РУССКИЙ ОРНАМЕНТ
Во время раскопок на местах древних поселений археологи находят различные предметы быта: вещи домашнего обихода и украшения, орудия труда и боевое оружие. На многих из них сохранялись изображения людей и животных, геометрические фигуры, составляющие порой затейливый рисунок. Только ли стремление к красоте нашло отражение в этом узорочье? Или древний орнамент имеет еще какое-то значение?
Орнамент, донесенный до нас архелогическим материалом, складывался веками, а порой и тысячелетиями. И конечно, дело не только в извечной тяге человека к красоте. Все гораздо сложнее. Многие мотивы связаны с мировоззрением наших далёких предков и имели для них вполне определенное значение. Так, горизонтальная волнистая линия обозначала воду. Та же линия, повернутая вертикально, — уже дождь, столь необходимый земледельцу. С помощью креста, или круга со вписанным крестом, или нескольких перекрещивающихся линий изображали солнце, огонь.
Но суть не в отдельных элементах орнамента, которые используем в декоративном искусстве и мы. Главное — в сочетании этих фигур, являющихся как бы иероглифами. Перед нами система письменности, только очень своеобразная. Недаром глагол «писать» имеет два значения: можно писать письмо, а можно — картину. В древности человек еще не знал такого различия. Составляя свои узоры, древний художник тем самым писал целые фразы —заклинания, в магическую силу которых он верил.
Вот глиняный сосуд, которому пять тысяч лет. На нём — настоящая «картина» мира: небо с запасами воды, текущие по «воздуху» дождевые струи, земля с растениями и точечками семян. Этим рисунком древний земледелец как бы говорил: «Пусть пойдет дождь!»
Глядя на орнамент, мы можем понять, как этот человек воспринимал природу, представлял устройство мира. Он не знал, что дождевые тучи образуются из земных испарений. Где-то над землей, считал он, расположена твердь - голубой купол, выше которого находятся водные запасы. Иногда они проливаются на землю дождем. Когда быть дождю — зависит от божества, к которому хлебопашец обращался с молением. Видите, как много может рассказать орнамент. Поистине это язык тысячелетий.
Удивительный мир образов, словно пришедших из народной сказки, окружал русского крестьянина совсем еще недавно — на рубеже XIX и XX веков. Жил он в доме, увенчанном резным конем, с оконных наличников смотрели на него русалки, драконы, Павы-птицы. В доме тоже многое показалось бы нам необычным. И на полотенцах, что висят по стенам, и на подзорах кроватей, на прялках и на посуде — всюду украшения из крестов и ромбов, женские фигурки — то держащие под уздцы коней, то с птицами в поднятых руках... Какова история этих таинственных образов? Как связаны они с народными представлениями о земле и человеке, живущем на ней?
Декоративному искусству русской деревни не одна сотня лет. Правда, в руках у нас, как правило, материалы конца прошлого — начала нынешнего века. Однако и крестьяне — современники Петра Великого, и крестьяне времен Ярослава Мудрого украшали свой быт, по сути дела, одними и теми же узорами.
Взять, например, вышивку. На северорусских полотенцах часто можно встретить изображение женщины, держащей под уздцы коней. Или женщины с воздетыми вверх руками, а по обе стороны от нее изображены птицы. Каково содержание этих образов? Ответить на вопрос будет проще, если вспомнить, что подобная композиция встречается еще на праславянских вещах VII века до н. э. Женщина с поднятыми руками обращена к солнцу, а по бокам — лебеди, как бы влекущие светило по небу. Прошло почти три тысячи лет, а образ сохранился! Он перекликается и с сюжетом античного мифа о том, как лебеди Аполлона тянут по небу солнечную колесницу. Очевидно, перед нами отражение представлений древних славян о какой-то богине весны. Может быть, той самой Ладе, о которой поют: «Ой, Ладо, дай-до, Ладо...»
Итак, перед нами миф, вышитый на холсте. Точнее, отголосок какого-то древнего, неведомого нам мифа. Таково, по сути, и все русское народное искусство недавнего прошлого. Образы его восходят к глубокой древности, когда люди совсем не так, как мы теперь, без опоры на завоевания науки, осмысляли мир. И не только осмысляли, но и пытались своим искусством воздействовать на него. Ведь что такое миф? Это поэтическое восприятие природы, неотделимое от заклинания сил, которые, по мнению людей средневековья, ею управляли. Русский человек той поры ощущал себя необходимой частью мироздания (миро-здания — вдумайтесь в изначальный смысл слова). Обращение, а значит, и приобщение к могущественным силам природы было для него делом жизненной важности, глубоко духовным актом. Поэтому в изготовление того или иного предмета быта, в его украшение мастер вкладывал всю душу. И, что не менее важно, в своих произведениях он отражал свое представление о мире, творил как бы «модель» познанного им мира.
