Русская народная вышивка
Хитро-мудро рукодельнице
Гали Семеновна Маслова, доктор исторических наук, более 50 лет жизни посвятила изучению народного искусства, являлась одним из первых исследователей русской вышивки.
- Любовь к народному творчеству жила во мне с детства. В семье у нас были этнографы-музыканты. Они ездили по окраинным уголкам России — записывали мелодии песен, собирали фольклор и произведения декоративно-прикладного искусства. И в нас, детях, воспитали к этому интерес. Мы знали много русских песен, часто пели их.
Свою работу по сбору народной вышивки начала я в середине 20-х годов ХХ века еще в московском областном музее. Пришла туда двадцатилетней девушкой сразу после окончания университета. Каждое лето сотрудники музея уезжали в экспедиции — собирали в деревнях различные предметы крестьянского быта и орудия труда, особенно народный костюм. В те времена многие его еще - носили, а другие бережно хранили в сундуках. Первая моя самостоятельная поездка была в 1925 году в Тверскую губернию, нынешнюю Калининскую область. Наряду с русскими здесь живут и карелы. Время тогда было нелегкое, тканей для одежды не хватало. И мамы шили из своих сарафанов и рубах детям платьица и штанишки. А вышитые подолы отрезали и клали в сундуки — там у них хранилось большое для науки богатство! Немало в тех сундуках было и женских головных уборов, шитых по холсту цветными шерстью и шелком. Меня сразу же заинтересовал их орнамент: изображения оленей и деревьев, какие-то неясные фигуры — они хранили еще не раскрытую тайну. Я и занялась изучением этой вышивки и написала впоследствии книгу об орнаменте вышивки верхневолжских карелов.
Карельская вышивка тесно связана с русской — работая над книгой, я начала изучать и ее. Позже специально ездила в Новгородчину и Вологодчину, в земли Архангельскую, Смоленскую, Калужскую, Рязанскую, в Поволжье и Приуралье...
Образцы вышивки нередко находила среди старых вещей, в кладовых. Иная тряпица и на полу валяется, а я подберу ее. Хозяева удивляются: «Зачем это вам старье надо?»
Рассказывала, что приехала из Москвы специально изучать их рубахи, подзоры и полотенца. Узнав это, люди открывали свои сундуки, доставали старопрежние с узорочьем костюмы, кокошники, скатерти. «Вот это мама вышивала, она большой искусницей была, всем в деревне рукодельничала»,— поясняли, показывая свои сокровища.
Большинство узоров мы фотографировали и перерисовывали на бумагу. Так, год за годом собрался большой научный материал, часть его опубликована в моей недавно вышедшей книге об орнаменте русской народной вышивки.
Вышивать учились с восьми-девяти лет. Мать обучала дочек всему тому, что умела сама, чему научилась от своей матери. Так техника и узоры вышивки передавались из поколения в поколение, жили столетия, а возможно, и тысячелетия.
Основным материалом был холст, льняной или посконный, самый крепкий, выработанный из мужских стеблей конопли. Посконь в основном шла на рабочую одежду, праздничные же вещи шили из тонкого отбеленного полотна.
Фактура у холста сетчатая, она позволяет вышивать узор без канвы, по счету нитей. Один из древних швов — двусторонний, при котором узор получается одинаковый как на лице, так и на изнанке. Нитки чаще всего брали льняные, окрашенные в красный цвет. Красные узоры, выполненные двусторонним швом на белом холсте,— это древнее в технике вышивки.
Чем ближе к нашему времени, тем разнообразнее и ярче становилась расцветка. Мастерицы использовали и шелка, и золотную нить, и разноцветную шерсть — гарус. А вместо холста все чаще брали ярко-красный фабричный кумач, особо любимый русским народом.
Примерно с середины XIX века меж рукодельниц распространяется новый шов — петельчатый, или, как его называют, тамбурный. Петелька за петелькой, и на кумаче появлялись раскидистые деревья, птицы-«курушки», фигурки людей. Теперь не надо высчитывать нити, чтобы точно повторить древний узор, вышивка идет свободно и напоминает рисунок цветными карандашами.
Большинство домашних вещей крестьяне изготавливали своими руками. Женщины сеяли, убирали и обрабатывали лен и коноплю. Пряли, ткали и шили из холстины одежду и украшали ее. Участвовали в работе и дети. С малых лет девочки начинали готовить себе приданое: вещи складывались в коробью, потому и приданое тоже называлось «коробья».
Крестьянки расшивали и головные уборы: девушкам — перевязки с открытым верхом, женщинам — кокошники, полностью закрывающие волосы. Украшали такие уборы бисером, жемчугом, который исстари добывали в северных реках. В ряде губерний шили удивительно нарядные «золотые платы».Украсить одежду старались как можно лучше, особенно праздничную. Ведь по ней судили люди о трудолюбии, мастерстве и вкусе хозяйки. Костюм же молодой замужней женщины был самым нарядным!
