатлелось фольклорно-поэтическое отношение к миру. Со временем мотивы утрачивали свой первоначальный смысл, сохраняя декоративную и архитектоническую выразительность. Важное значение в генезисе и дальнейшем развитии орнамента имели эстетические общественные потребности: ритмическая правильность обобщённых мотивов была одним из ранних способов художественного освоения мира, помогающим осмыслить упорядоченность и стройность действительности.
На основании археологических данных существует теория о параллельном развитии двух типов изобразительного творчества первобытного человека: "натуральном" и "орнаментальном". Условная теоретическая, модель (наиболее удобная в объяснении происхождения многих орнаментальных форм) предполагает последовательное упрощение, абстрагирование и геометризацию исходных натуралистических мотивов.
Особое место в этом ряду занимает так называемый технологический орнамент: изображение исчезнувших деталей креплений, связываний в процессе совершенствования конструкции изделий. Так, сетчатый плетеный орнамент на поверхности керамических сосудов объясняется древнейшей технологией, существовавшей до изобретения гончарного круга, когда сосуды делали обмазыванием глиной плетеных ивовых корзин. Прутья, вначале необходимые в качестве каркаса, позднее повторяли рисунком на поверхности гончарного сосуда.
Аналогичное происхождение имеют многие мотивы "обвязок", бугорчатый орнамент, имитирующий шляпки исчезнувших гвоздей, нагелей, имитация спиц на колесах, которые в спицах уже не нуждаются. Причем подобные "украшения" не являются простым анахронизмом. В художественном творчестве они представляют собой тропы — преображение, перенос смысла из конструктивной области в образную.
Орнамент в сравнении с конкретно-предметными изображениями имеет скрытый смысл, его содержание символично, а приемы изображения иногда именуют игровой техникой. Абстрагирование предполагает мысленное вычленение изображаемого объекта из среды его природного существования, поскольку роль такой среды берет на себя декорируемая поверхность с присущими ей тональными и фактурными качествами. Эта художественная игра предполагает метафору: свет, небо, воду, землю будет условно обозначать поверхность иного тона и конфигурации, в результате чего верх, низ, центр могут менять свое положение. Последовательная геометризация также приводит к игровой трансформации фигур, они становятся похожими на формат, в который должны быть вписаны.
Мотив зигзага (нем. Zickzack — игра слов от Zacke — "зубец, зазубрина") — ломаной линии из чередующихся зубцов — вершиной вверх и вершиной вниз — может означать воду, молнию, гром, дождь. Зигзаг, волнистые линии, как и классический меандр, могут изображать также различные стихии.
Дальнейшая геометризация подобных мотивов действительно может привести к появлению геометрических символов: креста — символа огня, окружности с точкой посередине — Солнца, ромба или квадрата с точкой в центре — символа засеянного хлебного поля (у славян), треугольника вершиной вниз — символа женского лона.
Баран, вписанный в трапециевидный формат на сосуде из Суз (Месопотамия, 4—3 тыс. до н. э.), получает неправдоподобно огромные рога, потому что мастеру требовалось целостно заполнить отведенное форматом пространство. Помещенные над изображением барана бегущие собаки вытянуты в длину из-за того, что они "бегут" в границах узкого орнаментального пояса, а над ними цепь водяных птиц — фламинго — превращается в "забор" из плотно расположенных вертикальных штрихов. При этом мастера, работавшего пять тысяч лет назад, трудно обвинить в формализме, так же как и в наивности — настолько совершенно, с полной творческой свободой и изысканностью почерка решена им орнаментальная задача.
В зависимости от меры проявления абстрагирующей и геометризующей тенденций орнамент подразделяют на геометрический и изобразительный. Такое деление условно, поскольку ясной границы между этими разновидностями не существует, но за неимением лучших определений приходится использовать эти термины.
Степень геометризации изобразительных форм зависит не только от формата, но также от многократного повторения одинаковых элементов, необходимость которого диктуется декорированием замкнутых поверхностей: круга, цилиндра. Изображение оленей, движущихся по кругу, означает "шествие зверей", пришедших на водопой (две точки в центре чаши — источник воды), а волнистые рога животных похожи на потоки воды.
