На протяжении многих веков, для построения гармоничныхкомпозицийхудожники пользуются понятием"Золотое сечение".
Внаше время трудно поверить, что лирическое начало художественного творчества может свободно уживаться с точной наукой. Однако выдающиеся мастера былых эпох, в первую очередьантичностииВозрождения, постоянно стремились проверить алгебройгармонию, обуздать (а значит - и обогатить) творческие эмоции точным, почти математически достоверным расчетом. Ни один шаг в их работе не обходился без опоры на учение опропорциях, которое, например, при построении человеческих фигур формулировалось в виде точных таблиц идеальных соотношений.
В дошедшей до насантичнойлитературе деление отрезка в крайнем и среднем отношении (ἄκρος καὶ μέσος λόγος) впервые встречается в «Началах» Евклида (ок. 300 лет до н. э.), где оно применяется для построения правильного пятиугольника.
Принято считать, что понятие озолотом деленииввел в научный обиход Пифагор, древнегреческий философ и математик (VI в. до н.э.). Есть предположение, что Пифагор свое знаниезолотого деленияпозаимствовал у египтян и вавилонян. И действительно,пропорциипирамиды Хеопса, храмов,барельефов, предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона свидетельствуют, что египетскиемастерапользовались соотношениямизолотого деленияпри их создании.
Французский архитектор Ле Корбюзье нашел, что врельефеиз храма фараона Сети I в Абидосе и врельефе, изображающем фараона Рамзеса,пропорциифигур соответствуют величинамзолотого деления. Зодчий Хесира, изображенный нарельефедеревянной доски из гробницы его имени, держит в руках измерительные инструменты, в которых зафиксированыпропорциизолотого деления.
Греки были искусными геометрами. Даже арифметике обучали своих детей при помощи геометрических фигур. Квадрат Пифагора и диагональ этого квадрата были основанием для построения динамических прямоугольников.
Платон (427...347 гг. до н.э.) также знал озолотом делении. Его диалог «Тимей» посвящен математическим иэстетическимвоззрениям школы Пифагора и, в частности, вопросамзолотого деления.
В фасаде древнегреческого храма Парфенона присутствуютзолотые пропорции. При его раскопках обнаружены циркули, которыми пользовались архитекторы и скульпторы античного мира. В Помпейском циркуле (музей в Неаполе) также заложеныпропорциизолотого деления.
В дошедшей до насантичнойлитературезолотое делениевпервые упоминается в «Началах» Евклида. Во 2-й книге «Начал» дается геометрическое построениезолотого деления.После Евклида исследованиемзолотого делениязанимались Гипсикл (II в. до н.э.), Папп (III в. н.э.) и др. В средневековой Европе сзолотым делениемпознакомились по арабским переводам «Начал» Евклида. Переводчик Дж. Кампано из Наварры (III в.) сделал к переводу комментарии. Секретызолотого деленияревностно оберегались, хранились в строгой тайне. Они были известны только посвященным.
Впрочем, математика античности,средневековьяи Возрождения была лишена сухости иабстрактности: подробное учение осимволикечисел наделяло их философским, религиозным и дажеэстетическимсмыслом. Почетное место в ряду символических величин занималозолотое сечение, олицетворяющее равновесие знания, чувств и силы. Это иррациональное соотношение (0,618) возникает при делении отрезка на две неравные части, при котором весь отрезок относится к большей его части, как большая к меньшей. Открытие пропорций, видимо, принадлежит к заслугам древневосточной математики, античная же традиция связывает его с именем выдающегося математика VI века до н. э. Пифагора и его ученика Никомаха. Знакомство с золотым сечением сыграло немалую роль в работе античных архитекторов и скульпторов. Будет интересно узнать правило, наглядно прослеживающееся в древнегреческихстатуях: при делении туловища человека в соответствии с золотым сечением легко найти уровень пупа и локтя, при повторном делении двух отрезков в противоположных направлениях обнаруживается высота колена и нижний уровень шеи.
В средние века изучение золотого сечения обогатилось работами Леонардо Пизанского, прозванного Фибоначчи,— выдающегося итальянского математика XIII века. Создав бесконечный ряд, в котором каждое следующее число является повторением двух предыдущих (1, 2, 3, 5, 8, 13, 21...), он установил, что соотношение соседних чисел близко к пропорции золотого сечения. Замечательными свойствами обладает прямоугольник, стороны которого соответствуют числам Фибоначчи. При его делении на квадрат и другой прямоугольник последний сохраняет то же соотношение сторон. Выдающийся немецкий астроном XVI—XVII веков И. Кеплер сравнивал феноменальное воспроизведение пропорции самое себя со способностью Бога «творить подобное из подобного».
Хорошо известная в эпоху Возрождения, эта пропорция вплоть до середины прошлого столетия была почти забыта, и уже в нынешнем веке вновь изучена рядом ученых и архитекторов. Особую роль среди них сыграл французский зодчий Ле Корбюзье, создавший гак называемый модулор - систему деления человеческой фигуры на согласованные в золотом сечении отрезки от ступни до талии, от талии до затылка и от затылка до верхних пальцев поднятой руки.
...Старые мастера любили окутывать свои работы завесой тайны, и нередко замечательная пропорция оказывается путеводной нитью, позволяющей вторгнуться в богатый мир творческих замыслов художника. Однако распознать золотое сечение бывает порой очень непросто. Так, на картине крупного итальянского живописца и математика XV века Пьеро делла Франчески «Бичевание Христа» в мраморной плите пола, украшающей портик, обнаруживается сложный геометрический узор, который включен в систему линейной перспективы и потому воспринимается искаженным. Представив этот чертеж как вид сверху, получим прямоугольник, построенный с использованием золотого сечения: сочетание различных элементов чертежа заставляет вспомнить математические задачи Фибоначчи, прекрасно известные художнику. В итоге перед глазами зрителя предстает замечательная восьмиугольная звезда, которая обладает как художественной красотой, так и математическим совершенством. Обычный зритель никогда ее не увидит, а ученый-математик, который подойдет к картине с линейкой и внимательно изучит чертеж, неожиданно обнаружит «скрытую» красоту.