Примером такого отражения большого мира вселенной в малом мире повседневного быта может служить народная одежда. Подол женской рубахи и юбка-панева часто были украшены тканым либо вышитым орнаментом, содержащим древние идеограммы земли, засеянного поля - квадратики с точками посредине. На рубахах выше пояса - веточки, цветы, условные изображения растений. Все эти узоры выражают идею земли, плодоносящей почвы.
Верхняя часть костюма всегда связана с образом неба. Потому многие русские наименования женских головных уборов восходят к названиям птиц - существ, как бы связывавших землю и небо: кичка (утка), сорока, кокошник (от «кокошь» — курица). На челе уборов очень часто изображались солнце, звезды и композиции, связанные с небесным «ярусом» мира. К кокошнику на лентах прикреплялись «пушки» - шарики из птичьего пуха, висящие у висков или над плечами. Эти вертикальные ленты, иногда сплошь затканные бисером, могут выражать идею дождя — небесной влаги, необходимой пахарю. Все это можно было увидеть еще в прошлом веке. В Киевской Руси цепочки-рясны, свисавшие с кокошника, завершались подвесками-колтами с изображениями птиц или фантастических крылатых дев (сиринов, русалок), тоже связанных с дождем.
Серебряные плетеные пояса древнерусских женщин были украшены на концах (свисавших до колен) головами ящеров, символизирующих нижний — подземно-подводный мир. Таким образом, одетая в праздничный наряд русская княгиня XII столетия или крестьянка XIX века представляли собой как бы модель вселенной.
А жилище крестьянина? Рассмотрите повнимательнее городецкий наличник прошлого века. Наверху, над полукругом «небосвода», показаны три солнца: утреннее, полуденное и вечернее. Ниже солнечного хода, над самым оконным проемом изображены «рощения» с сидящими на ветвях птицами. Внизу, под окном, — русалка-берегиня (от слова «беречь», «оберегать») и ящерообразные львы. Человек, смотревший из своего дома в такое окно, оказывался как бы в центре мироздания. Над ним были птицы, кроны деревьев и солнце, идущее по небосводу, а под ним — фантастические существа, олицетворение водной, глубинной стихии.
Очень полно средневековое восприятие мира отразилось в убранстве русской прялки. С глубокой древности с прялкой и нитью человечество связывало представления о жизни. Например, у южных славян существовал миф о богине Срече - красивой девушке, прядущей золотую «нить жизни». Считалось, что Среча заботится о нивах, о стадах, помогает человеку в борьбе со злом. Это удача, добрая судьба. Ей противостоит злая судьба — Несреча, о которой говорили, что она «танко преде», то есть прядет нить, которая легко может оборваться. Первое, что обращает внимание на прялке, — это обилие солярных (солнечных) знаков. Простейшая схема узора такова: в верхней половине лопатки изображается огромное солнце. Под ним, в нижней половине, — прямоугольник земли, пашни (иногда представленной древней идеограммой: косопоставленный квадрат разделен на четыре части, внутри каждого деления — точка). А еще ниже, на шейке прялки, опять солнце, теперь уже «подземное».
В простейшем виде здесь представлена геоцентрическая гипотеза, согласно которой Земля неподвижно покоится в центре мира, а небесные светила движутся вокруг нее.
Обилие солярных знаков нельзя расценивать только как излюбленный декоративный прием. Система их расположения говорит о более глубоком значении этих образов, выражающих идею вселенной в целом. Дневной и ночной бег солнца по краям прялки, вокруг кудели, из которой прядется «нить жизни», составляет неотъемлемую часть того комплекса представлений, которые уже в незапамятные времена сделали прялку средоточием размышлений о круговороте мира и о человеческой жизни.
За последние столетия ритм жизни человечества неизмеримо вырос, особенно в нашем веке. Исторические изменения, которые в иные времена заняли бы сотни лет, совершаются сейчас буквально на наших глазах. Искусство, о котором мы говорим, возникло и достигло своего зенита, когда человечество еще не «торопилось» жить. Многие поколения жили тогда в рамках одной формации, одной культуры. Чтобы выработалась традиция (ведь культура — это прежде всего традиция), требовались века. От поколения к поколению она укоренялась в сознании людей, была освящена многовековым прошлым.