Охотник на рельефе из Кубачей стреляет в пантер, сомкнутых головами и идущих по кругу, в результате образуется форма розетки. "Плетенка" по внешнему краю означает, возможно, загон либо лес. Лапы и хвосты животных проросли трилистниками, что является типичным художественным тропом.
Схожие орнаментальные приемы изображения можно видеть на рельефах западноевропейских романских соборов и в белокаменной резьбе владимиро-суздальской школы. Усиление значения метра и ритма в организации повторяющихся элементов изображения, расположенного по объему сосуда или вдоль края круглого щита, тарели, блюда, порождает традиционные мотивы "звериного гона", танца, шествия.
Существуют примеры художественных тропов, возникающих при декорировании тканей или "тел вращения", когда поверхность сосуда условно обозначает воду, а элементы изображения ритмично и симметрично распределяются по поверхности. Подобная трансформация, как видно из предыдущих примеров, не означает схематизации и упрощения, напротив, изобразительная концепция усложняется (если рассматривать орнамент вместе с декорируемой поверхностью).
При построении орнаментальных композиций на основе "материалов — средств": отношений величин, симметрии — асимметрии, метра — ритма, — используют приемы инверсии (лат. inversio — "перестановка, оборот"), поворота и чередования одних и тех же фигур в прямом (лат. recto) и зеркальном, обратном (лат. verso) положениях.
Помимо орнаментального ряда, в тех случаях, когда возникает необходимость заполнения широкой поверхности в нескольких направлениях, возникают раппо́ртные композиции (от франц. rapport — "ответ, отклик").Раппорт строится не вдоль одной оси симметрии, а по нескольким направлениям: вертикальному, горизонтальному, диагональному. Такое размещение орнаментальных элементов характерно для декорирования тканей, штофа, обоев, в рисунках маркетри́ и паркетри́.
На византийской ткани из собрания Оружейной палаты в Москве раппортному принципу подчиняется даже изображение Христа на престоле в окружении символов евангелистов — эта композиция многократно повторяется в нескольких направлениях, превращаясь в мотив, который чередуется с крестами и элементами растительного орнамента.
Качества декоративности (это понятие следует отличать от декоративной функции) зависят от насыщенности изображения, симметричности (регулярности) и замкнутости (уподобления формату). Чем меньше площадь нейтрального фона и чем плотнее расположены фигуры, тем сильнее "ковровость", орнаментальность.
Это свойство особенно присуще восточному, в частности мусульманскому искусству (формальный принцип не противоречит тому факту, что орнаментальность мусульманского искусства имеет идеологические причины).
Названные закономерности абстрагирования, геометризации и орнаментализации изобразительных форм, выполняющих декоративную функцию, сближают их с графическим способом изображения. Поэтому закономерно, что в орнаментальном искусстве более всего органичны графические приемы, хотя орнаменты могут быть и живописными, скульптурными, рельефными. В этом отношении показателен термин "вазопись", применяемый к античным сосудам, декор которых, в сущности, является графическим.
Соответственно используемым мотивам орнамент называют растительным, животным, или зооморфным.
По причине абстрагированности, предельной обобщенности орнамент аккумулирует жизненный и эстетический опыт многих поколений людей, поэтому он является "визитной карточкой", характерной принадлежностью той или иной этнической культуры, народного творчества и художественных ремесел.
В орнаменте концентрируются типичные мотивы, способы и приемы формообразования, присущие определенному историческому художественному стилю, и его по праву называют "почерком эпохи". По орнаменту чаще всего атрибутируют произведение искусства.
В народном творчестве особенности традиционного орнамента могут указать не только центр производства — область, город, деревню, но даже работу мастеров конкретных улиц или дворов.
Совокупность элементов орнамента, типичных для исторического типа искусства, именуют орнаментикой.
Для античного искусства характерна орнаментика из меандра, пальметт, антемиев и акантов, для мавританского искусства — арабеска и мореска, для Готики — льняные складки, масверк, трифолийи квадрифолий, краббы и крестоцветы, для искусства Итальянского Возрождения —гротески, раковина, волюта, для стиля Рококо — рокайль, для Ампира — ликторские связки, орлы и трофеи.