Пример многократного использования золотого сечения предлагает другой замечательный художник той же эпохи - Антонелло да Мессина - в знаменитой картине «Святой Себастьян». Эта пропорция, во-первых, лежит в основе трактовки тела святого. Но подлинные чудеса раскрываются при взгляде на изображения заднего плана. Воин в высокой шапке, видимо, такого же роста, как и Себастьян, держит копье, древко которого достигает его макушки. Очевидно, что согласно тому же стандарту изготовлено и другое копье, оказывающееся явно не по росту лежащему рядомичеловеку: его древко перекинуто между двумя уровнями высоты. Подробные вычисления, опирающиеся на пропорции человеческой фигуры и теорему Пифагора, а также учитывающие длинуобоих копий, обнаруживают, что плитки пола являются прямоугольниками, стороны которых находятся в золотом соотношении. И это неожиданно наталкивает на целую гамму прекраснозадуманных пропорций. Рост лежащего воина,который мы можем установить по длине его вытянутой вперед левой стопы, в соотношении с ростом Себастьяна даст квадратный корень золотогосечения — 0,79. И если святой является атлетомв 6 футов (1 м 80 см — 1 м 90 см), то лежащий воин оказывается карликом, достигающим 1 м 40 см - 1 м 50 см. Квадрат золотого сечения (0,38) создается отношением диаметра к высоте обломка колонны символа ранней смерти,лежащего на переднем плане. А если мы поставим обломок рядом с ногой Себастьяна, то он окажется на уровне его колена, что также связано с замечательной пропорцией. Богатая фантазия художника, соединенная с аналитической ясностью замысла, свидетельствует, что золотое сечение полностью оправдывает свое назначение, установленное еще в эпоху Пифагора,— создавать равновесие знания, чувств и силы.
Как и Антонелло да Мессина, Рафаэль не был ученым-математиком, но, подобно многим художникам той эпохи, обладал немалыми познаниями в геометрии. В знаменитой фреске «Афинская школа», где в храме науки предстоит общество великих философов древности, наше внимание привлечет группа Эвклида - крупнейшего древнегреческого математика, разбирающего сложный, чертеж. Хитроумная комбинация двух треугольников также построена в соответствии с пропорциейзолотого сечения: она может быть вписана в прямоугольник с соотношением сторон 5/8. Этот чертеж удивительно легко вставляется в верхний участок живописной архитектуры. Верхний угол треугольника упирается в замковый камень арки на ближнем к зрителю участке, нижний — в точку схода перспектив, а боковой участок обозначает пропорции пространственного разрыва между двумя частями арок. И не случайно в облике живописного Эвклида обнаруживается портрет друга Рафаэля, известного архитектора Браманте, участвующего в разработке проекта согласно тем математическим и художественным законам, которые установленыперсонажамифрескиучеными античного мира.
В эпоху Возрождения усиливается интерес кзолотому делениюсреди ученых и художников в связи с его применением как в геометрии, так и вискусстве, особенно вархитектуреЛеонардо да Винчи,художник и ученый, видел, что у итальянских художников эмпирический опыт большой, а знаний мало. Он задумал и начал писать книгу по геометрии, но в это время появилась книга монаха Луки Пачоли, и Леонардо оставил свою затею. По мнению современников и историков науки, Лука Пачоли был настоящим светилом, величайшим математиком Италии в период между Фибоначчи и Галилеем. Лука Пачоли был учеником художника Пьеро делла Франчески, написавшего две книги, одна из которых называлась «О перспективе в живописи». Его считают творцом начертательной геометрии.
Лука Пачоли прекрасно понимал значение науки дляискусства. В 1496 г по приглашению герцога Моро он приезжает в Милан, где читает лекции по математике. В Милане при дворе Моро в то время работал иЛеонардо да Винчи. В 1509 г. в Венеции была издана книга Луки Пачоли «Божественная пропорция» с блестяще выполненными иллюстрациями, ввиду чего полагают, что их сделалЛеонардо да Винчи. Книга была восторженным гимномзолотой пропорции. Среди многих достоинствзолотой пропорциимонах Лука Пачоли не преминул назвать и ее «божественную суть» как выражение божественного триединства бог сын, бог отец и бог дух святой (подразумевалось, что малый отрезок есть олицетворение бога сына, больший отрезок – бога отца, а весь отрезок – бога духа святого).
Леонардо да Винчитакже много внимания уделял изучениюзолотого деления. Он производил сечения стереометрического тела, образованного правильными пятиугольниками, и каждый раз получал прямоугольники с отношениями сторон в золотом делении. Поэтому он дал этому делению названиезолотое сечение. Так оно и держится до сих пор как самое популярное.
В то же время на севере Европы, в Германии, над теми же проблемами трудился Альбрехт Дюрер. Он делает наброски введения к первому варианту трактата о пропорциях. Дюрер пишет:
«Необходимо, чтобы тот, кто что-либо умеет, обучил этому других, которые в этом нуждаются. Это я и вознамерился сделать».
Судя по одному из писем Дюрера, он встречался с Лукой Пачоли во время пребывания в Италии. Альбрехт Дюрер подробно разрабатывает теорию пропорций человеческого тела. Важное место в своей системе соотношений Дюрер отводил золотому сечению. Рост человека делится в золотых пропорциях линией пояса, а также линией, проведенной через кончики средних пальцев опущенных рук, нижняя часть лица – ртом и т.д. Известен пропорциональный циркуль Дюрера.
