Многие утверждают, что объекты, содержащие в себе «золотое сечение», воспринимаются людьми как наиболеегармоничные. Обычно такие исследования не выдерживают строгой критики. В любом случае ко всем этим утверждениям следует относиться с осторожностью, поскольку во многих случаях это может оказаться результатом подгонки или совпадения. Есть основание считать, что значимостьзолотого сечениявискусствепреувеличена и основывается на ошибочных расчётах. Некоторые из таких утверждений:
Пропорциипирамиды Хеопса, храмов,барельефов, предметов быта иукрашенийиз гробницы Тутанхамона якобы свидетельствуют, что египетские мастера пользовались соотношениямизолотого сеченияпри их создании.
Согласно Ле Корбюзье, врельефеиз храма фараона Сети I в Абидосе и врельефе, изображающем фараона Рамзеса,пропорциифигур соответствуютзолотому сечению. В фасаде древнегреческого храма Парфенона также присутствуютзолотые пропорции. В циркуле из древнеримского города Помпеи (музей в Неаполе) также заложеныпропорциизолотого деления, и т. д. и т. п.
Результаты исследованиязолотого сеченияв музыке впервые изложены в докладе Эмилия Розенова (1903) и позднее развиты в его статье«Закон золотого сечения в поэзии и музыке»(1925). Розенов показал действие даннойпропорциив музыкальных формах эпохиБароккои классицизма на примере произведенийБаха,Моцарта,Бетховена.
При обсуждении оптимальных соотношений сторон прямоугольников (размеры листовбумагиA0 и кратные, размеры фотопластинок (6:9, 9:12) или кадров фотоплёнки (часто 2:3), размеры кино и телевизионных экранов — например, 3:4 или 9:16) были испытаны самые разные варианты. Оказалось, что большинство людей не воспринимаетзолотое сечениекак оптимальное и считает его пропорции «слишком вытянутыми».
Начиная сЛеонардо да Винчи, многие художники сознательно использовалипропорции«золотого сечения». Российский зодчий Жолтовский также использовал золотое сечение в своих проектах.
Известно, что Сергей Эйзенштейн искусственно построил фильм «Броненосец Потёмкин» по правиламзолотого сечения.Он разбил ленту на пять частей. В первых трёх действие развивается на корабле. В двух последних — в Одессе, где разворачивается восстание. Этот переход в город происходит точно в точкезолотого сечения. Да и в каждой части есть свой перелом, происходящий по законузолотого сечения. В кадре, сцене, эпизоде происходит некий скачок в развитии темы:сюжета, настроения. Эйзенштейн считал, что, так как такой переход близок к точкезолотого сечения, он воспринимается как наиболее закономерный и естественный.
Другим примером использования правила «золотого сечения» в киноискусстве служит расположение основных компонентов кадра в особых точках — «зрительных центрах». Часто используются четыре точки, расположенные на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краёв плоскости.
Золотое сечение в скульптуре
Скульптурные сооружения, памятники воздвигаются, чтобы увековечить знаменательные события, сохранить в памяти потомков имена прославленных людей, их подвиги и деяния.
Известно, что еще в древности основускульптурысоставляла теорияпропорций. Отношения частей человеческого тела связывались с формулойзолотого сечения.
Пропорции“золотого сечения”создают впечатлениегармониикрасоты, поэтомускульпторыиспользовали их в своих произведениях.
Скульпторыутверждают, что талия делит совершенное человеческое тело в отношении“золотого сечения”. Так, например, знаменитаястатуяАполлона Бельведерского состоит из частей, делящихся позолотым отношениям. Великийдревнегреческийскульптор Фидий часто использовал“золотое сечение”в своих произведениях. Самыми знаменитыми из них былистатуяЗевса Олимпийского (которая считалась одним из чудес света) и Афины Парфенос.
Золотое сечение в архитектуре
В книгах о“золотом сечении”можно найти замечание о том, что вархитектуре, как и вживописи, все зависит от положения наблюдателя, и что, если некоторыепропорциив здании с одной стороны кажутся образующими“золотое сечение”, то с других точек зрения они будут выглядеть иначе.“Золотое сечение”дает наиболее спокойное соотношение размеров тех или иных длин.
