Русское народное творчество
ВЫШИВКА РЯЗАНИ
Существует красивая легенда о том, что, пролетая над рязанской землей, жар-птицы роняли перья. И там, где они упали, появились чудо-мастерицы - искусные кружевницы, вышивальщицы. Многое с тех пор изменилось, но остались вышедшие когда-то из-под их рук украшенные вышивкой полотенца, рубашки, передники, расшитые бисером и лентами головные уборы, кружевные скатерти, косынки, тканые узорные поневы. Хранится это все в музеях или кое-где еще в деревенских сундуках. Нынешние девчонки, как, впрочем, и мальчишки, по всей стране ходят в одинаковых вещах, слушают одну и ту же музыку и танцуют одни и те же танцы. Но в Рязани осталось немало внучек и правнучек тех мастериц. Елена Валентиновна Колодкина (ее хочется называть просто Лена, так внешне мало отличается она от своих учениц), преподаватель детской художественной школы № 1, более пятнадцати лет занимается вышивкой и кружевоплетением. Она сама лишь недавно узнала, что ее прабабушка была знатной кружевницей Скопина, того самого Скопина, который прежде славился не только уникальной керамикой, но и кружевоплетением. Сейчас там уже не осталось этих мастериц...
Занятия в ДХШ называются «вышивка и кружевоплетение». Этими двумя словами не охватишь огромную силу, которая исподволь, неприметно воспитывает глаз, вкус, развивает чувство меры, гармонии. Нередко, по словам преподавателя, девочки приходят, чтобы научиться самым элементарным образом украсить одежду, предметы домашнего обихода: вышить бабочку, птичку, вишенку. Но в первый год девочки не столько вышивают, сколько ходят по музеям, выставкам, благо в Рязани в историко-архитектурном и художественном музеях богатейшая коллекция народного костюма. А рязанский народный костюм — целая энциклопедия вышивки.
Каждый уезд, а то и каждая деревня имели свой неповторимый костюм, свои приемы украшения, особенные декоративные строчки и швы. Украшение костюма не пустая забава. Это были словно передающиеся из поколения в поколение заветные письмена, которые можно читать как книгу. Каждый элемент орнамента имел свое значение, смысл. Расположение вышивки по подолу, рукавам, вороту было не случайным, а играло роль оберегов, отводящих дурной глаз, нечистую силу. Множество древних обрядов связано с надеванием одежды, а такие ритуалы, как свадьба, крестины, похороны, имели для церемоний особым образом вышитые полотенца. Века хранилась память, древняя образность и красота. Если в прежние времена, подрастая, девочки видели всю эту красоту с детства, «читали», умели воспроизвести, то сейчас требуется значительное усилие, чтобы вернуть генетическую память. Ведь стоит разомкнуть одно лишь звено, и распадается вся цепочка.
Искусство рязанской народной вышивки и кружевоплетения еле теплится. Мастериц можно сосчитать по пальцам руки. Настоящими подвижниками в деле его возрождения стали художники Д. А. Смирнова и В. В. Грумкова. Между ними и Леной Колодкиной стоит временная пропасть в 50 лет. Пропасть разделяет и сказочные по красоте изделия, которые выходят из-под рук мастериц и попадают сразу в музеи, и то, что делают на строчевышивальной фабрике. Михайловское кружево, уникальное в России, всегда плелось насыщенно-красным в сочетании с контрастными цветами, а оказалось бело-голубым.
Ну как тут не посетовать, имея такое богатство, хранить его под спудом, подобно скупому рыцарю, разглядывать, замирая от восторга, драгоценную вышивку лишь в музеях. Лена поведала горестную историю о том, как пришлось ей, коренной рязанке, отучившейся в Рязанском художественном училище на отделении вышивки, начинать с нуля — настолько условны были знания и опыт училища. Пересмотрела массу литературы, таблиц, ходила к мастерицам, выспрашивала секреты разных швов. Но ими не каждый поделится.
Хождение по мукам укрепило в ней желание избавить учениц от повторения пройденного ею пути, от долгих, часто безрезультатных, поглощающих драгоценное время поисков. Ей хотелось создать воспитанницам благоприятную среду, в которой были бы спрессованные годы ее поисков и они смогли бы реализоваться в плодотворные занятия.
Более чем за 10 лет работы у нее выросла не одна смена учениц, как она, увлеченных идеей возрождения рязанской вышивки. И решили они вместе организовать артель по типу ранее существовавших, где не просто выполнялись бы индивидуальные заказы и выпуск изделий небольшими сериями, а был бы музей рязанской вышивки, как старинной, так и современной. Ведь музейный материал для народного искусства хранилище чистоты его истоков.
Но девчонки, как бы они ни были талантливы и восприимчивы, всегда остаются девчонками, как и 100 и 200 лет назад, играют в куклы. Но и куклы у них уже непростые. Наряды для них шьются по законам рязанского народного костюма. Выбирают, например, свадебный костюм скопинского уезда. Рисуют эскиз, орнамент вышивки уменьшают пропорционально размеру наряда, подбирают тесьму, ленты, блестки. А летом у бабушки в деревне (у них уже глаз наметан на домотканину) всегда сумеют отличить тряпочку, которая была когда-то старинным полотенцем или рубашкой. Если не удается набрать подлинных тканей на весь костюм, долго ищут, подбирают нечто похожее. Лена почти не беспокоится за их работу, ошибки у таких девочек редки. Они почувствовали подлинную красоту народного орнамента и костюма в много-делии и гармоничности. И куклы получаются на диво. В новосибирском академгородке, куда их привозили девочки на фольклорный фестиваль, от них не отходили зрители. Среди обилия изделий декоративно-прикладного искусства рязанские куклы были, несомненно, первыми красавицами.
Если ручей загрязнен, надо идти к истоку, чтобы зачерпнуть чистой воды. Так и народное искусство, вышивка, кружево, костюм, та чистая, живая вода, от которой проясняются глаза, теплеет сердце и расцветает в человеке радость.
И. ПРОТОПОПОВА
|