Термин «золотое сечение» (goldener Schnitt) был введён в обиход Мартином Омом в 1835 году.
В последующие века правилозолотой пропорциипревратилось в академический канон и, когда со временем вискусственачалась борьба с академической рутиной, в пылу борьбы «вместе с водой выплеснули и ребенка». Вновь «открыто»золотое сечениебыло в середине XIX в. В 1855 г. немецкий исследовательзолотого сеченияпрофессор Цейзинг опубликовал свой труд «Эстетическиеисследования». С Цейзингом произошло именно то, что и должно было неминуемо произойти с исследователем, который рассматривает явление как таковое, без связи с другими явлениями. Он абсолютизировал пропорциюзолотого сечения, объявив ее универсальной для всех явлений природы иискусства. У Цейзинга были многочисленные последователи, но были и противники, которые объявили его учение о пропорциях «математическойэстетикой».
Цейзинг проделал колоссальную работу. Он измерил около двух тысяч человеческих тел и пришел к выводу, чтозолотое сечениевыражает средний статистический закон. Деление тела точкой пупа – важнейший показательзолотого сечения.Пропорциимужского тела колеблются в пределах среднего отношения 13 : 8 = 1,625 и несколько ближе подходят кзолотому сечению, чемпропорцииженского тела, в отношении которого среднее значение пропорции выражается в соотношении 8 : 5 = 1,6. У новорожденного пропорция составляет отношение 1 : 1, к 13 годам она равна 1,6, а к 21 году равняется мужской. Пропорциизолотого сеченияпроявляются и в отношении других частей тела – длина плеча, предплечья и кисти, кисти и пальцев и т.д.
Золотое сечениеможно найти и ванатомии.Законзолотого сеченияпросматривается в количественном членении человеческого тела, соответствующем числам ряда Фибоначчи. Примером может быть число костей туловища, черепа и конечностей. Так, в скелете туловища различают 3 костных системы: позвоночник, реберный его отдел и грудину. Грудина включает 3 кости (рукоятку, тело и мечевидный отросток). Позвоночник состоит из 33 (34) позвонков; от них отходят 12-13 пар ребер.
Мозговой череп состоит из 8 костей. В верхней и нижней челюстях с каждой стороны имеется по 8 альвеол и соответственно - корни 8 зубов.
Скелет верхней конечности состоит из 3 частей (плечевой, костей предплечья и костей кисти). Кисть включает 8 костей запястья, 5 пястных костей и кости 5 пальцев. Каждый палец, кроме большого, имеет по 3 фаланги. Таким образом, морфогенез кисти, включающей два соседних члена числового ряда Фибоначчи - в частности, 8 костей запястья и 5 костей пясти - приближается кзолотому сечению1.618, поскольку 8/5=1.6.
Сопоставляя длины фаланг пальцев и кисти руки в целом, а также расстояния между отдельными частями лица, также можно найти"золотые"соотношения.
Скульпторы утверждают, что талия делит совершенное человеческое тело в отношениизолотого сечения. Измерения нескольких тысяч человеческих тел позволили обнаружить, что для взрослых мужчин это отношение равно в среднем примерно 13/8 = 1,625, а для взрослых женщин оно составляет 8/5 = 1,6. Так чтопропорциимужчин ближе к"золотому сечению", чемпропорцииженщин (однако женщина в обуви на каблуках может оказаться ближе к "золотым" пропорциям). У новорожденногопропорциясоставляет отношение 1 : 1, к 13 годам она равна 1,6, а к 21 году у мужчин равняется 1,625.Пропорциизолотого сеченияпроявляются и в отношении других частей тела - длина плеча, предплечья и кисти, кисти и пальцев и т.д.
Деятельность сердца связана с периодической сменой двух противоположных, функционально дополняющих друг друга состояний сердечной мышцы - систолы (напряжения) и диастолы (расслабления). Установлено, что для каждого вида животных существует частота сердцебиений.
Справедливость своей теории Цейзинг проверял на греческихстатуях. Наиболее подробно он разработалпропорцииАполлона Бельведерского. Подверглись исследованию греческие вазы, архитектурные сооружения различных эпох, растения, животные, птичьи яйца, музыкальные тона, стихотворные размеры. Цейзинг дал определениезолотому сечению, показал, как оно выражается в отрезках прямой и в цифрах. Когда цифры, выражающие длины отрезков, были получены, Цейзинг увидел, что они составляют ряд Фибоначчи, который можно продолжать до бесконечности в одну и в другую сторону. Следующая его книга имела название «Золотое деление как основной морфологический закон в природе иискусстве». В 1876 г. в России была издана небольшая книжка, почти брошюра, с изложением этого труда Цейзинга. Автор укрылся под инициалами Ю.Ф.В. В этом издании не упомянуто ни одно произведениеживописи.
В конце XIX – начале XX вв. появилось немало чисто формалистических теории о применениизолотого сеченияв произведенияхискусстваиархитектуры. С развитиемдизайнаи техническойэстетикидействие законазолотого сеченияраспространилось на конструирование машин, мебели и т.д.
А. Эйнштейн, прочитавший книгу Корбюзье «Модулор», написал письмо архитектору, в котором есть замечательныеслова:
«Это гамма пропорций, которая делаетплохое трудным и хорошее легко достижимым».
Человек различает окружающие его предметы поформе. Интерес кформекакого-либо предмета может быть продиктован жизненной необходимостью, а может быть вызван красотойформы.Форма, в основе построения которой лежат сочетаниесимметрииизолотого сечения, способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты игармонии. Целое всегда состоит из частей, части разной величины находятся в определенном отношении друг к другу и к целому. Принципзолотого сечения– высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей вискусстве, науке, технике и природе.
