Art Gallery

Портал для творческих людей   [email protected]   8-908-796-75-65 / 1win

 

Поиск по сайту

Сейчас 54 гостей онлайн

Мы в контакте

Новости СМИ2

Ракурс PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 
Композиция

РАКУРС

 

Ра́курс (фр. raccourcir — укорачивать) — перспективное сокращение формы предмета, изменяющее его привычные очертания. Ракурс обусловлен точкой зрения на натуру, а также положением натуры в пространстве.

Ракурс (в изобразительном искусстве) — перспективное сокращение изображенных предметов. В декоративных росписях ракурс часто используют для наиболее эффектной передачи движения и пространства.

Слово «ракурс» также (несколько неточно) употребляется для описания точки съёмки в фотографии и киносъёмке.

Например, точки съёмки портрета фасанфаспрофиль — часто называют общим словом «ракурс».

Я. Тинторетто. Поклонение пастухов

Изображение ракурса во возможных его проявлениях вырабатывает умение смело и выразительно решать сложные пластические задачи.

Для того чтобы яснее стало понятие ракурса, приведем несколько примеров. Вероятно многие видели по телевидению космонавтов в кабине космического корабля. В каких только неожиданных положениях не доводилось их наблюдать. То «плывут» прямо на зрителя, то от него. При этом местоположение фигур в пространстве являет то одну, то другую форму более укрупненно или сокращенно. Необычно воспринимаются движения артистов под куполом цирка, когда мы смотрим на них снизу вверх. Также привычно смотрятся одни и те же объекты при взгляде с балкона верхнего этажа. Сходство можно наблюдать при рисовании фигуры или головы человека в запрокинутом положении.

Подобное сокращение формы предмета, приводящее к изменению его привычных очертаний, в изобразительном искусстве определяется термином «ракурс».

Я. Тинторетто «Чудо святого Марка»

Собственно, вне ракурса не существует никакое пространственное явление. Даже при самой обычной точке зрения  на объект легко заметить незначительное сокращение форм. Поэтому речь в основном пойдет об обостренном, резко выраженной ракурсе.

«Пляж» Р. Гуттузо

Сложные изменения формы в пространстве всегда связан диагональными направлена под разными углами наклона. Когда П. Чистяков, известный художник-педагог, предложил юному В. Серову нарисовать карандаш, лежащий на столе, в этом не было никакой насмешки. Представьте себе, что карандаш под небольшим наклоном направлен на зрителя. Для того чтобы изображение было убедитель­ным, необходимо сопоставить пропорции граней карандаша, найти их сокращение в про­странстве.

Выбор точки зрения на объект прежде всего определяет отно­шение художника к изображае­мому. С этим связано ощуще­ние местоположения горизонта, линии, находящейся на уровне глаз. Вот элементарный пример. Предметы расположены ниже линии горизонта, естественно, они воспринимаются сверху, и видна их верхняя часть. Дру­гими словами, чем ниже пред­меты относительно горизонта, тем более открыта верхняя пло­скость (если это кубическая фор­ма), если цилиндрическая - то овал станет ближе к кругу.

Нет необходимости упоминать множество сюжетов, дающих простор воплощению ракурсных положений. Например: пляж, с точки зрения купальщика, или сценка в метро, с высоты верх­них ступеней эскалатора.

Как не вспомнить фрески и полотна эпо­хи Возрождения: необычайно острую по решению простран­ства композицию Я. Тинторетто «Чудо святого Марка»; произ­ведения, более близкие к нам по времени: «Пляж» Р. Гуттузо, картину А. Дейнеки «Парашю­тист над морем».

А. Дейнека «Парашю­тист над морем»

Да и вы сами можете вспом­нить целый ряд произведений, в которых ясно прослеживается тесная связь замысла автора с передачей ракурса, наш журнал неоднократно воспроизводил их: фрески Микеланджело в Сик­стинской капелле, «Мертвый Христос» А. Мантеньи, много-фигурные росписи плафонов Д. Тьеполо, «Последний день Пом­пеи» К. Брюллова, литографию О. Домье «Улица Трансонен» и другие.

Под  неизгладимым  впечатле­нием от мастерства художников Возрождения Л. Пастернак пи­сал:

«Когда нашему брату, сов­ременникам, надо в картине под­править или изменить движение руки или ноги, не говоря уже о целой фигуре, мы днями разду­мываем, пробуем и так и эдак, не решаясь на смелый шаг из­менения; между тем эти Тинто­ретто, Веронезе целые миры вздымали на плафоны с легко­стью богов, и в каких порази­тельных ракурсах и перспекти­вах, как ни в чем не бывало».

Ученику, работающему в ком­позиции и рисунке, неизбежно приходится иметь дело с острым пространственным видоизмене­нием форм уже на начальном этапе обучения, при рисовании натюрморта. Рисунки натюр­морта с разных точек зрения, с изменением линии горизонта развивают воображение, укреп­ляют понимание ракурса. Приве­денные здесь учебные рисунки показывают решение данной за­дачи на примере изображения простейших предметов.

А. Мантеньи «Мертвый Христос»

Большую пользу приносят за­рисовки городского пейзажа, с так называемой «лягушачьей перспективы», то есть с низкого горизонта, или наброски пейза­жа с верхнего этажа, зарисов­ки интерьеров под разными уг­лами зрения, лестничных пере­ходов. Подобные задания вполне доступны учащимся ДХШ и изостудий.