Основной частью костюма была рубаха. Вышивкой украшали ее плечевую часть, «оплечья», которые видны были из-под сарафана (а порой и весь рукав), вороток, подол. У тех же рубах, что специально предназначались для покоса и жатвы, узор широкой полосой стлался по подолу. Нарядно одетые крестьяне собирались все вместе и с раздольной песней шли работать в поле. Вышитым узорочьем украшали также сарафаны и полушубки, мужские и детские рубахи, рукавицы, перчатки и даже обувь.
Важную роль играло в народной жизни полотенце. Им не только утирались. Самые нарядные были традиционным свадебным подарком невесты жениху, украшением крестьянского жилища. Вешали их в передний, «красный» угол, на стены избы. Свадебные чины — дружки, тысяцкие перепоясывались либо повязывали полотенца через плечо. Украшали ими и повозку с молодыми, чтобы всем было видно: это свадьба, это праздник.
Но дошли до нас и древние свидетельства, что славяне «поклонялись убрусцам», то есть полотенцам. Вернее сказать, изображениям, вышитым на них.
В вышивке наиболее распространен образ птицы. В одних случаях ее изображали обобщенно, в других легко можно определить породу: орел, лебедь, петух. Но особенно любимой в народе была Пава с большим пышным хвостом. Оперение ее подчас настолько разрасталось, а хвост так удлинялся, что называли ее даже «рыбиной». Паву-птицу окружают маленькие птички, возможно, ее птенцы.
В русской земледельческой обрядности прилет птиц был одним из важных событий года. Ведь птица — символ света и тепла: по народным поверьям,
именно она приносит весну на нашу землю. Так же тесно связан этот образ и с представлениями о солнце. Раньше существовал даже обряд, ставший затем детской игрой: молодежь выходила за околицу с испеченными «жаворонками», поднимала их высоко над головой и «закликала» весну, звала «тепло летушко».
Очень часто встретим мы в вышивке и величавые женские фигуры. По сторонам от них птицы, кони, всадники. Руки женщины то воздеты к небу, то обращены в благословляющем жесте к всадникам. Коней она нередко держит за поводья. И все, кто окружают ее, словно ей поклоняются... Таким предстает в вышивке образ великой Матери-Земли. Матери всей природы.
Иногда место женской фигуры в трех-частной композиции (с двумя птицами или конями) занимает дерево — символ растительности. Ведь славяне издавна были земледельцами. Все их мировоззрение проникнуто постоянной заботой о будущем урожае, от которого зависела жизнь их рода. С такими просьбами и обращались они к матери сырой земле, изображенной на полотенцах в виде женщины. Становится ясно, что и сами узоры русской народной вышивки тесно связаны с древней славянской мифологией, с почитанием земли и ее плодородия.
Изобразительные мотивы бытовали в основном на русском севере и северо-западе — в Новгородчине и Вологодчине, в бывших Олонецкой и Архангельской губерниях. К югу же от Москвы преобладали геометрические узоры. Это ромбы (в народе их называли кругами), перекрещенные косыми крестами, ромбы с завитками по углам, прямые и косые кресты. Все эти символы тесно связаны с представлениями о солнце, являются отражением глубокой древности, сохранились в памяти народной.
С середины прошлого века в вышивку все чаще приходят новые мотивы. В ней отражается окружающая действительность. Например, реальный мир растений: мы отчетливо различим вышитые по кумачу елочки и березки, ромашки и васильки. Встретим и животных — обычных деревенских петухов, гусей, лошадок. Увидим бытовые сценки с чаепитиями и хороводами, сюжеты известных всем сказок. По заказу помещиков мастерицы изображают целые картины из быта хозяев с дворцами, парадными выездами карет.
Работая в 1970 году в экспедиции в деревне Яковлевское Новгородской области, обнаружила я удивительные по красоте работы простой деревенской мастерицы, которую все звали Федосихой. По просьбе односельчан делала она свадебные полотенца («занавески», или «гарусы»), которые вешали в переднем углу. Федосиха вышивала раскидистые деревья с сидящими на них птицами, всадников, нарядных крестьянок, их детишек, парадные чаепития. Техника несложна: по кумачу стелется односторонняя гладь, вьются простые стежки разноцветной шерстяной нити. Но сколько же вкуса, сколько фантазии!
Многое из того, что жило раньше в крестьянском быту, собрано музеями. И прежде всего надо пойти в музей: ознакомиться не только с экспозицией, но и с фондами, где хранится большая часть вещей. Необходимо посещать выставки современного народного искусства и все увиденное фотографировать и зарисовывать в цвете. Почти в каждой области есть такие места, где еще можно найти образцы старинных вышивок — часто они хранятся в семьях как память о родных и близких людях. Вещи эти следует внимательно изучить, перерисовать, попробовать повторить. Вышитые по традиции узоры и сегодня украсят убранство дома или одежду. Почему бы не расшить, скажем, занавески на окне вашей комнаты, легкую летнюю блузку или фартучек, не вышить на модной холщовой сумке птицу Паву или петуха?
Обучаться вышивке лучше всего в кружке. Можно изучить технику вышивки и по книгам. Именно поэтому хочется пожелать, чтобы наши издательства выпускали подобные книги и альбомы для художественного творчества молодежи. В них следует как можно больше публиковать образцов народных вышивок, подробно описывать технику ремесла. Так, чтобы каждый желающий смог научиться этому интересному и полезному делу.
|