НАСЫ́ЩЕННОСТЬ ЦВЕ́ТА — качество чистоты, ясности хроматического(цветового) тона. Определяется отсутствием примесей других тонов. Поэтому болеенасыщенными являются основные цвета спектра: красный, синий и желтый. Наименее насыщенны ахроматические тона — черный и белый, поэтому они обладают максимальной способностью поглощать тона хроматического ряда. Добавление в цветовой тон черного или белого снижает его насыщенность.
В технике живописи или росписи эквивалентамицветовых тонов являются краски. Следовательно, добавление в ту или иную краску черного либо белого пигмента снижает насыщенностьцветового тона, которая в данном случае называетсясветлотой. Белила увеличивают светлоту тона, но снижают его насыщенность (разбеливаюткраску), черная краска уменьшает светлоту, но также снижает насыщенность.
Соотношение пигмента и связующего веществакрасок меняет насыщенность цвета аналогичным образом. Например, увеличение количества воды вакварели или масла в масляной живописиразбеливает тон, увеличивая его светлоту, снижаетнасыщенность. Любое смешение красок также снижает насыщенность цвета. Поэтому старыемастера стремились избегать смешения красок, они пользовались чистыми пигментами, а для расширения палитры, получения оттенков применяли многократные лессировки. Подобная техника позволяла сохранять чистоту, сияние красок и насыщенность тона.
В эстетическом смысле насыщенность цветового тона определяет его выразительность, глубину, звучность; в художественном — значительность. Использование черных и белых красок приводит к "глухой живописи", снижению выразительности цвета.
СВЕТОСИ́ЛА — качество материала изобразительного искусства, коррелирующее (соответствующее) насыщенности цвета в природе. Чаще всего этот термин относят к отражающей способности красок и красочного слоя вживописи. В целом светосила красок значительно слабее цвета в природе. Это различие лежит в основе творческого подхода к изображению путем установления необходимого отношения тонов.
|