Спасская башня Кремля
Если человек впервые в жизни приехал в Москву. Едва ли не сразу он спросит:
— Как проехать на Красную площадь?
Главная площадь страны... Все мы хорошо представляем ее. Но одно дело представлять и совсем другое — самому ступить на знаменитую брусчатку, единым взором окинуть и Мавзолей, и кремлевскую стену, и каменную сказку Василия Блаженного. Тут, на Красной площади, сердце Родины.
...А потом начинают играть куранты, и все взгляды обращаются к Спасской башне. Невольно начинаешь считать удары: раз, два, три... И вдруг понимаешь, как много, тысячу раз слышанные, значат они в твоей жизни, как дорог тебе этот уходящий в небо силуэт!
Он стал символом нашей столицы. Попробуйте представить себе Москву без Спасской башни. Ничего не получится. Она навсегда вписана в московский пейзаж.
Главная башня Кремля всегда хороша. В хмурый зимний день, чуть припорошенная снегом, она сурова, как и подобает сторожевой башне неприступной крепости. Придите на Красную площадь в летний полдень, и она встретит вас во всем своем торжественном великолепии. Сразу вспомнишь, что это главные ворота Кремля.
Но, пожалуй, краше всего она майским утром, когда нескончаемым потоком марширует мимо нее парад. Гремит над площадью музыка, теплый ветер полощет флаги. И ребятишки, забравшись на папины плечи, машут флажками. В этот час древняя башня словно бы молодеет...
«Не сразу Москва строилась», — гласит поговорка. Да, столица наша росла вместе со всем Русским государством. И вместе с нею, с Кремлем строилась и хорошела Спасская башня.
Кремль... Слово это вошло в обиход при князе Иване Калите, когда крепость на Боровицком холме опоясали мощные дубовые стены, над которыми возвышались грозные стрельницы — предшественницы нынешних кремлевских башен. Мудр был Иван Данилович: одной рукой развязывал свой кошель-калиту — платил дань Золотой Орде, а другой — укреплял русскую столицу.
При внуке Калиты — князе Дмитрии Донском — был построен Кремль белокаменный. По размерам он был близок нынешнему, башни и ворота располагались примерно там же, где и сейчас. Тогда и появилась каменная Фроловская башня над главными въездными воротами.
Первоначальное наименование башни — Фроловская — происходит от церкви Фрола и Лавра на Мясницкой улице, куда вела дорога из Кремля через эти ворота. Церковь не сохранилась до наших дней.
Из этих ворот в 1380 году вышла одна из колонн русского войска. С Куликова поля ратники воротились с победой!
Еще без малого сто лет прошло. Восстанавливая изрядно обветшавшие стены Кремля, замечательный русский зодчий Василий Ермолин перестроил и Фроловские ворота. Наружный их фасад он украсил белокаменным рельефом, изображающим легендарного воина Георгия, который копьем поражает крылатого змея. Появление изображения Георгия Победоносца не было случайностью. Именно так с 1464 года выглядел герб Москвы. Объединив русские княжества, она возглавила борьбу со все еще грозным врагом. И очень скоро Русь окончательно сбросила ярмо Золотой Орды.
Москва строилась... В самом конце XV века десять лет кряду каменщики, плотники и иные умельцы воздвигали кирпичные кремлевские стены. Те самые, что видим мы и сейчас. По их верху прошли «гульбища» — широкие галереи, по которым можно было перетаскивать тяжелые пушки, проводить колымаги с ядрами. Одновременно мастера сооружали крепостные башни, навешивали кованые ворота, рыли рвы, наводили через них подвесные мосты. Территория Кремля, замкнутая треугольником зубчатых стен, была расширена и окончательно закреплена в тех границах, которые кремлевский ансамбль сохранил до наших дней.
В эти годы и была построена самая красивая проездная стрельница Кремля - Фроловская. Она была четырехугольной, с шатровой кровлей, над которой возвышалась небольшая деревянная башенка с часовым колоколом. Среди своих сестер Фроловская башня выглядела особенно внушительно. Нижний четверик ее дошел до нас. Строители использовали привычную для Руси форму деревянного сруба. Подножие мощных стен с узкими окнами-бойницами обрамлено белокаменным цоколем. Чувствуешь: эта часть башни слилась в единый монолит с фундаментом, на десятки метров ушедшим в землю. Не потому ли стоит нерушимо Спасская башня вот уже около пяти столетий!
