РАКУРС
Ра́курс (фр. raccourcir — укорачивать) — перспективное сокращение формы предмета, изменяющее его привычные очертания. Ракурс обусловлен точкой зрения на натуру, а также положением натуры в пространстве.
Ракурс (в изобразительном искусстве) — перспективное сокращение изображенных предметов. В декоративных росписях ракурс часто используют для наиболее эффектной передачи движения и пространства.
Слово «ракурс» также (несколько неточно) употребляется для описания точки съёмки в фотографии и киносъёмке.
Например, точки съёмки портрета фас, анфас, профиль — часто называют общим словом «ракурс».
Изображение ракурса во возможных его проявлениях вырабатывает умение смело и выразительно решать сложные пластические задачи.
Для того чтобы яснее стало понятие ракурса, приведем несколько примеров. Вероятно многие видели по телевидению космонавтов в кабине космического корабля. В каких только неожиданных положениях не доводилось их наблюдать. То «плывут» прямо на зрителя, то от него. При этом местоположение фигур в пространстве являет то одну, то другую форму более укрупненно или сокращенно. Необычно воспринимаются движения артистов под куполом цирка, когда мы смотрим на них снизу вверх. Также привычно смотрятся одни и те же объекты при взгляде с балкона верхнего этажа. Сходство можно наблюдать при рисовании фигуры или головы человека в запрокинутом положении.
Подобное сокращение формы предмета, приводящее к изменению его привычных очертаний, в изобразительном искусстве определяется термином «ракурс».
Собственно, вне ракурса не существует никакое пространственное явление. Даже при самой обычной точке зрения на объект легко заметить незначительное сокращение форм. Поэтому речь в основном пойдет об обостренном, резко выраженной ракурсе.
Сложные изменения формы в пространстве всегда связан диагональными направлена под разными углами наклона. Когда П. Чистяков, известный художник-педагог, предложил юному В. Серову нарисовать карандаш, лежащий на столе, в этом не было никакой насмешки. Представьте себе, что карандаш под небольшим наклоном направлен на зрителя. Для того чтобы изображение было убедительным, необходимо сопоставить пропорции граней карандаша, найти их сокращение в пространстве.
Выбор точки зрения на объект прежде всего определяет отношение художника к изображаемому. С этим связано ощущение местоположения горизонта, линии, находящейся на уровне глаз. Вот элементарный пример. Предметы расположены ниже линии горизонта, естественно, они воспринимаются сверху, и видна их верхняя часть. Другими словами, чем ниже предметы относительно горизонта, тем более открыта верхняя плоскость (если это кубическая форма), если цилиндрическая - то овал станет ближе к кругу.
Нет необходимости упоминать множество сюжетов, дающих простор воплощению ракурсных положений. Например: пляж, с точки зрения купальщика, или сценка в метро, с высоты верхних ступеней эскалатора.
Как не вспомнить фрески и полотна эпохи Возрождения: необычайно острую по решению пространства композицию Я. Тинторетто «Чудо святого Марка»; произведения, более близкие к нам по времени: «Пляж» Р. Гуттузо, картину А. Дейнеки «Парашютист над морем».
Да и вы сами можете вспомнить целый ряд произведений, в которых ясно прослеживается тесная связь замысла автора с передачей ракурса, наш журнал неоднократно воспроизводил их: фрески Микеланджело в Сикстинской капелле, «Мертвый Христос» А. Мантеньи, много-фигурные росписи плафонов Д. Тьеполо, «Последний день Помпеи» К. Брюллова, литографию О. Домье «Улица Трансонен» и другие.
Под неизгладимым впечатлением от мастерства художников Возрождения Л. Пастернак писал:
«Когда нашему брату, современникам, надо в картине подправить или изменить движение руки или ноги, не говоря уже о целой фигуре, мы днями раздумываем, пробуем и так и эдак, не решаясь на смелый шаг изменения; между тем эти Тинторетто, Веронезе целые миры вздымали на плафоны с легкостью богов, и в каких поразительных ракурсах и перспективах, как ни в чем не бывало».
Ученику, работающему в композиции и рисунке, неизбежно приходится иметь дело с острым пространственным видоизменением форм уже на начальном этапе обучения, при рисовании натюрморта. Рисунки натюрморта с разных точек зрения, с изменением линии горизонта развивают воображение, укрепляют понимание ракурса. Приведенные здесь учебные рисунки показывают решение данной задачи на примере изображения простейших предметов.
Большую пользу приносят зарисовки городского пейзажа, с так называемой «лягушачьей перспективы», то есть с низкого горизонта, или наброски пейзажа с верхнего этажа, зарисовки интерьеров под разными углами зрения, лестничных переходов. Подобные задания вполне доступны учащимся ДХШ и изостудий.
