КОНТРАПО́СТ (итал. contrapposto — "противоположный", от лат. contra — "против" и postis — "столб, устой") — один из приемов формообразования, заключающийся в контрастном расположении масс, объемов, уравновешенных относительно оси симметрии, что создает ощущение динамического равновесия.
Контрапост - это приём изображения фигуры в искусстве, при котором положение одной части тела контрастно противопоставлено положению другой части.
Контрапост динамизирует ритм фигуры, позволяет передать её движение или напряжение, не нарушая общего равновесия форм, усиливает трехмерность изображения. То есть контрапост — это положение равновесия (покоя), создаваемого из противоположных друг другу движений.
Характеристики
- верхняя часть корпуса может быть показана в повороте, нижняя — фронтально
- вес фигуры сосредоточен на одной ноге, в то время, как другая свободна, хотя и не отделяется от подножия
- ненагруженная нога вытягивается или сгибается
- таз, опираясь на одну ногу, отжимается вверх и принимает чуть косое положение
- плечо над ненагруженной ногой приподнимается вверх
Если тело находится в контрапосте, ось опорной конечности направлена наружу и кверху, а ось тела направлена к согнутой ноге, и обе оси в итоге сходятся.
Контрапост использовался в античном искусстве начиная с ранней классики. В Каноне Поликлета автор характеризует его как необходимую часть красоты. В античной скульптуре периода классики принцип контрастного уравновешивания положения плечевого и тазового пояса фигуры при переносе тяжести тела на одну ногу использовал Поликлет из Аргоса.
Исчезнув в эпоху Средних веков, контрапост был воскрешен мастерами Ренессанса, например, Донателло. По свидетельству архитектора и скульптора римского Барокко Дж. Л. Бернини, этот термин придумал Микеланжело (1475—1564), но использовал его без каких-либо разъяснений.
Принцип контрапоста использовался скульпторами Барокко (франц. déhanchement — "покачивание бедрами"), он позволял подчеркивать пластичность, усиливать динамику, экспрессию статуй.
Резкие контрапосты являются характерными для маньеризма и барокко.
В более широком значении — то же, что контрапункт.
|