Спасская Башня была сооружена в 1491 году в период княжения Ивана III архитектором Пьетро Антонио Солари, о чём свидетельствуют белокаменные плиты с памятными надписями, установленные над въездными воротами башни. С внешней стороны башни надпись сделана на латинском языке; с внутренней — на русском:
«В лето 6999 [1491]июля божией милостию сделана бысть сия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и великого князя Володимирского и Московского и Новгородского и Псковского и Тверского и Югорского и Вятского и Пермского и Болгарского и иных в 30 лето государств его, а делал Пётр Антоний Солярио от града Медиолана» (то есть Милана).
До постройки существующей башни на этом месте стояла Фроловская стрельница белокаменного Кремля 1367 года. При ремонте стрельницы в 1464—1466 годах В. Д. Ермолин установил на ней белокаменные рельефы с изображением покровителей московских князей — святых Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского; эти рельефы перенесли на новую башню, где они находились до XVII века.
Стрельница была построена по всем правилам фортификационного искусства. В сторону Красной площади выдавался выступ, на верху которого находилась площадка с навесными бойницами - машикулями — и зубчатыми укреплениями. Таким образом, простреливались не только подступы к Кремлю, но и участки вдоль стен. Башня представляла собой самостоятельную крепость с тройным рядом дубовых, окованных железом ворот. От них через ров с водой спускался на цепях мост. Проездная арка закрывалась решеткой - герсой. Если неприятель все же проникал внутрь стрельницы, герсу опускали. Враг оказывался запертым в каменном мешке, сверху на него сыпался град стрел.
В 1508 году через ров от башни перекинули деревянный мост. Уже в конце XVI века башню венчал деревянный верх с двуглавым орлом.
Шли годы. В XVII столетии Русь уже была сильным и независимым государством. Границы отошли далеко от Москвы, опасность внезапного нападения на столицу исчезла. Можно было подумать не только об укреплении, но и об украшении Кремля.
В 1621 году на государеву службу был приглашен «аглицкой земли мастер часового и водяного взвода» Христофор Галовей. Под его началом были собраны башенные часы с колокольным боем, слышимым, по свидетельству очевидца, «и в окрестных деревнях, более чем за 10 верст». Сказочно красив был циферблат. Средняя его часть символизировала космос. На голубом фоне блистали жестяные звезды, золоченые солнце и луна. Рядом с арабскими цифрами были расположены славянские буквы, обозначающие числа. Циферблат вращался вокруг неподвижной стрелки, изображавшей солнечный луч. С помощью специальных механизмов они «играли музыку», а также отмеряли время дневное и ночное.
В 1658 году по царскому указу Алексея Михайловича Фроловские ворота были переименованы в Спасские в честь иконы Спаса Смоленского, написанной над проездными воротами со стороны Красной площади, и в честь иконы Спаса Нерукотворного, находившейся над воротами со стороны Кремля. За ними это название унаследовала и вся башня. К тому времени она была еще раз перестроена. В 1625 году русские мастера, возглавляемые Баженом Огурцовым, заменили прежний деревянный шатер высокой каменной надстройкой. Спасская башня, какой мы ее знаем, — это их творение.
Первой русской иконой типа «Спас с припадающими» считается образ Спаса Смоленского, написанный в благодарность за взятие Смоленска в 1514 году и помещенный над Фроловскими воротами Кремля. В 1521 году в память об избавлении Москвы от осады войска хана Махмет-Гирея прямо на стене над Фроловскими воротами со стороны Красной площади была написана фреска, заменившая икону. Первое описание этого образа содержится у Павла Алеппского, посетившего Москву в середине XVII в. На надвратной фреске Спас Смоленский изображён Спаситель в полный рост с раскрытым Евангелием на словах «Рече Господь… Аз есьмь дверь, Мною аще кто внидет, спасется» в левой руке, с припадающими к его ногам святыми преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским. Образ Спаса Смоленского, почитавшийся чудотворным, украсили золоченой ризой, поместили в киот, а перед киотом повесили фонарь. За огнем лампады следил причт храма Василия Блаженного. Сохранилось предание, что когда французы в 1812 году пытались похитить драгоценный оклад, икона явила чудотворную силу: приставленная лестница опрокинулась, святыня осталась невредима. В 1895 году надвратную икону реставрировали, нанеся новый слой.
