БУМАГА ДЛЯ АКВАРЕЛИ
Акварель в старину выполнялась на пергаменте, который состоял из отбеленной кожи, на тонких пластинках слоновой кости, которая применяется в миниатюрной живописи и поныне, на льняных отбеленных тканях и уже значительно позднее — на бумаге. В наше время акварелью пишут почти исключительно на бумаге.
Бумага, вырабатывавшаяся в старину, имела хорошие качества, так как для выделки ее уже с XIV века шло исключительно льняное волокно, являющееся наилучшим материалом в бумажном деле. В XVII веке для производства бумаги впервые был применен хлопок, волокно которого в значительной мере уступает волокну льна, и потому качество производимой с этого времени бумаги значительно понижается. Наше время отличается обилием бумаги и богатством ее сортов. Техника ее производства сильно продвинулась вперед. Для производства бумаги служат и материалы, применение которых было совершенно неизвестно в старину. Так, огромное количество бумаги выделывается в настоящее время из древесины, т. е. древесной клетчатки, которую доставляют хвойные породы дерева; идет в дело и солома, но более ценным материалом все же остаются хлопок и лен.
Во многие сорта бумаги, кроме растительной клетчатки, входят: шпат, гипс, каолин, мел, свинцовые белила, водный глинозем, а также для маскировки желтого тона ее синие краски: ультрамарин и берлинская лазурь.
Японская бумага вырабатывается из клетчатки лыка шелковичного дерева.
Бумажная масса проклеивается и формуется в листы не только ручным способом, как то практиковалось в старину, но и машинным, вследствие чего поверхность ее приобретает различный вид зернистости.
Для проклейки бумаги употребляются мучной клейстер, крахмал, животный клей и желатина (причем последние всегда в соединении с квасцами), канифоль, растворенная в одном натре, требующая, кроме того, обработки бумаги квасцами. В старину бумага проклеивалась исключительно мучным клейстером, представляющим наилучший род клея для названной цели и который, к сожалению, все более и более в наше время вытесняется желатиной. Бумага, проклеенная желатиной, под влиянием сырости легко зацветает и покрывается грязными пятнами.
Кроме того, при производстве бумаги применяются многие химические вещества: едкий натр, обыкновенная известь, белильная известь, хлор, серная кислота, упомянутые, выше квасцы и т. п. Следы этих веществ часто остаются в готовой бумаге, и присутствие их не безразлично для покрывающих ее красок.
Акварель нуждается в безусловно хорошей бумаге, так как последняя служит для нее грунтом; вот почему необходима большая осторожность при выборе бумаги, от качеств которой в значительной степени зависит успешное выполнение живописи. Древесные и получаемые из соломы бумаги быстро коричневеют и чернеют на свету и потому совершенно непригодны для дела. Хлопковая бумага не обладает этим отрицательным свойством, но плохо моется и скоблится, и краски ложатся на ней очень неровно.
Единственно пригодной бумагой для акварели является чистая льняная бумага, в состав которой входит лишь волокно льна без всяких посторонних примесей. Только на такой бумаге получается правильная и ровная раскладка красок, которые к тому же приобретают и наибольшую яркость. Здесь, при надобности, можно смывать их, бумагу — скоблить, другими словами, легко делать поправки и необходимые исправления.
Для работы акварелью нужна плотная, высокого качества бумага.
Бумага с гладкой глянцевой поверхностью не годится: краски по ней скользят, а иногда собираются капельками, как на промасленной бумаге. Писчая бумага также непригодна: она быстро впитывает воду, легко портится.
Бумага, предназначаемая для акварели, должна:
- обладать безукоризненной белизной
- при смачивании водою не должна быстро всасывать ее
- не должна содержать в себе следов химических веществ, имевших применение при фабрикации ее.
Запасы бумаги следует хранить в сухом месте, подальше от пыли, в противном случае она так или иначе страдает от сырости и пыли, которая глубоко внедряется в поры бумаги и сильно грязнит ее.
Бумага для акварели изготовляется различных сортов. Наиболее популярен сорт бумаги под названием «ватман». Бумаге этой (белого цвета) придается различная зернистость. Но кроме белой бумаги можно пользоваться в акварели и тоновой бумагой, например желтоватого цвета, которая и применяется на практике.
Вырабатывается для акварельной живописи также специальный картон, который позволяет работать на нем без предварительной наклейки его на доску, так как он имеет достаточную толщину и не коробится. Картон этот носит название «бристольского» и имеет поверхность различной зернистости.
В последнее время вошло в моду писать акварели на непроклеенной бумаге, пользоваться щетинными кистями и т. п.
Знаете ли вы, какая бумага к какой технике письма лучше всего подходит?
Бумага, которая производится машинным способом, имеет три поверхности:
- грубую
- прессованную горячим способом
- прессованную холодным способом
Бумага с грубой поверхностью имеет ярко выраженные зазубрины или текстурность. Она хороша для создания зернистого эффекта, т.е. когда капли воды собираются в зазубринах бумаги.
Бумага, прессованная горячим способом, имеет гладкую поверхность, практически без шероховатостей. Краска на ней высыхает очень быстро, поэтому эта бумага идеально подходит для больших ровных нанесений или размывов краски.