Параллельно может идти работа над собственными композициями с использованием ракурса, а возникающие порой трудности не являются неразрешимыми. При этом важна опора на знания и жизненные наблюдения.
В рисунке для уяснения конструкции предмета важно понять, как одна форма возникает из другой, переходит в третью. Так появляется возможность верно нарисовать предмет, проникнув в его суть, разгадав его устройство, не ограничиваясь внешними очертаниями. Здесь кроется ключ к постижению истинной формы предмета, к пониманию и чувству объема.
В наиболее сложном виде работа над ракурсом, придающим особую выразительность и красоту композиции, выявляется в изображении человеческой фигуры. Фигуру надлежит рисовать целиком, насквозь, если она загорожена каким-либо предметом. Такой прием при рисовании фигуры, да и не только фигуры, позволяет лучше и точнее ее построить. При рисовании лежащей фигуры, если смотреть на нее с близкого расстояния, скажем, со стороны головы, она может показаться огромной и пропорции в рисунке невероятными, искаженными. Как же поступить в таком случае?
Полезно намеченную лежащую фигуру представить стоящей. Тогда можно отчетливее заметить искажение пропорций и внести соответствующие исправления с учетом истинных размеров и характерных пропорциональных связей. Когда вы видите, что рисунок расползается, никак не удается выразить ракурс или убедительно увязать пропорции фигуры, есть смысл привести изображение к простейшим объемам, предельно обобщить сложную форму до элементарной геометрической, как бы наметить условный каркас, саму конструкцию фигуры. Такой подход облегчает понимание формы в сложном повороте. Сначала, сразу, без мелочей выявляем направление основных масс изображаемой фигуры. В то же время не забывая о главной цели -передать пластичность, живость разнообразной формы.
Образцов изображения человека в самых смелых ракурсах можно привести очень много. Обратите внимание, как убедительно передана взаимосвязь трех фигур в барельефе Ф. Толстого. Оригинально само решение композиции, вписанной в нестандартный формат.
Высокая степень мастерства и пластической выразительности - это итог глубокого изучения натуры, целенаправленных работ по представлению. Так, П. Рубенс использовал натуру для наиболее трудных случаев. Примером может служить рисунок «Мужчина, падающий с лошади» для картины «Охота на львов».
Ракурс в рисунке и композиции тесно связан с передачей движения. Всегда может появиться необходимость дать фигуру в неожиданном, иногда даже невероятном повороте, выразить жест, руку в сокращенном пространственном положении, будь это рисунок с натуры или по воображению. И далеко не все можно изобразить буквально с натуры, особенно то, что связано с экспрессией. Тут неоценима роль памяти, способность запечатлевать в своем сознании промелькнувшее движение, внезапный поворот, быстро зафиксировать увиденное.
Упражнения и постепенная работа над преодолением препятствий в выражении ракурсов расширяют и обогащают представление о натуре.
Следует - и это любой педагог не устает повторять своим ученикам - делать как можно больше набросков на движение, передачу резких поворотов фигуры, причем не только с натуры, но и по наблюдению и воображению. Особенно это важно в период работы над эскизами композиций.
Ракурс имеет и другое, более широкое толкование. Мы говорим, художник увидел событие под другим углом зрения, в непривычном свете. Это означает, что стоит лишь по-иному, нестандартно, свежо и непредвзято взглянуть на жизнь, как в ней можно обнаружить ранее не встречавшееся, интересное, пластически неожиданное.
Интересно по этому поводу размышлял Александр Дейнека:
«Один из зрителей, рассматривая мою картину «Севастополь», был очень недоволен, увидев, что изображенный на ней самолет летит на фоне земли, а,не неба; он заметил при этом: «Так самолет летать не может, его можно видеть только летящим на фоне неба!» Дело тут в том, что он привык всегда смотреть на летящий самолет с земли и поэтому всегда и видел его на фоне неба. Но если мы будем смотреть на самолет с другого, летящего выше его самолета, то, естественно, мы увидим его на фоне земли, а не неба. Это я и передал в своей картине, так как это и есть совершенно новые возможности видеть, и это было немыслимо раньше, например, в XIX веке».
Немало художников заинтересованно использовало в творческих работах свое понимание и ощущение ракурса. Конечно, это не предполагает преимущественной ролиракурса в изображении явлений жизни. Известны великолепные образцы, где композиционное решение основано на обычной точке зрения.
Вместе с тем работа над передачей ракурса не только обостряет восприятие, но самым положительным образом влияет на освоение рисунка, дает возможность более свободного владения им, развивает яркость представления, пространственное воображение.
Пусть в ваших набросках, зарисовках, композициях чаще встречается ракурс — один из
сложнейших и интереснейших элементов изобразительного творчества.
О. АВСИЯН
|