ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ
Анатомия (от др.-греч. ἀνατομή — рассечение < др.-греч. ἀνά сверху и др.-греч.τομή, tomé — разрезание) — раздел науки, изучающий морфологию организма, его систем и органов, наука о внутреннем строении человеческого тела. Предметом изучения анатомии являются форма и строение, происхождение и развитие человеческого организма.
Пластическая анатомия - раздел анатомии, изучающий пропорции человеческого тела, зависимость внешних форм тела от их внутреннего строения и изменений, которые возникают в результате движения. Основное внимание в пластической анатомии обращается на строение скелета и мускулатуры тела, на особенности соединения костей и мышц.
Авторы всех величайших произведений изобразительного искусства, включающих изображение человека, досконально знали анатомию. Например, гениальный Микеланджело изучал анатомию на разрезании трупов, делая это в моргах тайком, потому что католической церковью в те времена подобное занятие было строжайше запрещено. Разумеется, художники изучали анатомию отнюдь не на ощупь или чисто умозрительно.
Древнегреческая скульптура в дошедших до нас образцах поражает исключительным знанием анатомии их авторами. Мы не можем теперь, к сожалению, никогда узнать, каким методом пользовались при изучении анатомии греки, но даже если допустить, что они не подвергали трупы рассечению, а имели возможность наблюдать обнаженное человеческое тело в разнообразнейших движениях на всевозможных состязаниях борцов, метателей диска и копья, бегунов и т.д.
Леонардо да Винчи пытливо изучал анатомию не только человека, но и животных, и от его подвижничества осталось свыше 700 анатомических рисунков. Заинтересовавшись анатомией он как художник, в дальнейшем увлёкся ею как наукой, одним из первых стал вскрывать трупы людей для исследования строения человеческого тела. Леонардо да Винчи первым правильно изобразил различные органы человеческого тела, внёс крупный вклад в развитие анатомии человека и животных, а также явился основоположником пластической анатомии.
В середине XVI в. итальянский врач и анатом Андpea Везалий написал и издал книгу «Устройство человеческого тела», иллюстрации к которой выполнил Тициан с учениками.
Первое русское руководство по анатомии для художников составил и издал художник Антон Павлович Лосенко. Книга называлась «Объяснение краткое пропорций человека», вышла в 1771 г. и вплоть до середины следующего века была основным руководством по анатомии. Краткий пояснительный текст сопровождался отлично выполненными самим Лосенко анатомическими таблицами, репродукции которых рассчитывались на наглядный показ и зрительную память молодых художников. Успех вышедшей небольшим тиражом книги был таким, что экземпляры размножались перерисовыванием таблиц и списыванием текста.
В художественной практике и обучении искусству важное значение имеет пластическая анатомия — знание органов тела, которые определяют характер его внешней поверхности: скелета — этот раздел анатомии называют остеологией, мышечной системы — миологии.
Иногда специально изучается сравнительная анатомия животных, что необходимо для работы художников анималистов, баталистов, скульпторов , создающих конные памятники.
Предмет пластической анатомии был введен в учебную программу первых европейских Академий XVI—XVII вв.
Пластическая анатомия дает художнику не только знания строения тела, но учит формообразованию и развивает чувство формы, пластики, пластического (зрительного) движения — так же, как перспектива воспитывает чувство пространства. Поэтому особенно важно, чтобы пластическую анатомию преподавали не медики, а художники.
Древние греки не изучали практическую анатомию, но античное искусство показывает абсолютное знание пластики тела человека. Отсюда термин: наблюдательная анатомия (аналогично наблюдательной перспективе).
В Средневековье существовала сравнительная анатомия (опыты проводили на животных).
Экспериментально анатомию человека с 1470-х гг. изучали художники Итальянского Возрождения: А. Верроккьо, Б. Гоццоли, А. Поллайоло. Леонардо да Винчи собственноручно рассек более тридцати трупов и сделал выдающиеся анатомические зарисовки. Но в изображении тела человека границы объемов не совпадают с внутренним анатомическим строением.
В изобразительном искусстве особое значение имеют так называемые "замковые зоны" — места "заходов форм" в области суставов, соединений торса и таза, бедра и голени, плеча и предплечья. Подчеркивание этих зон обеспечивает зрительную слитность, целостность формы. Эти сопряжения отсутствуют в анатомии, но проявляются в работе художника, "мыслящего формой". Возникающие при этом качества связности, направленности форм создают ни с чем не сравнимое ощущение подвижной, динамической гармонии. В изобразительном искусстве чередование "зон покоя", не участвующих в движении, и пластических акцентов, напряжений и пауз, неизбежно ведет к отступлениям от анатомической точности. Это особенно заметно в рисунках и скульптурах Микеланжело, рисунках Рубенса, произведениях Родена. Приемы многократного усиления "охватывающих" и внутренних связующих линий, "пластического согласования" деталей и ритмических акцентов становятся средством художественной выразительности, придают разный смысл форме в зависимости от идеи изображения. В большинстве же академических учебников пластической анатомии о пластике не говорится ни слова, кроме как в названии. Академизм и здесь демонстрирует выхолащивание художественности и композиционного мышления. Пластичности недостает рисункам опытных рисовальщиков-анатомов, таких как Г. Баммес. Редкими исключениями являются выдающееся пособие английского скульптора и педагога Эдуарда Лантери (1848—1917), учителя многих художников, в том числе О. Родена, книга М. Дюваля, разработки русского скульптора и педагога В. В. Владимирова.
|