Бумага, прессованная холодным способом, имеющая слегка выраженную текстурную поверхность, стоит где-то между бумагой с грубой поверхностью и бумагой, прессованной горячим способом. Это тот вид бумаги, который наиболее часто используется художниками-акварелистами.
Бумага одного производителя отличается от бумаги другой фирмы, поэтому имеет смысл поэкспериментировать не только с различными типами бумаги, но и с различными марками. Бумага для акварели маркируется по ее весу, который на этикетках обозначается либо в граммах на кв. метр, либо в фунтах на стопу бумаги.
Стандартная плотность бумаги, произведенной способом - это 190г/м2, 300 г/м2, 356 г/м2, 638 г/м2. Бумага меньше, чем 356 г/м2 должна быть вытянута прежде, чем использована, иначе она покоробится.
Небольшие советы:
- Бумага для акварели обычно белого цвета, хотя это вовсе необязательно (в мире производится так же акварельная бумага холодных и теплых оттенков различных цветов).
- Лучше всего для сохранности работы подходит бумага с нейтральной кислотностью, которая меньше жухнет и желтеет со временем.
Бумага, прессованная холодным способом, обычно маркируется на пачках надписью "not paper".
Бумага для акварели вырабатывается с зернистой поверхностью, напоминающей поверхность холста. Разработано несколько ее сортов — от мелкозернистой до грубой, похожей по своей структуре на мешковину.
Зернистая поверхность дает возможность краскам закрепиться прочными и ровными прозрачными наслоениями и довольно долго держит влагу в порах бумаги.
Лучшие сорта бумаги содержат высококачественный клей. Он создает благоприятный грунт и не только связывает волокна, но и способствует соединению краски с поверхностью бумаги.
Очень ценно, что даже при сильном увлажнении на поверхности ватмана не появляется складок, затрудняющих работу художника.
Не следует сразу писать на только что купленной бумаге. Она должна «отстояться», так как в ней содержатся масла и нужно время, несколько недель, чтобы они испарились. Неизвестный сорт бумаги требует продолжительной выдержки. Дешевая бумага, изготовленная из древесины, имеет ряд недостатков: она со временем желтеет, становится хрупкой, плохо выдерживает хранение в рулонах. Да и высококачественная бумага может пострадать от небрежного обращения — загрязняется, засаливается, перекашивается. Поэтому акварелисту лучше всего хранить бумагу в специальных папках.
Надо сказать, что некоторые дешевые сорта бумаги обладают и положительным качеством: приятной зернистой поверхностью, на которую легко ложится акварель.
Неплотная бумага, если она «отстоялась», позволяет писать только быстрые этюды с минимальным количеством наслоений.
Бумагу неплотную и плохо проклеенную нельзя чрезмерно увлажнять, так как размываются связующие вещества, нарушается ее фактура и нередко бумага начинает распадаться.
Каждый неизвестный сорт бумаги следует предварительно испытать: как она выдерживает влагу, можно ли равномерно наносить на нее краски.
Как приготовить бумагу для работы акварелью? Многие акварелисты предпочитают натягивать бумагу на деревянный подрамник или доску (часто на фанеру). Это делается обычно в тех случаях, когда работа предстоит длительная. Другие пользуются стиратором — специальным приспособлением для закрепления бумаги. Он состоит из двух, иногда трех рам, вкладываемых одна в другую.
Стиратор может быть и из одной рамы, надетой на доску. С обратной стороны стиратора находятся крючки или задвижки. Они скрепляют между собой его отдельные части после того, как между ними будет вложен лист влажной бумаги.
Накладывая на раму бумагу, старайтесь слегка растянуть ее в стороны. Затем энергично зажмите второй рамой и закрепите задвижками. Правильно натянутая бумага имеет гладкую поверхность, во время работы на ней не образуется складок.
Натягивают бумагу на подрамник не только увлажненную, но и сухую. Это зависит от сорта бумаги и от вкуса и привычек художника.
Недостаточно плотная бумага, если ее сильно увлажнить и натянуть на подрамник, может потерять при этом зернистость, которой так дорожат акварелисты. Краски на любой сильно отмоченной бумаге обычно жухнут, теряют свою яркость.
Толстую бумагу можно просто прикрепить к доске с помощью кнопок. Но и это требует навыка. Размер бумаги берется больше подрамника — к каждому краю надо прибавить толщину доски. Сначала загните бумагу с одной стороны и закрепите кнопкой. Потом загните с другой стороны и, слегка натянув, также закрепите. Теперь проделайте то же самое с двумя другими краями. При этом старайтесь натягивать бумагу от середины к углам. После этого подгибаются углы и также закрепляются кнопками.
Лучший подрамник — из легкой древесины, а кнопки — с длинным острием.
Многие акварелисты (чаще всего архитекторы) применяют особый прием натягивания бумаги, предназначенной для продолжительной работы.
Края бумаги они загибают кромкой вверх. Ширина кромки 2—3 сантиметра. Обратную сторону листа увлажняют с помощью губки или белой тряпки, но кромку надо оставить сухой. Затем обильно смачивается лицевая сторона бумаги, а края смазываются крахмальным клеем. Наконец бумагу прижимают и натягивают на подрамник или доску.
Неплотные сорта достаточно увлажнить только с обратной стороны. Высохнув, такая бумага будет иметь совершенно ровную поверхность.
|