МИР ЭТРУСКОВ
К этрускам часто относят эпитеты «загадочные», «таинственные». Неизвестно, откуда они пришли и куда исчезли. Существует несколько гипотез об их происхождении. Общепризнанной считается версия, высказанная Геродотом. Он говорит, что этруски пришли на Апеннинский полуостров из Малой Азии, точнее, из Лидии, которую они вынуждены были покинуть из-за страшного голода. Одна половина этого народа осталась в Малой Азии, а другая отправилась на поиски новой родины. По имени предводителя греки стали называть переселенцев тирренцами, а область, где они поселились,— Тирренией. Латиняне же нарекли их этрусками. Сведения древних авторов об этрусках очень скудны. А поскольку до сих пор практически не разгадан их язык, то мы не можем воспользоваться и этрусскими письменными источниками. И только археологические открытия, начало которых относится к XV веку, дали возможность изучать памятники материальной культуры этого народа.
Этруски (итал. Etruschi, лат. Etrusci, Tusci, др.-греч. τυρσηνοί, τυρρηνοί, самоназв. Rasenna, Raśna) — древняя цивилизация, населявшая в I тыс. до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова (область — древняя Этрурия, современная Тоскана) между реками Арно и Тибр и создавшие развитую культуру, предшествовавшую римской и оказавшую на неё большое влияние.
Римские заимствования у этрусков включают развитое инженерное искусство, в частности возведение арочных сводов зданий. Такие римские обычаи, как бои гладиаторов, гонки на колесницах и многие погребальные обряды, также имеют этрусское происхождение.
Точные пределы Этрурии определить не представляется возможным. Начало истории и культуры этрусков положено в регионе Тирренского моря и ограничено бассейном рек Тибр и Арно. В речную сеть страны входили также реки Авенция, Весидия, Цэцина, Алуза, Умбро, Оза, Альбиния, Армента, Марта, Минио, Аро. Широкая речная сеть создавала условия для развитого земледелия, в ряде мест осложнённого заболоченными участками. Южная Этрурия, почвы которой были часто вулканического происхождения, имела обширные озёра: Циминское, Алсиетиское, Статоненское, Вольсинское, Сабатинское, Тразименское. Более половины территории страны занимали горы и холмы. По росписям и рельефам можно судить о разнообразии флоры и фауны региона. Этруски культивировали кипарис, мирт, гранатовое дерево, привезённое в Италию из Карфагена (изображение граната встречается на предметах этрусков в VI в. до н. э.).
В VII веке до н. э. у народов, населявших Этрурию, появилась письменность. Точных свидетельств, доказывающих любую из теорий о происхождении этрусков, не существует. Наиболее распространены две версии: по одной из них, этруски родом из Италии, по другой этот народ мигрировал из Восточного Средиземноморья. В пользу второй теории говорят труды Геродота, появившиеся в V веке до н. э. Как утверждал Геродот, этруски — это выходцы из Лидии, области в Малой Азии, — тиррены или тирсены, вынужденные покинуть родину из-за катастрофического неурожая и голода. По мнению Геродота, это произошло практически одновременно с Троянской войной. Гелланик с острова Лесбос упоминал предание о пеласгах, которые прибыли в Италию и стали именоваться тирренами. В то время рухнула микенская цивилизация и пала империя хеттов, то есть датировать появление тирренов следует XIII веком до н.э, или чуть более поздним временем. Возможно, с этим преданием связан миф о бегстве на запад троянского героя Энея и основании римского государства, имевший большую важность для этрусков. Гипотезу Геродота подтверждают данные генетического анализа, которые подтверждают родство этрусков с обитателями Турции.
Сторонники автохтонной версии происхождения этрусков отождествляли их с обнаруженной в Италии более ранней культурой Вилланова. Подобная теория была изложена в I веке до н. э. Дионисием Галикарнасским, но приведенные им доводы вызывают сомнения. Археологические раскопки свидетельствуют о преемственности, проходящей от культуры Вилланова I через культуру Вилланова II с импортом товаров восточного Средиземноморья и Греции до ориентализирующего периода, когда возникают первые свидетельства проявления этрусков в Этрурии. В настоящее время культура Вилланова ассоциируется не с этрусками, а с италиками.
Вплоть до середины XX в. «лидийская версия» подвергалась серьёзной критике, особенно после дешифровки лидийских надписей — их язык не имел ничего общего с этрусским. Однако по современным представлениям, этрусков следует отождествлять не с лидийцами, а с более древним, доиндоевропейским населением запада Малой Азии, известным как «протолувийцы» или «народы моря».