Многие утверждают, что объекты, содержащие в себе «золотое сечение», воспринимаются людьми как наиболеегармоничные. Обычно такие исследования не выдерживают строгой критики. В любом случае ко всем этим утверждениям следует относиться с осторожностью, поскольку во многих случаях это может оказаться результатом подгонки или совпадения. Есть основание считать, что значимостьзолотого сечениявискусствепреувеличена и основывается на ошибочных расчётах. Некоторые из таких утверждений:
Пропорциипирамиды Хеопса, храмов,барельефов, предметов быта иукрашенийиз гробницы Тутанхамона якобы свидетельствуют, что египетские мастера пользовались соотношениямизолотого сеченияпри их создании.
Согласно Ле Корбюзье, врельефеиз храма фараона Сети I в Абидосе и врельефе, изображающем фараона Рамзеса,пропорциифигур соответствуютзолотому сечению. В фасаде древнегреческого храма Парфенона также присутствуютзолотые пропорции. В циркуле из древнеримского города Помпеи (музей в Неаполе) также заложеныпропорциизолотого деления, и т. д. и т. п.
Результаты исследованиязолотого сеченияв музыке впервые изложены в докладе Эмилия Розенова (1903) и позднее развиты в его статье«Закон золотого сечения в поэзии и музыке»(1925). Розенов показал действие даннойпропорциив музыкальных формах эпохиБароккои классицизма на примере произведенийБаха,Моцарта,Бетховена.
При обсуждении оптимальных соотношений сторон прямоугольников (размеры листовбумагиA0 и кратные, размеры фотопластинок (6:9, 9:12) или кадров фотоплёнки (часто 2:3), размеры кино и телевизионных экранов — например, 3:4 или 9:16) были испытаны самые разные варианты. Оказалось, что большинство людей не воспринимаетзолотое сечениекак оптимальное и считает его пропорции «слишком вытянутыми».
Начиная сЛеонардо да Винчи, многие художники сознательно использовалипропорции«золотого сечения». Российский зодчий Жолтовский также использовал золотое сечение в своих проектах.
Известно, что Сергей Эйзенштейн искусственно построил фильм «Броненосец Потёмкин» по правиламзолотого сечения.Он разбил ленту на пять частей. В первых трёх действие развивается на корабле. В двух последних — в Одессе, где разворачивается восстание. Этот переход в город происходит точно в точкезолотого сечения. Да и в каждой части есть свой перелом, происходящий по законузолотого сечения. В кадре, сцене, эпизоде происходит некий скачок в развитии темы:сюжета, настроения. Эйзенштейн считал, что, так как такой переход близок к точкезолотого сечения, он воспринимается как наиболее закономерный и естественный.
Другим примером использования правила «золотого сечения» в киноискусстве служит расположение основных компонентов кадра в особых точках — «зрительных центрах». Часто используются четыре точки, расположенные на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краёв плоскости.
Золотое сечение в скульптуре
Скульптурные сооружения, памятники воздвигаются, чтобы увековечить знаменательные события, сохранить в памяти потомков имена прославленных людей, их подвиги и деяния.
Известно, что еще в древности основускульптурысоставляла теорияпропорций. Отношения частей человеческого тела связывались с формулойзолотого сечения.
Пропорции“золотого сечения”создают впечатлениегармониикрасоты, поэтомускульпторыиспользовали их в своих произведениях.
Скульпторыутверждают, что талия делит совершенное человеческое тело в отношении“золотого сечения”. Так, например, знаменитаястатуяАполлона Бельведерского состоит из частей, делящихся позолотым отношениям. Великийдревнегреческийскульптор Фидий часто использовал“золотое сечение”в своих произведениях. Самыми знаменитыми из них былистатуяЗевса Олимпийского (которая считалась одним из чудес света) и Афины Парфенос.
Золотое сечение в архитектуре
В книгах о“золотом сечении”можно найти замечание о том, что вархитектуре, как и вживописи, все зависит от положения наблюдателя, и что, если некоторыепропорциив здании с одной стороны кажутся образующими“золотое сечение”, то с других точек зрения они будут выглядеть иначе.“Золотое сечение”дает наиболее спокойное соотношение размеров тех или иных длин.
Парфенон имеет 8 колонн по коротким сторонам и 17 по длинным. выступы сделаны целиком из квадратов пентилейского мрамора. Благородство материала, из которого построен храм, позволило ограничить применение обычной вгреческойархитектурераскраски, она только подчеркивает детали и образует цветной фон (синий и красный) дляскульптуры.Отношение высоты здания к его длине равно 0,618. Если произвести деление Парфенона по“золотому сечению”, то получим те или иные выступы фасада.
Другим примером изархитектурыдревности является Пантеон.
Известный русский архитектор М. Казаков в своем творчестве широко использовал“золотое сечение”.Его талант был многогранным, но в большей степени он раскрылся в многочисленных осуществленных проектах жилых домов и усадеб. Например,“золотое сечение”можно обнаружить вархитектурездания сената в Кремле. По проекту М. Казакова в Москве была построена Голицынская больница, которая в настоящее время называется Первой клинической больницей имени Н.И. Пирогова (Ленинский проспект, д. 5).
Еще одинархитектурныйшедеврМосквы – дом Пашкова – является одним из наиболее совершенных произведенийархитектурыВ. Баженова.
Прекрасное творение В. Баженова прочно вошло в ансамбль центра современной Москвы, обогатило его. Наружный вид дома сохранился почти без изменений до наших дней, несмотря на то, что он сильно обгорел в 1812 г.
При восстановлении здание приобрело более массивныеформы. Не сохранилась и внутренняя планировка здания, о которой дают представления только чертеж нижнего этажа.