До 11 мая 2010 года надвратный образ Спаса Смоленского считался утраченным, так как не существует никаких официальных документов о том, что произошло с ним в годы советской власти. В 2000 году по старым фотографиям были сделаны мозаичные иконы, которые патриарх Алексий II передал избранному президенту В. Путину для размещения их на кремлевских башнях, однако в достоверности изображений новых икон усомнились и дело отложили. Ещё оставалась надежда, что где-то сохранились оригинальные образа. В 2007 году с инициативой восстановления надвратных икон выступил фонд Андрея Первозванного. Ввиду того, что тогда точно не знали, что иконы написаны прямо на стенах, а не являлись отдельными элементами, специалисты два года искали образ в запасниках Третьяковской галереи, Музея Рублева и других крупнейших музеев России. Всё, что видели москвичи и гости столицы до 2010 года — это заштукатуренный белый прямоугольник ниши иконы над Спасскими воротами. Наконец, после долгих согласований, в штукатурке были сделаны шурфы и образ Спаса Смоленского спустя 73 года вновь увидел свет.
В 1624—1625 годах английский архитектор Христофор Галовей при участии русского мастера Бажена Огурцова возвели над башней многоярусный верх в готическом стиле (в пятом ярусе имеются аркбутаны) с элементами маньеризма (несохранившиеся обнаженные статуи-«болваны»), образное решение которого восходит к башне ратуши в Брюсселе (окончена в 1455 г.), заканчивающийся каменным шатром. Фантастические фигурки — элемент декора — при царе Михаиле Федоровиче наготу которых стыдливо прикрыли специально сшитыми суконными кафтанами. В 1628 году фигуры сильно обгорели во время пожара и были убраны с башни. В середине XVII века на главную башню Кремля водрузили двуглавого орла, являвшегося гербом Российского государства. Впоследствии двуглавые орлы появились на Никольской, Троицкой и Боровицкой башнях. Орёл заменялся достаточно часто. Возможно, первый орёл был изготовлен полностью из дерева.
Приглядитесь. От яруса к ярусу башня становится все воздушней — она как бы взбегает вверх. Сначала суровый четверик, перешедший в наследство от стрельницы XV века, смягчается открытой аркадой, украшенной резьбой. На девятом «этаже» четырехгранник перерастает в более легкий восьмерик - этот прием типичен для русского деревянного зодчества. Еще выше открытая площадка, расположенная внутри стрельчатой аркады. Там вовсю гуляет ветер. И завершается башня легким восьмискатным шатром.
Поразительно! Тяжелая нижняя часть и ажурные, как бы растворяющиеся в небе формы верхней части не противоречат, но гармонично дополняют друг друга. Мощно укорененная в родной почве, Спасская башня в то же время вся устремлена в небо, где парит сегодня рубиновая звезда.
Стрельница XV века была суровой сторожевой башней. Надстройка XVII столетия придала всему сооружению иное звучание. В архитектуре башни преобладающей стала идея монументального памятника, символизирующего образование Русского национального государства.
Спасские ворота являлись главными из всех Кремлёвских и всегда почитались святыми. Через них нельзя было проезжать верхом, а проходящие через них мужчины должны были снимать головные уборы перед образом Спасителя, написанным на внешней стороне башни, освещаемым неугасимой лампадой; этот обычай сохранился вплоть до XIX века: по свидетельству Хуана Валеры, «проходя под ними, все обязаны обнажать головы и кланяться, причём от обязанности воздавать такие почести никоим образом не освобождены ни иностранцы, ни те, кто исповедуют иную, а не православную веру». Тот, кто ослушивался святого правила, должен был сделать 50 земных поклонов. На образ Спаса Смоленского молились приговорённые к смерти преступники, которых казнили на Лобном месте (впрочем, современные историки утверждают, что на самом Лобном месте казни никогда не проводились). Спасские ворота являлись парадным въездом в Кремль. От священных ворот уходили на битву полки, и здесь же встречали иностранных послов. Все крестные ходы из Кремля шли через эти ворота, все правители России, начиная с царя Михаила Фёдоровича перед коронацией торжественно проходили через них.