Русская деревня исстари жила землей. Земледельческий уклад породил не только идею «небесной воды», но и сельскохозяйственную обрядность вообще. Основой этих обядов был аграрный цикл: земля - семена - новые колосья. Существование землепашца неотделимо от годичного круга солнца: весна и лето были связаны с представлением о жизни природы, зима же олицетворяла ее смерть. И засеянная хлебом нива, колосящаяся под лучами летнего солнца, была в сознании народа своеобразным синонимом понятия счастья. Этим и жила на протяжении многих веков наша Россия.
Подобному мировосприятию соответствовала и образная система народного искусства очень цельная и тонко разработанная. О некоторых элементах ее мы уже говорили, нужно только добавить несколько слов о растительном узоре. Основное значение его - прославление жизненной силы природы, хвала плодородию земли.
Шли века, менялась жизнь, и многое стиралось в памяти народа. На рубеже XIX —XX столетий даже вышивальщицы не знали смысла большинства повторяемых ими изображений. Тайна их, казалось, навсегда скрыта в веках. Но ничто не исчезает сразу и бесследно. Что-то хранят в памяти народные мастера и поныне, некоторые традиционные образы продолжают жить и в наши дни. Задача ученых - расшифровать их. Время от времени нам это удается.
Многие образы, связанные с народными поэтическими воззрениями на мир и природу, постепенно отходят в прошлое. На смену им приходит новая эмблематика — общественная и государственная. Но нет ли среди древних символов «вечных», отвечающих и сегодняшним и завтрашним чаяниям людей?
Конечно, есть. Скажем, солнце — чем не пример «вечной» символики? Не заслоненное тучами небо, хорошая погода, свет, а не тьма, наконец, тепло — вот с какими представлениями связано в нашем сознании солнце. Потому с самого детства оно становится для человека символом хорошей, светлой, обогретой жизни. Он будет понятен людям всегда, поэтому древняя символика полностью не умрет. Может получиться даже наоборот: старые символы по мере их разгадывания обретут как бы вторую жизнь.
Произведения народного творчества заняли достойное место в сокровищнице мирового искусства. Они бережно хранятся в музеях, экспонируются на выставках, публикуются в научных статьях и художественных альбомах.
Народное искусство выработало немало ценных художественных принципов. Скажем, пропорциональность частей, гармоничность их расположения относительно друг друга. Возьмите ромбический узор - может быть, древнейший, зародившийся еще во времена палеолита -в XII—X тыс. до н. э. Простенький орнамент как будто... и в то же время какое в нем совершенство! Народное искусство, как и природа, отбирает только лучшее и отбрасывает лишнее. И лучшее шлифует столетиями, создавая действительно совершенное произведение. Так же и орнамент отрабатывался сотнями поколений. И в результате стал таким, что сразу действует на человека своей волшебной красотой и гармонией.
У древнего орнамента замечательное прошлое и не менее интересное будущее. Конечно, необходимо искать новые формы вещей и новые узоры. Поиски эти бывают удачными, но, к сожалению, не всегда. Нужны подлинный талант и тонкий вкус, чтобы из современных элементов составить красивый узор. А вкус, кстати, оттачивается и вдумчивым изучением уроков народного искусства.
Могут быть использованы сегодня и сами старые образы. Надо лишь правильно понимать их и с чувством меры применять. Обои, ковры, занавеси, скатерти, покрывала, полотенца — здесь всюду широко можно использовать народные мотивы. Не нужно только слишком буквально, примитивно копировать вещи старого быта.
Но бывает и обратное. Загляните в магазин сувениров - не все там порадует вас. Сейчас в моде резные и расписные прялки. Но делают их не так, как прежде: искажают полную глубокого смысла композицию, выбрасывают важнейшие элементы орнамента. И почему именно прялку сделали сувениром - вещь, практически отжившую в городе свой век? В старом декоративно-прикладном искусстве как раз не было праздных вещей: каждая и нарядна, и необходима человеку. Бездумное и бездушное отношение порочит идею обращения к художественному наследию родного народа.
Язык орнамента надо понимать. Хотя бы в некоторых пределах. Разглядывая загадочные узоры, воспроизводя их в альбомах, можно проникнуть в секрет владычества орнамента над нашими чувствами — в тайну красоты. А во вдумчивом постижении замысла древнего художника скажется связь поколений.
Искусство орнаментации издавна придавало простым бытовым предметам более глубокий смысл.
|