Многие высказывания зодчего заслуживают внимание и в наши дни. О своем любимомискусствеВ. Баженов говорил:
“Архитектура– главнейшие имеет три предмета: красоту, спокойность и прочность здания... К достижению сего служит руководством знаниепропорции,перспектива, механика или вообще физика, а всем им общим вождем является рассудок”.
Золотое сечение в живописи
Каждый рисующий определяетотношениявеличин и, не удивляйтесь, отличает среди нихотношение«золотого - сечения».Такой характер зрительного восприятия подтверждается многочисленными опытами, проводившимися в разное время в ряде стран мира.
Немецкий психолог Густав Фехнер в 1876 г. провел ряд экспериментов, показывая мужчинам и женщинам, юношам и девушкам, а также детям нарисованные набумагефигуры различных прямоугольников, предлагая выбрать из них только один, но производящий на каждого испытуемого самое приятное впечатление.Все выбрали прямоугольник, показывающийотношениедвух его сторон впропорции«золотого сечения». Опыты иного рода продемонстрировал перед студентами нейрофизиолог из США Уоррен Мак-Каллок в 40-х годах нашего века, когда попросил нескольких добровольцев из числа будущих специалистов привести продолговатый предмет к предпочтительнойформе. Студенты некоторое время работали, а затем вернули профессору предметы. Почти на всех из них отметки были нанесены точно в районеотношения«золотого сечения»,хотя молодым людям совершенно не было ничего известно об этой «божественнойпропорции». Мак-Каллок потратил два года на подтверждение этого феномена, так как сам лично не верил, что все люди выбирают этупропорциюили устанавливают ее в любительской работе по изготовлению всевозможных поделок.
Интересное явление наблюдается при посещении зрителями музеев и выставокизобразительного искусства. Многие люди, сами не рисовавшие, с поразительной точностью улавливают даже малейшие неточности визображениипредметов вграфическихизображенияхи вживописныхкартинах. Это, вероятно, признакиэстетическогочувства человека, которое «не согласно» с разрушением гармонииформыипропорций. Не с таким ли требованием чувства прекрасного связывается феномен«золотойпропорции»(как только не называют этупропорцию—«божественной» «золотой» «золотым сечением», «золотым числом»)? Не зря, видно, во все века цивилизации человечества«золотаяпропорция»возводилась в ранг главногоэстетическогопринципа.
“Пусть никто, не будучи математиком, не дерзнет читать мои труды”.
Он снискал славу непревзойденного художника, великого ученого, гения, предвосхитившего многие изобретения, которые не были осуществлены вплоть до XX в. Нет сомнений, чтоЛеонардо да Винчибыл великим художником, это признавали уже его современники, но его личность и деятельность останутся покрытыми тайной, так как он оставил потомкам не связное изложение своих идей, а лишь многочисленные рукописные наброски, заметки, в которых говорится “обо всем на свете”. Он писал справа налево неразборчивым почерком и левой рукой. Это самый известный из существующих образец зеркального письма. ПортретМонны Лизы (Джоконды) долгие годы привлекает внимание исследователей, которые обнаружили, чтокомпозициярисунка основана назолотых треугольниках, являющихся частями правильного звездчатого пятиугольника.Существует очень много версий об истории этогопортрета. Вот одна из них. ОднаждыЛеонардо да Винчиполучил заказ от банкира Франческо де ле Джокондо написатьпортретмолодой женщины, жены банкира, Монны Лизы. Женщина не была красива, но в ней привлекала простота и естественность облика. Леонардо согласился писатьпортрет. Его модель была печальной и грустной, но Леонардо рассказал ей сказку, услышав которую, она стала живой и интересной.
Сказка
Жил-был один бедный человек, было у него четыре сына: три умных, а один из них и так, и сяк. И вот пришла за отцом смерть. Перед тем, как расстаться с жизнью, он позвал к себе детей и сказал: “Сыны мои, скоро я умру. Как только вы схороните меня, заприте хижину и идите на край света добывать себе счастья. Пусть каждый из вас чему-нибудь научится, чтобы мог кормить сам себя”. Отец умер, а сыновья разошлись по свету, договорившись спустя три года вернуться на поляну родной рощи. Пришел первый брат, который научился плотничать, срубил дерево и обтесал его, сделал из него женщину, отошел немного и ждет. Вернулся второй брат, увидел деревянную женщину и, так как он был портной, в одну минуту одел ее: как искусный мастер он сшил для нее красивую шелковую одежду. Третий сын украсил женщину золотом и драгоценными камнями – ведь он был ювелир. Наконец, пришел четвертый брат. Он не умел плотничать и шить, он умел только слушать, что говорит земля, деревья, травы, звери и птицы, знал ход небесных тел и еще умел петь чудесные песни. Он запел песню, от которой заплакали притаившиеся за кустами братья. Песней этой он оживил женщину, она улыбнулась и вздохнула. Братья бросились к ней и каждый кричал одно и то же: “Ты должна быть моей женой”. Но женщина ответила: “Ты меня создал – будь мне отцом. Ты меня одел, а ты украсил – будьте мне братьями.
А ты, что вдохнул в меня душу и научил радоваться жизни, ты один мне нужен на всю жизнь”.
Кончив сказку, Леонардо взглянул на Монну Лизу, ее лицо озарилось светом, глаза сияли. Потом, точно пробудившись от сна, она вздохнула, провела по лицу рукой и без слов пошла на свое место, сложила руки и приняла обычную позу. Но дело было сделано – художник пробудил равнодушнуюстатую; улыбка блаженства, медленно исчезая с ее лица, осталась в уголках рта и трепетала, придавая лицу изумительное, загадочное и чуть лукавое выражение, как у человека, который узнал тайну и, бережно ее храня, не может сдержать торжество. Леонардо молча работал, боясь упустить этот момент, этот луч солнца, осветивший его скучную модель...