В ином, более широком значении орнаментальность означает тенденцию развития художественной формы в направлении регулярности, ритмичности, повторяемости элементов, геометризации. В этом смысле орнаментальность есть предельное выражение декоративности.
Возникновение орнамента уходит своими корнями в глубь веков и, впервые, его следы запечатлены в эпоху палеолита. В культуре неолита орнамент достиг уже большого разнообразия форм и стал доминировать. Со временем орнамент теряет своё господствующее положение и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную упорядочивающую и украшающую роль в системе пластического творчества. Каждая эпоха, стиль, последовательно выявившаяся национальная культура вырабатывали свою систему; поэтому орнамент является надёжным признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране.
Особенного развития достигает орнамент там, где преобладают условные формы отображения действительности: на Древнем Востоке, в доколумбовой Америке, в азиатских культурах древности и средних веков, в европейском средневековье. В народном творчестве, с древнейших времён, складываются устойчивые принципы и формы орнамента, во многом определяющие национальные художественные традиции. Например, в Индии сохранилось древнее искусство ранголи (альпона) - орнаментальный рисунок - молитва.
Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость, семантическую функцию. Но ранние декоративно-орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражали чувство ритма, формы, порядка, симметрии. Исследователи орнамента считают, что он возник уже в верхнепалеолитическую эпоху (15—10 тыс. лет до н. э.). Основанный на неизобразительной символике,орнамент был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций. Использовались в декоре зигзаги, штрихи, полоски, «елочный» орнамент, плетеночный («веревочный») узор. Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира. Например, круг — солнце, квадрат — земля, треугольник — горы, свастика — движение солнца, спираль — развитие, движение и т. д., но они, по всей вероятности, еще не обладали для предметов декоративными качествами (часто покрывались орнаментом скрытые от глаз человека части предметов — днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов и др.). Постепенно эти знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора, который стал рассматриваться только как эстетическая ценность. Цель орнамента определилась — украшать. Но справедливо будет отметить, что из орнаментальных мотивов появилась пиктография, ранний этап письменности.
В последующие времена художники просто копировали старые формы, имевшие в древности совершенно определенный смысл. Символико-смысловое содержание орнаменту возвращает Средневековье.
В трудах современных исследователей истории появления, бытования и использования орнамента особое внимание уделяется мотиву спирали.
«Можно предположить, что для древних этот знак не что иное, как своеобразная всеобъемлющая формула, такая, какой для нас, например, является эйнштейновская Е = тс2. Из спирали древние черпали азбуку своих первых абстрактных понятий, и спираль воплощала основные закономерности природы, взаимосвязь их, логическое мышление, философию, культуру и мировоззрение древних. ...В 1698 году швейцарский математик Якоб Бернулли произвел над спиралью... хирургическую операцию: разрезал ее пополам, через центр, выпрямил получившиеся отрезки и получил некую гармоническую шкалу, поддающуюся математическому анализу! Так родился знаменитый закон "Золотого сечения", или, как его называют математики, "Закон Золотого числа"».
Декоративные изобразительные элементы древнейшего творчества сохранились в традиционном искусстве народов Африки, Австралии, Океании, в орнаментах южно-американских индейцев. В ихорнаментальных и декоративных мотивах параллельно сосуществуют реальные и геометрические условно стилизованные формы. Но и реальную форму художник обычно «геометрически» стилизует. Часто стилизация и обобщение фигур животных и людей приводит к полной утрате их внешней узнаваемости и связи с исходным образом. Они воспринимаются просто как геометрический узор. Возникнув на заре человечества, орнамент эмоционально и эстетически обогащает многообразие форм и образную структуру каменной и деревянной резьбы, тканого узора, ювелирных изделий, книжной миниатюры.
Большое место орнамент занял в народном художественном ремесле. Один из крупнейших чешских исследователей народной культуры Йозеф Выдра выделяет четыре главные функции орнамента:
1) конструктивную — она поддерживает тектонику предмета и влияет на его пространственное восприятие;
2) эксплуатационную — она облегчает пользование предметом;
3) репрезентационную — она увеличивает впечатление ценности предмета;
4) психическую — она действует на человека своим символизмом и, таким образом, волнует или успокаивает его.