Для русской архитектуры XVII столетия особенно характерным было сочетание красного цвета с белым. Взгляните на Спасскую башню. Красный кирпич, белый резной камень, многоцветная поливная черепица, позолоченная медь сочетаются в ней удивительным образом. И с каждой новой точки обзора открывается картина еще более неожиданная и живописная!
Особое место в наряде кремлевской красавицы занимает белокаменный декор - - излюбленное русское узорочье. Резным камнем декорированы части, венчающие башню. Тут настоящее кружево: арочки и зубцы, резные столбики и колонки, пирамидки и балясины. А рядом - искусно высеченные из камня фигурки птиц, фантастических медведей и львов. Изображения этих зверей ассоциировались некогда с идеей охраны дома, защиты отечества от злых сил. Вот отчего мишки и особенно львы Спасской башни не страшны, а скорее забавны.
Да, лучшие мастера со всей Руси - москвичи, владимирцы, суздальцы, ростовцы, псковичи, тверичи - строили главную башню Кремля. Столетиями складывался ее нынешний облик. В нем нашел отражение высочайший уровень русского зодчества, воплотились подлинно народные представления о красоте.
В 1705 году по указу Петра I Спасские часы были переделаны на немецкий лад с циферблатом на 12 часов. В 1770 году были установлены английские часы, найденные в Грановитой палате. С 1770 года часы некоторое время исполняли немецкую мелодию «Ах, мой милый Августин».
Слева и справа от Спасских ворот всегда находились часовни. Слева стояла часовня Великого Совета Откровение (Смоленская), справа — Великого Совета Ангел (Спасская). Часовни построены каменными в 1802 году. В 1812 они были разрушены и восстановлены по новому проекту. В 1868 году, при реставрации Спасской башни по проекту архитектора П. А. Герасимова, часовни были разобраны и построены заново. 22 октября 1868 года новые шатровые одноглавые часовни были освящены. Обе часовни принадлежали Покровскому Собору. В обязанности настоятелей часовен входил уход за неугасимой лампадой у надвратной иконы Спаса Смоленского. Обе часовни были снесены в 1925 году.
А сколько повидала Спасская башня на своем веку! Сколько замечательных людей благоговейно снимали перед ней шапку! А вот Наполеон не снял. Существует легенда, что когда Наполеон проезжал через Спасские ворота в захваченной Москве, то порыв ветра стащил с него его знаменитую треуголку. При отступлении французской армии из Москвы Спасскую башню было приказано взорвать, однако подоспевшие донские казаки потушили уже зажжённые фитили. Не раз, верно, вспоминал этот случай надменный завоеватель. «Зачем я шел к тебе, Россия, в твои глубокие снега? Здесь о ступени роковые споткнулась дерзкая нога!»
Современные куранты были изготовлены братьями Николаем и Иваном Буденоп в 1851—1852 годах и установлены на 8-10 ярусах Спасской башни. С этого времени куранты исполняли в 12 и 6 часов «Марш Преображенского Полка», а в 3 и 9 часов гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» Дмитрия Бортнянского, которые звучали над Красной площадью до самого 1917 года. Изначально на игральный вал курантов хотели набрать гимн России «Боже, царя храни», однако Николай I этого сделать не разрешил, заявив что «куранты могут играть любые песни, кроме гимна».
Циферблаты курантов диаметром 6,12 м выходят на четыре стороны башни. Высота римских цифр — 0,72 м, длина часовой стрелки — 2,97 м, минутной — 3,27 м. Бой часов производится при помощи молотка, соединённого с механизмом и колоколом. Первоначально часы заводились вручную, но с 1937 года их заводят с помощью трёх электромоторов.