Трудно отметить, что замечали в этомшедевреискусства, но все говорили о том глубоком знании Леонардо строения человеческого тела, благодаря которому ему удалось уловить эту, как бы загадочную, улыбку. Говорили о выразительности отдельных частей картины и опейзаже, небывалом спутникепортрета. Толковали о естественности выражения, о простоте позы, о красоте рук. Художник сделал еще небывалое: на картине изображен воздух, он окутывает фигуру прозрачной дымкой. Несмотря на успех, Леонардо был мрачен, положение во Флоренции показалось художнику тягостным, он собрался в дорогу. Не помогли ему напоминания о нахлынувших заказах.
Золотое сечение – гармоническая пропорция
Золотое сечение (золотая пропорция, деление в крайнем и среднем отношении) — деление непрерывной величины на две части в таком отношении, при котором меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей величине.
Золотое сечение- это сечение отрезка на две части так, что длина большей части относится к длине меньшей части так же, как длина всего отрезка к длине большей части.
Отношение большей части к меньшей в этой пропорции выражается квадратичной иррациональностью
и, наоборот, отношение меньшей части к большей
Золотое сечение имеет множество замечательных свойств, но ещё больше свойств вымышленных. Многие люди «стремятся найти» золотое сечение во всём что между полутора и двумя.
Золотой треугольник
Для нахождения отрезков золотой пропорции восходящего и нисходящего рядов можно пользоваться пентаграммой.
Для построения пентаграммы необходимо построить правильный пятиугольник. Способ его построения разработал немецкий живописец и график Альбрехт Дюрер (1471...1528). Пусть O – центр окружности, A – точка на окружности и Е– середина отрезка ОА. Перпендикуляр к радиусу ОА, восставленный в точке О, пересекается с окружностью в точке D. Пользуясь циркулем, отложим на диаметре отрезок CE = ED. Длина стороны вписанного в окружность правильного пятиугольника равна DC. Откладываем на окружности отрезки DC и получим пять точек для начертания правильного пятиугольника. Соединяем углы пятиугольника через один диагоналями и получаем пентаграмму. Все диагонали пятиугольника делят друг друга на отрезки, связанные между собой золотой пропорцией.
Каждый конец пятиугольной звезды представляет собой золотой треугольник. Его стороны образуют угол 36° при вершине, а основание, отложенное на боковую сторону, делит ее в пропорции золотого сечения.
Проводим прямую АВ. От точки А откладываем на ней три раза отрезок О произвольной величины, через полученную точку Р проводим перпендикуляр к линии АВ, на перпендикуляре вправо и влево от точки Р откладываем отрезки О. Полученные точки d и d1соединяем прямыми с точкой А. Отрезок dd1откладываем на линию Ad1, получая точку С. Она разделила линию Ad1в пропорции золотого сечения. ЛиниямиAd1и dd1пользуются для построения «золотого» прямоугольника.
Великий астроном XVI в. Иоган Кеплер назвал золотое сечение одним из сокровищ геометрии. Он первый обращает внимание на значение золотой пропорции для ботаники (рост растений и их строение).
Кеплер называл золотую пропорцию продолжающей саму себя
«Устроена она так, – писал он, – что два младших члена этой нескончаемой пропорции в сумме дают третий член, а любые два последних члена, если их сложить, дают следующий член, причем та же пропорция сохраняется до бесконечности».
Построение ряда отрезков золотой пропорции можно производить как в сторону увеличения (возрастающий ряд), так и в сторону уменьшения (нисходящий ряд).
Ряд Фибоначчи
С историей золотого сечения косвенным образом связано имя итальянского математика монаха Леонардо из Пизы, более известного под именем Фибоначчи (сын Боначчи). Он много путешествовал по Востоку, познакомил Европу с индийскими (арабскими) цифрами. В 1202 г вышел в свет его математический труд «Книга об абаке» (счетной доске), в котором были собраны все известные на то время задачи. Одна из задач гласила «Сколько пар кроликов в один год от одной пары родится». Размышляя на эту тему, Фибоначчи выстроил такой ряд цифр:
Месяцы
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
и т.д.
Пары кроликов
0
1
1
2
3
5
8
13
21
34
55
89
144
и т.д.
Ряд чисел 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55 и т.д. известен как ряд Фибоначчи. Особенность последовательности чисел состоит в том, что каждый ее член, начиная с третьего, равен сумме двух предыдущих 2 + 3 = 5; 3 + 5 = 8; 5 + 8 = 13, 8 + 13 = 21; 13 + 21 = 34 и т.д., а отношение смежных чисел ряда приближается к отношению золотого деления. Так, 21 : 34 = 0,617, а 34 : 55 = 0,618. Это отношение обозначается символом Ф. Только это отношение – 0,618 : 0,382 – дает непрерывное деление отрезка прямой в золотой пропорции, увеличение его или уменьшение до бесконечности, когда меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему.
Фибоначчи так же занимался решением практических нужд торговли: с помощью какого наименьшего количества гирь можно взвесить товар? Фибоначчи доказывает, что оптимальной является такая система гирь: 1, 2, 4, 8, 16...
Ряд Фибоначчи мог бы остаться только математическим казусом, если бы не то обстоятельство, что все исследователизолотого деленияв растительном и в животном мире, не говоря уже обискусстве, неизменно приходили к этому ряду как арифметическому выражению законазолотого деления.