«Орнамент в народном творчестве и народном искусстве был всегда на пользу делу, и его трактовка, в сущности, соответствует принципам современной эстетики».
Одни и те же элементы орнамента в иные времена воспринимались и использовались по-разному, в зависимости от верований и взглядов на окружающую действительность. Им придавали особое толкование, изобразительное решение, стилистику. Например: цветок розы (розетта, розетка) по древним, языческим верованиям, цветок богини Венеры — символ любви и красоты; в Средневековье — цветок Богоматери; в исламе — символ райской жизни и космической силы: «пылает роза как подарок солнца, а лепестки ее суть маленькие луны».
Этнокультурные контакты, торговля, военные походы, религиозные миссии, посольские дары и приглашенные художники способствовали перемещению произведений искусства из одной страны в другую, что приводило к распространению художественных идей и стилей.
За много лет существования декоративного искусства сложились разнообразные виды узоров: геометрические, растительные, комплексные и т. д., от простых сочленений до сложных хитросплетений. Орнамент может состоять из предметных и беспредметных мотивов, в него могут входить формы человека, животного мира и мифологические существа, в орнаменте переплетаются и сочленяются натуралистические элементы со стилизованными и геометризированными узорами. На определенных этапах художественной эволюции происходит «стирание» грани между орнаментальной и сюжетной росписью. Это можно наблюдать в искусстве Египта (амарнский период), искусстве Крита, в древнеримском искусстве, в поздней готике, модерне.
В развитии орнаментальных форм постоянно появляются новые мотивы, которые влияют на композицию различных видов искусства.
Орнамент в западно-европейской культуре
Христианское искусство западно-европейского Средневековья — один из важнейших периодов в изобразительном и декоративном искусстве. Религиозная мировоззренческая система отразилась на декоративной орнаментике, наполнив ее христианской символикой. Орнамент вобрал в себя декоративные элементы и мотивы Древнего Рима, Византии, местных племен, в частности кельтов, франков и др. Ощутимо влияние арабо-мусульманской культуры, привнесенное в западно-европейское искусство паломниками, странствующими художниками и т. д.
В романский период Средневековья искусство представляло из себя огрубленное переплетение античных и восточных декоративных элементов, византийских и кельтских декоративных мотивов, которые помогли сложиться уникальному орнаментальному стилю. Декор романского искусства часто называют тератологическим (мотивы чудовищ), в нем фантастически переплелись звериные и растительные формы, изображения драконов, химер и пр. Частыми элементами данного стиля были геометрические фигуры: меандр, квадраты, круги и т. д., они соединялись со стилизованными листьями аканта, пальметтами и цветочными розетками.
Растительный орнамент как отдельный вид самостоятельного значения не получил. Использовали в декоре мотив каната из сплетенных узлов, которому придавали магическое значение — изгнание дьявола. Символическое звучание придавали изображениям пеликана (пеликан, кормящий голодных птенцов своей кровью, — символ жертвенной смерти Христа), сирены (символ мирских соблазнов), аспида и василиска (символы сил зла), гвоздики (символ воплощения или страстей Христовых), павлина (символ вечности, бессмертия) и др. В орнаменте романики преобладала вязь (мотив плетенки).
Готический период Средневековьяорнаментально более богат и символичен. В период готики был создан, точнее, сконструирован при помощи циркуля и без влияния какой бы то ни было органической формы тип ажурного орнамента, получивший название масверк. Формы этого орнамента очень разнообразны: розы, «рыбий пузырь», трилистники, четырехлистники, шестилис-тники и др.
Особой популярностью в Средневековье пользовался мотив орнамента льняные складки, по всей вероятности, он ассоциировался со складками одежд Богоматери.
Большое место в декоре готики уделялось орнаменту из растительных форм, особенно колючих растений, взятых непосредственно из природы и точно воспроизведенных в узорах, — листья и лоза винограда, плюща, листья дуба, клена, полыни, папоротника, чертополоха, остролиста, цветы и листья шиповника, лютика, ветви терновника и т. д. Часто встречаются орнаментальные композиции, состоящие из переплетения виноградной лозы (символ Христа) с ветвями терновника (символ страстей). Особой популярностью пользовались крестоцветы и краббы (ползущие растения — орнамент кажется выползающим на край вимперга, фиала и т. д.).
