Великие художники о композиции
Это такое разумное основание живописания, благодаря которому части видимых вещей складываются вместе в картину.
Л. Б. АЛЬБЕРТИ
Великая цель искусства - потрясать воображения, поэтому художник не должен подчёркивать те средства, которыми он это достигает; зритель должен только почувствовать воздействие результата его усилий.
Д. РЕЙНОЛЬДС
Утверждение, что композиция не подлежит научно-методическому обоснованию, тем более странно, что, как правило, композиция произведения любого вида изобразительного искусства, в том числе и живописи, заранее обдумывается. Основы изучения рисунка и живописи тесно смыкаются с законами композиции.
...Мне всегда казалось, когда начинаешь новую вещь, метод для нее находится новый, особый — нужен всегда новый рецепт... Работать надо так, чтобы было все ясно и просто. И композиция должна быть простой и ясной, ибо она не что иное, как отбор главного, нужного.
А. ДЕЙНЕКА
Ребята очень любят рисовать сюжетные рисунки. В сюжетном рисунке важно уметь сконцентрировать все самое существенное. Умение выделить основные действующие лица и подчинить им все сопровождающие детали также являются важным законом для композиции.
К.ЮОН
Композиции именно нельзя и не должно учить, и даже нельзя научиться до тех пор, пока художник не научится наблюдать и сам замечать интересное и важное. С этого момента только начинается для него возможность выражения, подмеченного по существу; и когда он поймет, где узел идеи, тогда ему останется формулировать, и композиция является сама собою, фатально и неизбежно, именно такою, а не другою — словом, в этой последней части произвол менее всего терпим...
И. КРАМСКОЙ
Главное для меня композиция. Тут есть какой-то твердый, неумолимый закон, который можно только чутьем угадать, но который до того непреложен, что каждый прибавленный или убавленный вершок холста или лишняя поставленная точка разом меняют всю композицию.
В. СУРИКОВ
Композиция тоже имеет свои закономерности: правильное распределение частей живописного произведения, определение их взаимосвязи соответственно идейному замыслу, пропорции, пространственные планы, колорит.
Б. ИОГАНСОН
Говорят, что нет законов композиции, путая их с правилами. Правил, конечно, нет и не может быть, а законы, конечно, есть. Каким образом творение, основой которого является мысль, воплощенная в материале, может не обнаружить законов, по которым она создается и живет? Раз есть цель и есть условия, то есть и законы. И открывая эти законы в классическом наследии прошлого, можно учиться, только нельзя превращать эти законы в правила. Законы живут, правила неподвижны.
В. ФАВОРСКИЙ
|