Ученые продолжали активно развивать теорию чисел Фибоначчи и золотого сечения. Ю. Матиясевич с использованием чисел Фибоначчи решает 10-ю проблему Гильберта. Возникают изящные методы решения ряда кибернетических задач (теории поиска, игр, программирования) с использованием чисел Фибоначчи и золотого сечения. В США создается даже Математическая Фибоначчи-ассоциация, которая с 1963 года выпускает специальный журнал.
Одним из достижений в этой области является открытие обобщенных чисел Фибоначчи и обобщенных золотых сечений.
Ряд Фибоначчи (1, 1, 2, 3, 5, 8) и открытый им же «двоичный» ряд гирь 1, 2, 4, 8, 16... на первый взгляд совершенно разные. Но алгоритмы их построения весьма похожи друг на друга: в первом случае каждое число есть сумма предыдущего числа с самим собой 2 = 1 + 1; 4 = 2 + 2..., во втором – это сумма двух предыдущх чисел 2 = 1 + 1, 3 = 2 + 1, 5 = 3 + 2.... Нельзя ли отыскать общую математическую формулу, из которой получаются и «двоичный» ряд, и ряд Фибоначчи? А может быть, эта формула даст нам новые числовые множества, обладающие какими-то новыми уникальными свойствами?
Действительно, зададимся числовым параметром S, который может принимать любые значения: 0, 1, 2, 3, 4, 5... Рассмотрим числовой ряд, S + 1 первых членов которого – единицы, а каждый из последующих равен сумме двух членов предыдущего и отстоящего от предыдущего на S шагов. Если n-й член этого ряда мы обозначим через φS (n), то получим общую формулу φS (n) = φS (n – 1) + φS (n – S – 1).
Очевидно, что при S = 0 из этой формулы мы получим «двоичный» ряд, при S = 1 – ряд Фибоначчи, при S = 2, 3, 4. новые ряды чисел, которые получили название S-чисел Фибоначчи.
В общем виде золотая S-пропорция есть положительный корень уравнения золотого S-сечения xS+1 – xS – 1 = 0.
Нетрудно показать, что при S = 0 получается деление отрезка пополам, а при S = 1 –знакомое классическое золотое сечение.
Отношения соседних S-чисел Фибоначчи с абсолютной математической точностью совпадают в пределе с золотыми S-пропорциями! Математики в таких случаях говорят, что золотые S-сечения являются числовыми инвариантами S-чисел Фибоначчи.
Факты, подтверждающие существование золотых S-сечений в природе, приводит белорусский ученый Э. М. Сороко в книге «Структурная гармония систем» (Минск, «Наука и техника», 1984). Оказывается, например, что хорошо изученные двойные сплавы обладают особыми, ярко выраженными функциональными свойствами (устойчивы в термическом отношении, тверды, износостойки, устойчивы к окислению и т. п) только в том случае, если удельные веса исходных компонентов связаны друг с другом одной из золотых S-пропорций. Это позволило автору выдвинуть гипотезe о том, что золотые S-сечения есть числовые инварианты самоорганизующихся систем. Будучи подтвержденной экспериментально, эта гипотеза может иметь фундаментальное значение для развития синергетики – новой области науки, изучающей процессы в самоорганизующихся системах.
С помощью кодов золотой S-пропорции можно выразить любое действительное число в виде суммы степеней золотых S-пропорций с целыми коэффициентами.
Принципиальное отличие такого способа кодирования чисел заключается в том, что основания новых кодов, представляющие собой золотые S-пропорции, при S > 0 оказываются иррациональными числами. Таким образом, новые системы счисления с иррациональными основаниями как бы ставят «с головы на ноги» исторически сложившуюся иерархию отношений между числами рациональными и иррациональными. Дело в том, что сначала были «открыты» числа натуральные; затем их отношения – числа рациональные. И лишь позже – после открытия пифагорийцами несоизмеримых отрезков – на свет появились иррациональные числа. Скажем, в десятичной, пятеричной, двоичной и других классических позиционных системах счисления в качестве своеобразной первоосновы были выбраны натуральные числа – 10, 5, 2, – из которых уже по определенным правилам конструировались все другие натуральные, а также рациональные и иррациональные числа.
Своего рода альтернативой существующим способам счисления выступает новая, иррациональная система, в качестве первоосновы, начала счисления которой выбрано иррациональное число (являющееся, напомним, корнем уравнения золотого сечения); через него уже выражаются другие действительные числа.
В такой системе счисления любое натуральное число всегда представимо в виде конечной – а не бесконечной, как думали ранее! – суммы степеней любой из золотых S-пропорций. Это одна из причин, почему «иррациональная» арифметика, обладая удивительной математической простотой и изяществом, как бы вобрала в себя лучшие качества классической двоичной и «Фибоначчиевой» арифметик.
Золотое сечение и симметрия
Золотое сечениенельзя рассматривать само по себе, отдельно, без связи ссимметрией. Великий русский кристаллограф Г.В. Вульф (1863...1925) считалзолотое сечениеодним из проявленийсимметрии.
Золотое делениене есть проявлениеасимметрии, чего-то противоположногосимметрии.Согласно современным представлениямзолотое деление– этоасимметричнаясимметрия. В науку осимметриивошли такие понятия, какстатическаяидинамическаясимметрия. Статическаясимметрияхарактеризует покой, равновесие, а динамическая – движение, рост. Так, в природе статическаясимметрияпредставлена строением кристаллов, а вискусствехарактеризует покой, равновесие и неподвижность. Динамическаясимметриявыражает активность, характеризует движение, развитие,ритм, она – свидетельство жизни. Статическойсимметриисвойственны равные отрезки, равные величины. Динамическойсимметриисвойственно увеличение отрезков или их уменьшение, и оно выражается в величинахзолотого сечениявозрастающего или убывающего ряда.