Средневековая орнаментика всегда строго подчинена и согласована с предметами и архитектурой, но и сами конструктивные формы в готический период превращались в удивительные по декоративной изощренности «узоры» посредством нервюр сводов, замковых и консольных камней, гаргуйлей (водостоки) и др. Поздний период французской готики получил название «пламенеющая», по формам сложного ажурного орнамента, выглядевшим как языки пламени.
Эпоха Возрождения принесла в Европу новое мировоззрение и художественное мышление, провозгласившее человека и окружающий реальный мир главной ценностью. Христианскому искусству было придано жизнеутверждающее реалистическое звучание, которое проявилось во всей полноте в живописи и скульптуре. Орнаменту и декору была отведена лишь роль украшения. Тем не менее они находились под сильным влиянием изобразительного искусства. В орнаменте много всевозможных реальных мотивов, существ, которые находятся в постоянном активном действии, создают некую игру в действительность, не имеющую никакого практического смысла. В ренессансном декоре присутствует большое количество обнаженных тел.
«В этом орнаменте — чего, кстати сказать, совершенно не было в его позднеантичном предтече, несмотря на всю развращенность римских нравов, отчетливо выразившуюся в «большом» искусстве — наблюдается заметное вторжение эротического начала, чрезвычайно характерного для всего искусства Ренессанса».
В эпоху Ренессанса, во второй половине XV в., в связи с развитием гравировального искусства появляется орнаментальная гравюра, ставшая своеобразным пособием для художников. Гравюрные серии назывались: «Изображения масок разных фасонов, очень полезные для живописцев, ювелиров, камнерезов, стеклодувов и скульпторов...», «Различные орнаменты, пригодные для архитектуры, живописи, столярного и слесарного ремесел и других искусств», «Многочисленные идеи, полезные архитекторам, живописцам, скульпторам, садовникам и прочим...».
Художники итальянского Ренессанса обратились к наследию Древнего Рима. При раскопке терм Тита обнаружили незнакомый вид римского живописного орнамента, который назвали по итальянски «la grottesca» — гротеск от слова «grottf», т. е. грот, подземелье. Найденный орнамент поразил своей необычайной, причудливой и вольной игрой человеческими, животными и растительными формами, свободой и легкостью художественной фантазии.
«Сближая далекое, сочетая взаимоисключающее, нарушая привычные представления, гротеск в искусстве родственен парадоксу в логике. С первого взгляда гротеск только остроумен и забавен, но он таит большие возможности».
Гротески, с их переплетением усложненных фантастичных и реальных деталей, с причудливостью и экстравагантностью, некоей карнавальностью становятся наиболее популярным декором эпохи Возрождения в Италии, Франции, Германии, Нидерландах. Рисунок гротеска симметричен, архитектонически логичен, декоративно уравновешен, но в то же время динамически оживлен и изящен. В композицию гротеска входят изображения практически всегда обнаженных фавнов, нимф, амуров, гарпий, часто в фантастических сочленениях и непристойных позах. В конструкцию гротеска вплетаются фигурки птиц и животных, маскароны и вазоны, гирлянды цветов и плодов. В начале XVI в. орнаментальными мотивами гротеска Рафаэль расписал в Ватиканском дворце в Риме открытую лоджию. В дальнейшем в начале XVIII в. стиль рококо будет активно использовать гротески в своей орнаментике.
Одним из популярных мотивов Ренессанса, как и в античности, становится раковина — символ дальних странствий и морских путешествий. От античности Возрождение подхватило мотивы меандра. В XVI в. развиваются типы узоров арабеск и мореск, взявшие свое начало в декоре исламского Востока. Большое распространение получает картуш — элемент орнамента в виде свитка с завернувшимися краями, на котором помещаются надписи, эмблемы, гербы и т. п.