Параллельно может идти рабо­та над собственными компози­циями с использованием ракур­са, а возникающие порой труд­ности не являются неразреши­мыми. При этом важна опора на знания и жизненные наблю­дения.

В рисунке для уяснения кон­струкции предмета важно по­нять, как одна форма возникает из другой, переходит в третью. Так появляется возможность вер­но нарисовать предмет, проник­нув в его суть, разгадав его устройство, не ограничиваясь внешними очертаниями. Здесь кроется ключ к постижению ис­тинной формы предмета, к пони­манию и чувству объема.

В наиболее сложном виде ра­бота над ракурсом, придающим особую выразительность и красо­ту композиции, выявляется в изображении человеческой фи­гуры. Фигуру надлежит рисо­вать целиком, насквозь, если она загорожена каким-либо предме­том. Такой прием при рисова­нии фигуры, да и не только фигуры, позволяет лучше и точ­нее ее построить. При рисовании лежащей фигуры, если смотреть на нее с близкого расстояния, скажем, со стороны головы, она может показаться огромной и пропорции в рисунке невероят­ными, искаженными. Как же поступить в таком случае?

Полезно намеченную лежа­щую фигуру представить стоя­щей. Тогда можно отчетливее заметить искажение пропорций и внести соответствующие ис­правления с учетом истинных размеров и характерных про­порциональных связей. Когда вы видите, что рисунок расползает­ся, никак не удается выразить ракурс или убедительно увязать пропорции фигуры, есть смысл привести изображение к про­стейшим объемам, предельно обобщить сложную форму до эле­ментарной геометрической, как бы наметить условный каркас, саму конструкцию фигуры. Та­кой подход облегчает понима­ние формы в сложном поворо­те. Сначала, сразу, без мелочей выявляем направление основных масс изображаемой фигуры. В то же время не забывая о главной цели -передать пластичность, живость разнообразной формы.

Образцов изображения чело­века в самых смелых ракурсах можно привести очень много. Обратите внимание, как убеди­тельно передана взаимосвязь трех фигур в барельефе Ф. Тол­стого. Оригинально само реше­ние композиции, вписанной в не­стандартный формат.

Высокая степень мастерства и пластической выразительно­сти - это итог глубокого изу­чения натуры, целенаправлен­ных работ по представлению. Так, П. Рубенс использовал на­туру для наиболее трудных слу­чаев. Примером может служить рисунок «Мужчина, падающий с лошади» для картины «Охота на львов».

Ракурс в рисунке и компози­ции тесно связан с передачей движения. Всегда может появиться необходимость дать фи­гуру в неожиданном, иногда да­же невероятном повороте, выра­зить жест, руку в сокращенном пространственном положении, будь это рисунок с натуры или по воображению. И далеко не все можно изобразить букваль­но с натуры, особенно то, что связано с экспрессией. Тут не­оценима роль памяти, способ­ность запечатлевать в своем со­знании промелькнувшее движе­ние, внезапный поворот, быстро зафиксировать увиденное.

Упражнения и постепенная ра­бота над преодолением препят­ствий в выражении ракурсов расширяют и обогащают пред­ставление о натуре.

Е. Ш у к а е в. Городской пейзаж. Тушь. 1958.

Следует - и это любой педа­гог не устает повторять своим ученикам - делать как можно больше набросков на движение, передачу резких поворотов фигу­ры, причем не только с натуры, но и по наблюдению и вообра­жению. Особенно это важно в период работы над эскизами ком­позиций.

Ракурс имеет и другое, более широкое толкование. Мы гово­рим, художник увидел событие под другим углом зрения, в не­привычном свете. Это означает, что стоит лишь по-иному, не­стандартно, свежо и непредвзя­то взглянуть на жизнь, как в ней можно обнаружить ранее не встречавшееся, интересное, пластически неожиданное.

Интересно по этому поводу размышлял Александр Дейнека:

«Один из зрителей, рассмат­ривая мою картину «Севасто­поль», был очень недоволен, увидев, что изображенный на ней самолет летит на фоне зем­ли, а,не неба; он заметил при этом: «Так самолет летать не может, его можно видеть только летящим на фоне неба!» Дело тут в том, что он при­вык всегда смотреть на летя­щий самолет с земли и поэто­му всегда и видел его на фоне неба. Но если мы будем смот­реть на самолет с другого, летящего выше его самолета, то, естественно, мы увидим его на фоне земли, а не неба. Это я и передал в своей кар­тине, так как это и есть совер­шенно новые возможности ви­деть, и это было немыслимо рань­ше, например, в XIX веке».

Р. Гуттузо. Этюд для картины. Пляж .1955.

Немало художников заинтере­сованно использовало в творче­ских работах свое понимание и ощущение ракурса. Конечно, это не предполагает преимуществен­ной ролиракурса в изображении явлений жизни. Известны великолепные образцы, где ком­позиционное решение основано на обычной точке зрения.

Вместе с тем работа над пере­дачей ракурса не только обо­стряет восприятие, но самым по­ложительным образом влияет на освоение рисунка, дает воз­можность более свободного вла­дения им, развивает яркость представления, пространствен­ное воображение.

Пусть в ваших набросках, зарисовках, композициях чаще встречается ракурс — один из
сложнейших и интереснейших элементов изобразительного творчества.

О. АВСИЯН


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2022 - Шедевры Омска. Все права защищены.