Парфенон имеет 8 колонн по коротким сторонам и 17 по длинным. выступы сделаны целиком из квадратов пентилейского мрамора. Благородство материала, из которого построен храм, позволило ограничить применение обычной вгреческойархитектурераскраски, она только подчеркивает детали и образует цветной фон (синий и красный) дляскульптуры.Отношение высоты здания к его длине равно 0,618. Если произвести деление Парфенона по“золотому сечению”, то получим те или иные выступы фасада.
Другим примером изархитектурыдревности является Пантеон.
Известный русский архитектор М. Казаков в своем творчестве широко использовал“золотое сечение”.Его талант был многогранным, но в большей степени он раскрылся в многочисленных осуществленных проектах жилых домов и усадеб. Например,“золотое сечение”можно обнаружить вархитектурездания сената в Кремле. По проекту М. Казакова в Москве была построена Голицынская больница, которая в настоящее время называется Первой клинической больницей имени Н.И. Пирогова (Ленинский проспект, д. 5).
Еще одинархитектурныйшедеврМосквы – дом Пашкова – является одним из наиболее совершенных произведенийархитектурыВ. Баженова.
Прекрасное творение В. Баженова прочно вошло в ансамбль центра современной Москвы, обогатило его. Наружный вид дома сохранился почти без изменений до наших дней, несмотря на то, что он сильно обгорел в 1812 г.
При восстановлении здание приобрело более массивныеформы. Не сохранилась и внутренняя планировка здания, о которой дают представления только чертеж нижнего этажа.
Многие высказывания зодчего заслуживают внимание и в наши дни. О своем любимомискусствеВ. Баженов говорил:
“Архитектура– главнейшие имеет три предмета: красоту, спокойность и прочность здания... К достижению сего служит руководством знаниепропорции,перспектива, механика или вообще физика, а всем им общим вождем является рассудок”.
Золотое сечение в живописи
Каждый рисующий определяетотношениявеличин и, не удивляйтесь, отличает среди нихотношение«золотого - сечения».Такой характер зрительного восприятия подтверждается многочисленными опытами, проводившимися в разное время в ряде стран мира.
Немецкий психолог Густав Фехнер в 1876 г. провел ряд экспериментов, показывая мужчинам и женщинам, юношам и девушкам, а также детям нарисованные набумагефигуры различных прямоугольников, предлагая выбрать из них только один, но производящий на каждого испытуемого самое приятное впечатление.Все выбрали прямоугольник, показывающийотношениедвух его сторон впропорции«золотого сечения». Опыты иного рода продемонстрировал перед студентами нейрофизиолог из США Уоррен Мак-Каллок в 40-х годах нашего века, когда попросил нескольких добровольцев из числа будущих специалистов привести продолговатый предмет к предпочтительнойформе. Студенты некоторое время работали, а затем вернули профессору предметы. Почти на всех из них отметки были нанесены точно в районеотношения«золотого сечения»,хотя молодым людям совершенно не было ничего известно об этой «божественнойпропорции». Мак-Каллок потратил два года на подтверждение этого феномена, так как сам лично не верил, что все люди выбирают этупропорциюили устанавливают ее в любительской работе по изготовлению всевозможных поделок.
Интересное явление наблюдается при посещении зрителями музеев и выставокизобразительного искусства. Многие люди, сами не рисовавшие, с поразительной точностью улавливают даже малейшие неточности визображениипредметов вграфическихизображенияхи вживописныхкартинах. Это, вероятно, признакиэстетическогочувства человека, которое «не согласно» с разрушением гармонииформыипропорций. Не с таким ли требованием чувства прекрасного связывается феномен«золотойпропорции»(как только не называют этупропорцию—«божественной» «золотой» «золотым сечением», «золотым числом»)? Не зря, видно, во все века цивилизации человечества«золотаяпропорция»возводилась в ранг главногоэстетическогопринципа.
“Пусть никто, не будучи математиком, не дерзнет читать мои труды”.