К середине XVI в. в связи с развитием книгопечатания достиг своего расцветатипографский орнамент, печатавшийся с набора матриц (флерон), на которых отлиты или выгравированы изящные арабески. Из миниатюрных типографских флеронов составлялись разнообразные, подчас довольно сложные орнаментальные конфигурации.
Орнаментальная гравюра сыграла большую роль в формировании художественного вкуса в Западной Европе XVI в. В этом столетии сформировались практически все основные виды западно-европейской орнаментики нового времени. В последующие века развитие орнамента будет тесно связано с основными художественными стилистическими направлениями.
Художественная культура XVII—XVIII вв. многогранна и противоречива. В этот период существует несколько стилевых направлений. Наиболее примечательным для XVII в. стал стиль барокко, в котором особый акцент сделан на художественные особенности местных изобразительных традиций, к этому времени сложившиеся в итальянском, фламандском, испанском, германском и французском искусстве. А искусство в этих странах должно было, прежде всего, прославлять монархию, аристократию и церковь.
Барочная орнаментика наполняется патетикой и повышенной динамикой сложных объемных форм, беспокойным ритмом кривых линий, которые создают сложные, порой неожиданные, перегруженные деталями монументальные композиции. Декоративное убранство предметов практически полностью маскирует конструкцию. В орнаменте преобладают разнообразные вариации мотивов акантового листа, пальметты, раковины. Очень популярны ламбрекены (фигурные фестоны), букеты, гирлянды, венки, в которые вплетаются или соседствуют аллегорические антропоморфные и декоративные зооморфные элементы. Узоры орнамента в основном имеют S- и С-образную форму.
Во Франции эпоху барокко условно подразделяют на четыре этапа, так называемые «французские королевские стили», приуроченные каждый ко времени правления одного из Людовиков. Во второй четверти XVIII в. барокко завершается стилем рококо, отличающимся более легким, изящным, интимным, камерным характером декора. Криволинейные формы стали более свободными и подвижными. Среди особо излюбленных мотивов можно выделить трельяж (орнамент в виде косой сетки, украшенной мелкими розетками) и раковину, принявшую форму веерообразно и причудливо извивающихся лепестков. Популярны орнаменты, состоящие из отдельных цветов и букетов, птиц, переплетающихся цветочных гирлянд и лент, корзин. В узоры вплетаются корабли, амуры, рога изобилия, колчаны со стрелами, мотивы кружева. В декоре ощутимо влияние китайского и японского искусства — появились изображения драконов, цветущих веток, пионов и др. Вдохновлялись художники рококо и восточным декором.
В XVII — начале XIX в. одними из ведущих художественных стилей становятся классицизм и его завершающая фаза ампир, идейными вдохновителями которых стали античность, Возрождение, культура Древнего Египта. Классицизм привнес в декор и орнамент простые и строгие мотивы, в которых наиболее популярными были цветочные гирлянды и корзины цветов, розетки, фестоны, грифоны и сфинксы, фавны и купидоны, герои мифологических сюжетов и др.
На стиль ампир очевидное влияние оказали Наполеоновские военные походы, принесшие в орнаментику новые декоративные элементы: победные трофеи, лавровые венки, колчаны, луки, стрелы, доспехи, щиты, мечи, шлемы, ликторские связки (пучки прутьев с топором в середине, перевязанные ремнем), орлы и др. С египетского похода появились в декоре цветы лотоса, сфинксы, крылатые львы, пирамиды. Многие декоративные мотивы характерны и для классицизма, и для ампира.
«Невольно возникает вопрос, в чем же заключается разница? В том, что, стремясь к выражению художественного замысла, мастера по-разному видят красоту древнего мира. Классицизм ищет в античности вдохновения, но он далек от археологически скрупулезной точности передачи. В сущности, ампир тоже далек от нее, но он тешит себя этой иллюзией. Оба стиля насыщаются античными образами, но если первый ищет простоты, отдыха от излишеств рококо, легких линий, нежных красок, тонкой гармонии, то второй мужествен, строг и холоден. Классицизм приветлив, ампир суров. Классицизм мягок и светел, ампир торжественен и помпезен».
Орнамент в искусстве XIX — начала XX в.