История, говорят, повторяется. Осенью 1941 года фашисты подошли к самой Москве. 7 ноября на Красной площади состоялся военный парад. Участники его шли прямо на фронт. И Спасская башня провожала их. Победа под Москвой была первой нашей крупной победой. Без нее не было бы и 9 Мая...
— Как пройти на Красную площадь?
Этот вопрос люди будут задавать всегда. Не зная истории Родины, многовековой культуры родного народа, нельзя строить будущее.
В дни Октябрьской революции в Спасскую башню попал снаряд. Стрелки часов замерли, умолкли колокола. По личному указанию Ленина куранты были восстановлены. Ремонтировали их московский слесарь Николай Васильевич Беренс и мало кому тогда известный художник Михаил Михайлович Черемных. Он же составил партитуры, в согласии с которыми куранты после починки начали исполнять «Вы жертвою пали...» и «Интернационал». Однако уже в 1938 году куранты замолчали, став только отбивать часы и четверти.
Прошло шесть десятилетий. За это время Спасскую башню не раз реставрировали. Особенно основательной была последняя реставрация 1974 года. Впервые после памятного 1917 года куранты были остановлены. За дело взялись специалисты из Научно-исследовательского института часовой промышленности. 100 суток 2 часа и 58 минут молчали кремлевские куранты. Столько времени потребовала генеральная реконструкция уникальных часов. А потом комендант Кремля подошел к сияющему позолотой маятнику и толкнул его. Дрогнула одна шестерня, зацепила другую, повернула третью - часы пошли. Гарантийный срок им специалисты определили в 30 лет. Значит, кремлевским курантам предстоит без остановки шагать в XXI век.
В 1996 году во время инаугурации Б. Н. Ельцина куранты после 58 лет молчания вновь заиграли. В 12 и 6 часов куранты стали исполнять «Патриотическую песню», а в 3 и 9 — мелодию хора «Славься» из оперы «Жизнь за царя» (Иван Сусанин) также М. И. Глинки. Последнюю крупную реставрацию провели в 1999 году. Стрелки и цифры снова позолотили. Восстановили исторический облик верхних ярусов. К концу года провели и последнюю настройку боя курантов. Вместо «Патриотической песни» куранты стали исполнять государственный гимн Российской Федерации, официально утверждённый в 2000 году.
В августе 1935 года было решено заменить орлов на пятиконечные звезды с серпом и молотом. Эскизы звёзд разрабатывал академик Фёдор Федоровский. Первые звезды были изготовлены из высоколегированной нержавеющей стали и красной меди. В середине каждой звезды уральскими самоцветами был выложен серп и молот, покрытый золотом. Звезду на Спасской башне украшали лучи, расходящиеся из центра к ее вершинам. Перед тем, как установить звезды на башнях Кремля, их показали в Парке Горького.
Однако первые звезды быстро потускнели под воздействием атмосферных осадков. Кроме того, они довольно нелепо смотрелись в общей композиции Кремля, были громоздкими и сильно нарушали архитектурный ансамбль.
В мае 1937 года было принято решение заменить звезды на рубиновые и светящиеся. Новая звезда заработала 2 ноября 1937 года. Звезда может вращаться наподобие флюгера и имеет каркас в виде многогранной пирамиды. На звезде двойное остекление. Внутренний слой состоит из молочного стекла, внешний из рубинового. Размах лучей звезды на Спасской башне — 3,75 метра. Оправа звезды выполнена из специальной нержавеющей стали, внутри горят специальные автономные лампы. Таким образом она защищена от осадков и перебоев с энергоснабжением. Мощность ламп в звезде составляет 5000 ватт. Работа ламп проверяется два раза в день. Для предохранения ламп от перегрева была разработана специальная вентиляционная система, которая состоит из фильтра для очистки воздуха и двух вентиляторов. Высота башни до звезды — 67,3 м, со звездой — 71 м. Первая Спасская звезда, в отличие от других самоцветных звёзд, сохранилась и теперь венчает шпиль Северного речного вокзала Москвы.
...Плывут над Спасской башней облака. Тают в вышине торжественные удары.
Их слышит весь мир.
|