Art Gallery

Портал для творческих людей   [email protected]   8-908-796-75-65 / 1win

 

Поиск по сайту

Сейчас 55 гостей онлайн

Мы в контакте

Новости СМИ2

Спектр PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 5
ХудшийЛучший 
Цветоведение

СПЕКТР

 

СПЕКТР, СПЕКТРАЛЬНЫЕ ЦВЕТА (франц. spectre, от лат. spectrum — "представление, образ", от spectare — "смотреть, созерцать, рассматривать") — в общем смысле — совокупность всех значений какой-либо величины.

В теории изобразительного искусства, в частности в колористике (науке о восприятии цвета), спектром называют полную шкалу зрительно воспринимаемого диапазона колебаний электромагнитного поля. Глаз человека видит такой спектр как определенную последовательность тонов хроматической гаммы: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Иначе спектральные цвета называют семью цветами радуги, поскольку в соединении они составляют белый дневной свет.

Основные цвета спектра. Спектр, получающийся при дисперсии света.

В 1664 г. знаменитый английский ученый И. Ньютон (1643—1727) первым с помощью стеклянной треугольной призмы расщепил белый свет на составляющие семь тонов. Он же придумал термин "спектр". Ньютон объяснял природу света механически. Согласно его теории, источник света испускает мельчайшие частицы, которые и воспринимает глаз человека.

Солнечные лучи, преломляясь, например при прохождении сквозь капельки воды в атмосфере, могут образовать радугу на небе. Крайние тона — красный и фиолетовый, согласно современным научным представлениям, граничат с невидимой частью спектра, соответственно инфракрасными и ультрафиолетовыми лучами.


Белый цвет можно получить из спектральных тонов только оптическим соединением, смешение соответствующих красок из-за неизбежных примесей дает грязный тон. Грязный тон, аналогично музыкальному, получается при неправильном и непропорциональном смешении спектральных цветов. Все тона хроматической гаммы делятся на теплые и холодные, основные (красный, синий, желтый) и производные (получающиеся от их соединения). Гармонизация, или темперация, хроматического ряда и, соответственно, эстетика цвета основана на принципе дополнительности.

Известно, что причина многообразия спектральных цветов заключается в длине световой волны. Световая волна определенной длины вызывает ощущение строго определенного цвета.

Так, волна с длиной 700 нм вызывает ощущение красного цвета, волна с дли­ной около 400 нм — ощущение фиолетового цвета. В промежутке между длинными и короткими волнами располагаются волны, вызывающие ощущения всех остальных цветов полного спектра.

Но спектральные цвета — только ничтожная часть всех видимых цветов вообще. Причина разнообразия всех видимых цветов — серых, коричневых, оливковых, розовых, пурпурных и т. д. — значительно сложнее. В противоположность тому, что думали теоретики импрессионизма,спектральные цвета — это редкое явление, вызываемое разложением светового луча при прохождении через преломляющие среды. Мы видим спектральные цвета в радуге, каплях росы, на гранях хрусталя. Но большая часть красок природы — зелень листвы и цвет кирпичной стены, цвет розы и даже цвет неба — не спектральные цвета. Как ни просто ощущение цвета и в этих случаях, физическая причина его сложнее: здесь действует не излуче­ние с одной длиной волны, а целая сумма излучений. Здесь действует неразложенный на свои составляющие спектр излучения. Сложный спектр скрыт за про­стым впечатлением от него.

Неразложенный луч солнечного света также вызывает ощущение  простого цвета, но и его«спектр» остается при этом скрытым. Мы называем цвет солнеч­ного луча белым по тому впечатлению, которое он на нас производит. Однако именно пространственное разложение солнечного луча приводится в учебниках физики как образец полного спектра.

Ультрафиолетовое и инфракрасное излучения также действуют на глаз, но не вызывают зрительных ощущений. Это «невидимый» свет.

 


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2022 - Шедевры Омска. Все права защищены.