Отношение к орнаменту в разные времена было неоднозначно. Так в XIX столетии он являлся предметом бурной полемики. В связи с развитием промышленности и применением новых пластических материалов многие считали, что орнамент утерял свое значение. Но в настоящее время происходит некоторая реабилитация декора, связанная с возрождением старинных ремесел, художественных промыслов, с повышенным интересом к прошлой культуре народов. Кроме того, в наше время рождаются совершенно новые узоры, создателями и носителями которых становятся различные пространственные конструкции, узоры на подошвах обуви, шинах колес, современные пластические материалы и т. д.
В связи с кризисом европейского Классицизма 1830-х гг. и наступлением периода Историзма орнамент, как и "исторические стили", стали использовать компилятивно, ретроспективно и эклектично.
Первая Всемирная выставка 1851 г. в Лондоне показала наступивший разлад между функцией, конструкцией и формой изделий декоративного и прикладного искусства: любой "исторический" орнамент могли нанести на чуждое ему изделие. Именно такой подход к искусству орнамента, типичный для викторианской эпохи в Англии, нашел отражение в книге О. Джонса "Грамматика орнамента" (1856).
К возрождению "исторических орнаментов" стремился У. Моррис. Против подобного подхода выступали в то время немногие, среди них был Г. Земпер. Принципиально против любого орнамента как "внешнего украшательства", чуждого функции вещи, выступали дизайнеры и конструктивисты.
Австрийский архитектор Адольф Лоос (1870—1933) в 1908 г. опубликовал статью под характерным названием "Орнамент и преступление". Архитектор утверждал, что "стремление орнаментировать все, что угодно", — источник изобразительного искусства, но эволюция культуры предполагает "удаление орнамента с предметов потребления".
Для творчества художников "Венских мастерских" и архитекторов венского модерна 1890—1910 гг. характерно исключительно рациональное, экономное использование орнамента. Конструктивисты и функционалисты полностью отказались от орнамента.
Как считает Д. Сарабьянов: «Ситуация с орнаментом, создавшаяся в XIX веке, совпадает с той, которая образовалась в области синтеза. В реализме и импрессионизме господствовали станковые формы. Архитектура эклектики действительно обращалась к историческим орнаментам и охотно использовала их, но орнамент не жил в этой архитектуре, он механически насаждался, накладывался на стены. Между тем орнамент изучали, знали его исторические превращения».
Возрождение орнамента произошло в конце XIX — начале XX в. в период стиля модерн. Этот новый стиль художественной культуры, можно сказать, глобально охватил весь мир, получив в разных странах собственное название и облачив его национальными чертами. В нем соединились изобразительные, декоративные и орнаментальные начала, синтезировалось единство художественной выразительности всех форм изобразительного искусства и дизайна.
Сложились особенности орнаментальных узоров, выявившиеся в изысканных, элегантно-удлиненных переплетениях извилистых, текучих, беспокойно напряженных и резко расслабленных линий, легших в основу стиля модерн. Эта линия была названа «удар бича». Этот термин появился в результате узора на вышивке портьеры «Альпийские фиалки», созданного по рисунку швейцарского художника Германа Обриста. В узоре активно выделялись вычурные росчерки стеблей, кто-то из критиков сравнил эти изощренные линии с «яростными изгибами обрушивающегося бича». Воплощением новых стилевых направлений сталорнамент. Но «орнамент модерна не удовлетворялся ролью декоративного обрамления или заполнения пауз, ритмического аккомпанемента к основной теме. В беспокойной назойливости его ритмов, в упорстве, с каким он навязывает зрителю свою изломанную, капризно-нервную возбужденность, есть претензия самому вести эту главную тему, быть прямым и полным выражением меняющегося на рубеже веков ощущения мира. ...По поводу модерна можно рискнуть заговорить и о «психологическом» орнаменте, непосредственно откликающемся на душевную жизнь определенного человека».
Таким «психологическим» орнаментом наполнял свои живописные композиции австрийский художник Г. Климт. В его произведениях декоративное, орнаментальное решение, которое занимает большую часть позиций, в единстве с реалистическим изображением создают особую чувственную эмоционально-смысловую значительность и загадочность. Здесь орнамент является, можно сказать, основным принципом построения живописного произведения. Орнамент модерна активно входил во все виды искусства, часто «живопись и графика оказываются воспринимающей стороной, а орнамент — дающей».
