АКВАРЕЛЬНЫЕ КРАСКИ
Характерные особенности акварельных красок
В наше время изготовляется несколько видов акварельных красок:
1) твердые краски, имеющие вид плиток различной формы,
2) мягкие краски, заключаемые в фаянсовые чашечки,
3) медовые краски, продающиеся, подобно темпере и масляным краскам, в оловянных тюбиках.
Описания характерных к особенностей акварельных красок даны в соответствии с "Каталогом-справочником" Ленинградского завода художественных красок. Каталог составлен работниками завода под редакцией главного инженера завода Б. В. Дмитриева (Л., 1964).
Акварельные краски относятся к группе клеевых красок. Название «акварель» происходит от латинского слова «аква» - вода, так как рода является растворителем для этого вида красок.
Связующим акварельных красок являются растительные прозрачные клеи - гуммиарабик и декстрин, легко растворимые водой; кроме того, мед, глицерин, сахар-леденец, воск и некоторые смолы, преимущественно смолы-бальзамы. Назначение последних состоит в том, чтобы придавать краскам способность не так легко размываться по высыхании, в чем безусловно нуждаются те из них, которые содержат в своем составе слишком большое количество меда, глицерина и т. п.. Акварельные краски содержат также пластификатор в виде глицерина и инвертированного сахара, что делает их пластичными. Глицерин удерживает влагу, не дает краскам пересыхать и становиться хрупкими. В акварельные краски вводится и поверхностно-активное вещество - бычья желчь, позволяющая легко разносить краску по бумаге, так как желчь препятствует скатыванию красок в капли. Для предотвращения разрушения красок плесенью в них вводятся антисептик - фенол.
Акварель - единственный вид красок, отличающийся особой прозрачностью, чистотой и яркостью цвета. Это достигается не только чистотой применяемых материалов, но и высокой дисперсностью пигментов, получаемой специальным перетиранием порошков.
В тех случаях, когда необходима непрозрачность, матовость красок, пользуются смесью акварельных красок с соответствующими гуашевыми или краски разводят на мыльном растворе.
Краски следует хранить в сухом, проветренной помещении. Не допускается хранение акварельных красок при температуре ниже 0° и выше 30°.
- *** Очень светостойкие краски (6 баллов) помечаются на тубе тремя краевыми звездочками;
- ** Светостойкие (4 балла) - на тубе 2 черные звездочки;
- * Умеренно светостойкие (3 балла) - на тубе 1 черная звездочка.
Охра светлая
Краска холодного тона, прозрачная, но несколько глуховатого оттенка. Большим достоинством охры светлой является то, что при высыхании она сливается с бумагой и становится Шелковистой.Охра светлая относится к высокосветостойким краскам. Светостойкость - 5 баллов. Охру не рекомендуется разводить в железной посуде, это вызывает ее позеленение.
Кадмий лимонный
Специфической особенностью краски является ее матовость в любом по интенсивности слое накраски, приближающаяся к гуаши, хотя по прозрачности и цветовой насыщенности краска на гуашь не похожа. Светостойкость - 4 балла.
Кадмий желтый
Краска аналогична кадмию лимонному, но более прозрачна. Светостойкость - 5 баллов.
Сиена натуральная
Краска желто-коричневого цвета. По своим свойствам аналогична охре светлой, но обладает большей световой насыщенностью. Светостойкость - 5 баллов.
Золотисто-желтая "ЖХ"
Представляет собой органический краситель. Краска очень прозрачная, теплого тона. Хорошо разносится по бумаге. Накраска отличается шелковистостью. При добавлении к краске травяной зеленой или голубой "ФЦ" можно получить оттенок индийской желтой. Светостойкость - 4 балла.
Кадмий оранжевый
Фактура краски аналогична фактуре кадмия лимонного и желтого, но более прозрачна, чем у этих красок. Специфической особенностью этой краски является возникновение агломерации (агломерация - связывание межу собой частиц пигмента) при избыточном количестве воды. Агломерация пигмента затрудняет равномерность накраски. Для предупреждения ее следует для разведения краски пользоваться незначительным количеством воды. Светостойкость - 5 баллов.
Охра красная
Краска красно-коричневого цвета отличается высокой прозрачностью; в тонких слоях дает мягкий желтовато-коричневый оттенок; легко разносится по бумаге и хорошо смывается. Светостойкость - 5 баллов.
Сиена жженая и железная красная
Обе красно-коричневые интенсивные краски, отличаются друг от друга - тем, что сиена жженая имеет теплый тон, а железная красная - холодный, что особенно заметно в наиболее тонких накрасках. Светостойкость - 5 баллов.
Алая
Одна из очень прозрачных интенсивных красок ярко-красного цвета, имеет теплый тон с киноварным оттенком. Следует обратить внимание на то, что эта краска при разведении быстро насыщает кисть. Работать алой краской следует осторожно, так как интенсивно окрашенные поля накраски с трудом смываются с бумаги. Светостойкость - 3 балла.
Краплак красный
Одна из очень интенсивных красок красно-малинового цвета. На кисть эта краска набирается быстро, по бумаге разносится ровный слоем. Нанесенную краску трудно смыть с бумаги. Работать краплаком следует осторожно. Светостойкость - 3 балла.
Кармин
Очень интенсивная краска красно-малинового цвета, прозрачная, более холодного оттенка, чем краплак. По своим свойствам кармин аналогичен краплаку красному. Светостойкость - 3 балла.