Пьер Кюри в начале нашего столетия сформулировал ряд глубоких идейсимметрии. Он утверждал, что нельзя рассматриватьсимметриюкакого-либо тела, не учитывая симметрию окружающей среды.
Закономерности«золотой»симметриипроявляются в энергетических переходах элементарных частиц, в строении некоторых химических соединений, в планетарных и космических системах, в генных структурах живых организмов. Эти закономерности, как указано выше, есть в строении отдельных органов человека и тела в целом, а также проявляются в биоритмах и функционировании головного мозга и зрительного восприятия.
Золотой вурф - это последовательный ряд отрезков, когда смежные отрезки находятся в отношении золотого сечения.
Рассмотрим гармонический процесс колебаний струны. На струне могут создаваться стоячие волны основной и высших гармоник (обертонов). Длины полуволн гармонического ряда соответствуют функции 1/N, где N - натуральное число. Длины полуволн могут быть выражены в процентах от длины полуволны основной гармоники: 100% 50% 33% 25% 20%... Возбудить ту или иную гармонику можно воздействием на соответствующий участок струны. В случае воздействия на произвольный участок струны будут возбуждаться все гармоники с различными амплитудными коэффициентами, которые зависят от координаты участка, от ширины участка и от частотно- временных характеристик воздействия.
Введем функцию восприимчивости струны к импульсному воздействию. Учитывая разные знаки фаз четных и нечетных гармоник, получим знакопеременную функцию, которая в первом приближении соответствует функции Бесселя, а по большому счету Пси-функции Шредингера. Выглядит она приблизительно следующим образом:
Если точку закрепления принять за начало отсчета, а середину струны за 100%, то максимум восприимчивости по 1-ой гармонике будет соответствовать 100%, по 2-й - 50%, по 3-ей - 33% и т.д. Посмотрим, где будет наша функция пересекать ось абсцисс.
Этопропорциязолотого вурфа. Каждое следующее число в 0.618 раз отличается от предыдущего. Получилось следующее: Возбуждение струны в точке, делящей ее в отношении золотого сечения на частоте близкой к основной гармонике, не вызовет колебаний струны, т.е. точка золотого сечения - это точка компенсации, демпфирования. Для демпфирования на более высоких частотах, к примеру на 4-ой гармонике, точку компенсации нужно выбрать в 4-ом пересечении функции с осью абсцисс. Если мы создадим прямоугольный плоский резонатор электромагнитных колебаний, стороны которого относятся в пропорции золотого сечения, то колебания в таком резонаторе будут разделены по двум степеням свободы, т.к. колебания вдоль большей стороны не смогут возбудить колебаний вдоль меньшей стороны, т.к. для меньшей стороны длина большей стороны соответствует точке компенсации. Теперь становится понятной причина, побудившая создать прямоугольные ячейки с пропорцией золотого сечения на летательных аппаратах с электромагнитными источниками энергии. Это позволило сориентировать электромагнитные колебания по нужному направлению (вертикально или горизонтально). Далее, эти пропорции уже были отражены вархитектурекультовых сооружений и стали канонамиискусства.
Золотое сечение в природе
Все, что приобретало какую-тоформу, образовывалось, росло, стремилось занять место в пространстве и сохранить себя. Это стремление находит осуществление в основном в двух вариантах – рост вверх или расстилание по поверхности земли и закручивание по спирали.
Раковина закручена по спирали. Если ее развернуть, то получается длина, немного уступающая длине змеи. Небольшая десятисантиметровая раковина имеет спираль длиной 35 см. Спирали очень распространены в природе. Представление о золотом сечении будет неполным, если не сказать о спирали.
Формаспирально завитой раковины привлекла внимание Архимеда. Он изучал ее и вывел уравнение спирали. Спираль, вычерченная по этому уравнению, называется его именем. Увеличение ее шага всегда равномерно. В настоящее время спираль Архимеда широко применяется в технике.
Еще Гете подчеркивал тенденцию природы к спиральности. Винтообразное и спиралевидное расположение листьев на ветках деревьев подметили давно. Спираль увидели в расположении семян подсолнечника, в шишках сосны, ананасах, кактусах и т.д. Совместная работа ботаников и математиков пролила свет на эти удивительные явления природы. Выяснилось, что в расположении листьев на ветке (филотаксис), семян подсолнечника, шишек сосны проявляет себя ряд Фибоначчи, а стало быть, проявляет себя закон золотого сечения. Паук плетет паутину спиралеобразно. Спиралью закручивается ураган. Испуганное стадо северных оленей разбегается по спирали. Молекула ДНК закручена двойной спиралью. Гете называл спираль «кривой жизни».
Среди придорожных трав растет ничем не примечательное растение – цикорий. Приглядимся к нему внимательно. От основного стебля образовался отросток. Тут же расположился первый листок.
Отросток делает сильный выброс в пространство, останавливается, выпускает листок, но уже короче первого, снова делает выброс в пространство, но уже меньшей силы, выпускает листок еще меньшего размера и снова выброс. Если первый выброс принять за 100 единиц, то второй равен 62 единицам, третий – 38, четвертый – 24 и т.д. Длина лепестков тоже подчинена золотой пропорции. В росте, завоевании пространства растение сохраняло определенные пропорции. Импульсы его роста постепенно уменьшались в пропорции золотого сечения.
В ящерице с первого взгляда улавливаются приятные для нашего глаза пропорции – длина ее хвоста так относится к длине остального тела, как 62 к 38.
И в растительном, и в животном мире настойчиво пробивается формообразующая тенденция природы –симметрияотносительно направления роста и движения. Здесь золотое сечение проявляется впропорцияхчастей перпендикулярно к направлению роста.
Природа осуществила деление на симметричные части и золотые пропорции. В частях проявляется повторение строения целого.
Добавить комментарий
Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!