Большую роль в орнаментализме модерна сыграл чешский художник Альфонс Муха Мюша).
«Орнаментальная система Мухи возникла подобно сложной графической игре, удачно сочетая типическую формацию абстрактной орнаментальной части «главного рисунка» с натуралистическими элементами, обогащающими общий символ моментами графической непосредственности и психического автоматизма. ...При помощи изысканных графических средств Муха ведет глаз зрителя через всю сложную систему своих композиций, вводя его внутрь концентрического ядра и снова выводя его наружу, часто к какому-нибудь вещественному атрибуту».
Декоративные мотивы модерна содержат в себе стилизованные водяные цветы и бутоны с узкими, длинными стеблями и листьями: лилии, кувшинки, тростник, а также цветы и бутоны ирисов, орхидей, цикламенов, хризантем; фигурки насекомых: бабочки, стрекозы; птицы: лебеди, журавли, павлины и их перья, мотивы масок с развевающимися длинными прядями волос, волн, складок развевающегося платья, лебединой шеи и др. Среди цветочных мотивов были популярны полевые и лесные цветы:ромашки, васильки, одуванчики, купавки, ландыши и др. В природных формах подчеркивалась динамика роста, движение. Орнамент в модерне наделялся символическим смыслом, метафорой, мистикой. Например: бутон — символ появления новой жизни. Большое влияние на орнамент модерна оказало искусство Японии. И еще одна из особенностей модерна — он обращался к национальномудекоративно-орнаментальному искусству, к художественным народным традициям.
В иных художественных течениях Модерна рубежа XIX—XX вв. и последующих десятилетий орнамент не терял своего значения. Однако с торжеством прагматизма в культуре XX в., завершением эпохи классического искусства в результате преобладания ценностей цивилизации над ценностями культуры орнамент действительно стал казаться анахронизмом, пережитком наивного отношения к миру и окончательно превратился в музейный реликт, исторический экспонат.
Новые формы орнаментики в 1920—1940-е гг. искали представители художественного течения ар деко («декоративный стиль»). В нем соединились элементы модерна, кубизма и экспрессионизма. Влияние на сложение орнаментики ар деко сыграли древнеегипетское искусство (открытие гробницы фараона Тутанхамона, 1922), искусство древних цивилизаций Америки, ориенталистские тенденции, анималистическая тема. Одним из составляющих орнаментики ар деко стал геометрический узор. Большую роль в утверждении этого стиля в мировой художественной практике сыграла в 1925 г. Парижская выставка декоративного искусства и промышленности.
Сложное отношение к орнаменту складывается в XX в. — его то признавали и использовали в профессиональном искусстве, то отвергали. Активно творчески перерабатывали мотивы народного орнамента, использовали в современных изделиях традиционные национальные декоративные мотивы. В настоящее время декоративно-орнаментальные композиции активно применяются в графическом дизайне.
Искусством порядка назвал Ю. Герчук орнамент
«...Орнамент организует вещи нашего практического мира. ...Покрывая функциональные формы, архитектурные или прикладные, орнамент задает определенные способы их восприятия, направляет движение взгляда, соотносит целое с его частями... Орнаментможет придать поверхности характер незамкнутого фрагмента, заполняя его равномерной, допускающей бесконечное развитие сеткой, или же четко ограничить ее, обведя по краю бордюром. Он может помочь ориентировать предмет, обозначив его верх и низ, правое и левое направление... Орнамент, подчиненный вещи, скромно исполняющий почти служебную функцию ее тектонической организации, тем не менее, разворачивает на ее поверхности свою собственную художественную тему. Он поднимает предмет над ограниченностью его практического назначения, делает носителем некоего общего принципа, малой моделью гармонического мирового порядка. Он наделяет вещь своей способностью генерировать ритмы времени, зримо воплощать глубинные представления своей эпохи о структуре окружающего мира».
Такое высказывание о роли орнамента в культуре и искусстве вполне принципиально и справедливо.
|