Краплак фиолетовый
Фиолетово-красная краска. По своим свойствам эта краска аналогична краплаку, красному. Светостойкость - 2 балла. Краплак фиолетовый под действием ультрафиолетовых лучей приобретает коричневый тон. Светостойкость - 2 балла.
Ультрамарин
Краска из группы синих, наиболее теплого тона. Специфической особенностью ультрамарина является его склонность к агломерации при разведении незначительным количеством воды. В связи с этим при работе ультрамарином рекомендуется разводить краску дождевой или дистиллированной водой, что несколько понижает ее агломерацию и не создает точечности в накраске. Светостойкость - 3 балла.
Кобальт синий
Свеженанесенная краска имеет нежный синий цвет, краска неинтенсивная, неравномерно разносится по бумаге; при сильном разведении водой склонна к незначительной коагуляции с выпадением хлопьев. Кобальт синий со временем (как на свету, так и в темном месте) склонен к позеленению и потемнению, что вызывается пожелтением бумаги.
Голубая "ФЦ" (фталоцианиновая)
Очень интенсивная синяя краска холодного тона. При легком соприкосновении влажной кисти с разведенной краской последняя быстро набирается на кисть; по бумаге разносится равномерно. При нанесении насыщенных слоев рекомендуется работать осторожно, так как краска трудно смывается с бумаги. Светостойкость - 4 балла.
Изумрудно-зеленая и зеленая травяная
Очень интенсивные зеленые краски, отличаются вышкой прозрачностью. Краски - разные по цвету, но аналогичны по своим свойствам. Обе хорошо разносятся и размываются на бумаге. Специфическая особенность их - неполная смываемость, в связи с чем работать этими красками следует очень осторожно. Светостойкость - 4 балла.
Перманент зеленый
Очень насыщенная ярко-зеленая краска, самая теплая из группы зеленых красок. Имеет высокую прозрачность, по бумаге разносится равномерно; смывается с бумаги хорошо; на кисть краска набирается быстро. Светостойкость - 4 балла.
Умбра натуральная и умбра жженая
Умбра натуральная - холодного (табачного) оттенка; умбра жженая-теплого (шоколадного) оттенка. Краски полупрозрачные; удовлетворительно насыщают кисть и удовлетворительно смываются с бумага. По цвету и фактуре несколько глуховаты. Светостойкость - 5 баллов.
Марс коричневый
Краска теплого тона, но более холодная, чем умбра жженая. Краска прозрачная и интенсивная; разносится, размывается и смывается с бумаги хорошо. Светостойкость - 5 баллов.
Сепия
Специфической, особенностью этой краски является некоторое ее цветовое изменение. В насыщенном слое она темно-коричневая с холодным оттенком, в тонких лессирующих слоях - коричневато-серая, размывается, разносится по бумаге хорошо. Светостойкость- 5 баллов.
Ганза лимонная, ганза желтая, литоль оранжевая
Все краски имеют яркий чистый цвет, оттенки от лимонно-желтого до ярко-оранжевого. Краски отличаются интенсивностью, полупрозрачны, легко набираются на кисть; по бумаге разносятся ровным слоем. Светостойкость - 4 балла.
Киноварь (имитация)
Краска очень яркая и чистая, цвет - оранжево-красный; на бумагу ложится равномерно (без полос и хлопьев), что дает возможность размывать ее с переходами от интенсивных до весьма слабо окрашенных слоев. С бумаги краска смывается хорошо, оставляя едва заметные следы. Светостойкость - 4 балла.
Лак розовый
Ярко-розовая краска холодного оттенка, отличается -чистотой и насыщенностью по тону. Краска интенсивная, прозрачная, легко набирается на кисть. При нанесении тонким слоем ее следует разводить большим количеством воды. На грунт и бумагу краска наносится равномерно. При смывании с бумаги оставляет след. Светостойкость - 3 балла.
Тиоиндиго красная
По цвету краска близка к краплаку красному светлому, отличается от него большей теплотой тона; интенсивная; прозрачная. Светостойкость - 4 балла.
Лак фиолетовый
Интенсивная краска холодного тона, полупрозрачная, легко размывается и равномерно разносится по бумаге; при смывании с бумаги оставляет слабо окрашенный след. Светостойкость - 3 балла.
Антрахиноновая синяя
Прозрачная синяя интенсивная краска холодного оттенка; хорошо размывается и разносится по бумаге; смывается удовлетворительно. Светостойкость - 4 балла.
Индиго
Интенсивная прозрачная краска, цвета от синевато-черного оттенка в плотных слоях накраски до голубовато-серого - в тонких. Краска легко набирается на кисть; по бумаге разносится равномерно; смывается с бумаги удовлетворительно. Светостойкость - 2 балла.
Лазурь железная
Интенсивная, яркая прозрачная краска глубокого синего тона; легко размывается и равномерно разносится по бумаге. Смывается с бумаги не вполне удовлетворительно, оставляет слабо окрашенный след. Светостойкость - 2 балла.
Тиоинднго коричневая
Интенсивная краска красно-коричневого цвета; прозрачная, хорошо размывается на бумаге. В плотных слоях краска склонна к агломерации частиц пигмента, но без расслаивания. При смывании водой оставляет слабо окрашенный след. Светостойкость - 4 балла.
Нейтральная черная
Краска отличается большой прозрачностью, но не обладает чрезмерной интенсивностью сажи газовой; имеет большую цветовую насыщенность в плотных слоях, чем кость жженая. Размывается, разносится и смывается с бумаги хорошо. Светостойкость - 3 балла.
|