Он снискал славу непревзойденного художника, великого ученого, гения, предвосхитившего многие изобретения, которые не были осуществлены вплоть до XX в. Нет сомнений, чтоЛеонардо да Винчибыл великим художником, это признавали уже его современники, но его личность и деятельность останутся покрытыми тайной, так как он оставил потомкам не связное изложение своих идей, а лишь многочисленные рукописные наброски, заметки, в которых говорится “обо всем на свете”. Он писал справа налево неразборчивым почерком и левой рукой. Это самый известный из существующих образец зеркального письма. ПортретМонны Лизы (Джоконды) долгие годы привлекает внимание исследователей, которые обнаружили, чтокомпозициярисунка основана назолотых треугольниках, являющихся частями правильного звездчатого пятиугольника.Существует очень много версий об истории этогопортрета. Вот одна из них. ОднаждыЛеонардо да Винчиполучил заказ от банкира Франческо де ле Джокондо написатьпортретмолодой женщины, жены банкира, Монны Лизы. Женщина не была красива, но в ней привлекала простота и естественность облика. Леонардо согласился писатьпортрет. Его модель была печальной и грустной, но Леонардо рассказал ей сказку, услышав которую, она стала живой и интересной.
Сказка
Жил-был один бедный человек, было у него четыре сына: три умных, а один из них и так, и сяк. И вот пришла за отцом смерть. Перед тем, как расстаться с жизнью, он позвал к себе детей и сказал: “Сыны мои, скоро я умру. Как только вы схороните меня, заприте хижину и идите на край света добывать себе счастья. Пусть каждый из вас чему-нибудь научится, чтобы мог кормить сам себя”. Отец умер, а сыновья разошлись по свету, договорившись спустя три года вернуться на поляну родной рощи. Пришел первый брат, который научился плотничать, срубил дерево и обтесал его, сделал из него женщину, отошел немного и ждет. Вернулся второй брат, увидел деревянную женщину и, так как он был портной, в одну минуту одел ее: как искусный мастер он сшил для нее красивую шелковую одежду. Третий сын украсил женщину золотом и драгоценными камнями – ведь он был ювелир. Наконец, пришел четвертый брат. Он не умел плотничать и шить, он умел только слушать, что говорит земля, деревья, травы, звери и птицы, знал ход небесных тел и еще умел петь чудесные песни. Он запел песню, от которой заплакали притаившиеся за кустами братья. Песней этой он оживил женщину, она улыбнулась и вздохнула. Братья бросились к ней и каждый кричал одно и то же: “Ты должна быть моей женой”. Но женщина ответила: “Ты меня создал – будь мне отцом. Ты меня одел, а ты украсил – будьте мне братьями.
А ты, что вдохнул в меня душу и научил радоваться жизни, ты один мне нужен на всю жизнь”.
Кончив сказку, Леонардо взглянул на Монну Лизу, ее лицо озарилось светом, глаза сияли. Потом, точно пробудившись от сна, она вздохнула, провела по лицу рукой и без слов пошла на свое место, сложила руки и приняла обычную позу. Но дело было сделано – художник пробудил равнодушнуюстатую; улыбка блаженства, медленно исчезая с ее лица, осталась в уголках рта и трепетала, придавая лицу изумительное, загадочное и чуть лукавое выражение, как у человека, который узнал тайну и, бережно ее храня, не может сдержать торжество. Леонардо молча работал, боясь упустить этот момент, этот луч солнца, осветивший его скучную модель...
Трудно отметить, что замечали в этомшедевреискусства, но все говорили о том глубоком знании Леонардо строения человеческого тела, благодаря которому ему удалось уловить эту, как бы загадочную, улыбку. Говорили о выразительности отдельных частей картины и опейзаже, небывалом спутникепортрета. Толковали о естественности выражения, о простоте позы, о красоте рук. Художник сделал еще небывалое: на картине изображен воздух, он окутывает фигуру прозрачной дымкой. Несмотря на успех, Леонардо был мрачен, положение во Флоренции показалось художнику тягостным, он собрался в дорогу. Не помогли ему напоминания о нахлынувших заказах.