По мнению А. И. Немировского, промежуточным пунктом миграции этрусков из Малой Азии в Италию была Сардиния, где с XV века до н. э. существовала весьма сходная с этрусками, но бесписьменная культура строителей нурагов.
На материале античных источников и данных археологии можно сделать вывод о том, что в этногенезе этрусков приняли участие древнейший элемент доисторического средиземноморского единства в период начала движения с Востока на Запад в IV—III тыс. до н. э.; также волна переселенцев с ареала Чёрного и Каспийского морей во II тыс. до н. э.; в процессе формирования этрусской общности встречены следы эгейских и эгейско-анатолийских эмигрантов. В подтверждение тому приводят результаты раскопок на о. Лемнос (Эгейское море), где были встречены надписи, близкие грамматическому строю этрусского языка.
С этрусками раннего, египетского периода связывают легендарное племя турша, жившее в восточном Средиземноморье и совершавшее захватнические набеги на Египет (XIII—VII вв. до н. э.). Тит Ливий приводит полулегендарную версию о северном происхождении этрусков от приальпийских племён. Вероятно, проникновение мигрирующих северных племён на Апеннинский полуостров как носителей культуры Протовилланова, можно принять. Возвышение же этрусков в VIII в. до н. э. в Средней и Северной Италии есть естественное развитие предыдущей культуры Вилланова.
Становление, развитие и распад этрусского государства происходили на фоне трёх периодов Древней Греции — ориентализирующего или геометрического, классического, эллинистического, а также возвышения Рима. Более ранние этапы даны в соответствии с автохтонической теорией происхождения этрусков.
Основой процветания Этрурии было земледелие, которое позволяло содержать скот и экспортировать излишки пшеницы в крупнейшие города Италии. В археологическом материале найдены зерна полбы, овса и ячменя. Высокий уровень земледелия этрусков позволял заниматься селекцией — был получен этрусский сорт полбы, впервые они начали возделывать культурный овес. Лен шёл на шитье туник и плащей, корабельных парусов. Этот материал использовался для записи различных текстов (позже это достижение было заимствовано римлянами). Имеются свидетельства антиков о прочности льняной нити, из которой этрусские ремесленники изготавливали панцири (гробница VI в. до н. э., Тарквинии). Довольно широко этруски применяли искусственное орошение, дренаж, регулирование течения рек. Известные археологической науке древние каналы находились у этрусских городов Спина, Вейи, в районе Коды.
В недрах Апеннин залегали медь, цинк, серебро, железо, на острове Ильва (Эльба) железнорудные запасы — всё разрабатывалось этрусками. Наличие многочисленных изделий из металла в гробницах VIII в. до н. э. в Этрурии ассоциируется с адекватным уровнем рудного дела и металлургии. Остатки горнорудного дела широко встречены у древней Популонии (район Кампилья Марритима). Анализ позволяет установить, что выплавка меди и бронзы предшествовала железообработке. Встречаются находки из меди, инкрустированные железными миниатюрными квадратиками — приём, применяемый при работе с дорогостоящими материалами. В VII в. до н. э. железо ещё было редким металлом для обработки. Тем не менее металлообработка в городах и колониальных центрах выявлена: в Капуе и Ноле было развито производство металлической посуды, в Минтурнах, Венафре, Суэссе найден ассортимент предметов кузнечного ремесла. Мастерские по обработке металлов отмечены в Марцаботто. Для того времени добыча и обработка меди и железа была значительной по масштабам применения. В этой области этруски преуспели в сооружении шахт для ручной добычи руды.
Этруски обожествляли силы природы и поклонялись множеству богов и богинь. Основными божествами этого народа считались Тин (Тиния) — верховный бог неба, Уни и Минерва. Кроме них было много и других богов. Небо было разделено на 16 областей, в каждой из них обитало своё божество. В мировоззрении этрусков существовали также боги моря и преисподней, природных стихий, рек и ручьев, боги растений, ворот и дверей; и обожествленные предки; и просто различные демоны (например, Демон Тухулка с ястребиным клювом и клубком змей на голове вместо волос, который являлся исполнителем воли богов преисподней).
В религии этрусков, как и других древних народов, важнейшее место принадлежало потусторонней жизни. Особая роль отводилась росписям гробниц, всегда имевшим сакральный смысл. Потолок часто покрывался шахматным орнаментом, обозначавшим небо преисподней. На главной стеле напротив входа помещалось изображение одного из символов умершего, его погребального ложа или божества смерти Фуфлунса со свитой. Главными предметами погребального культа были урны и саркофаги — вместилища праха покойного. Наиболее ранние памятники такого рода — биконические урны и урны-канопы, часто напоминающие египетские сосуды для мумифицированных органов умершего. Крышки урн сделаны в виде человеческой головы, портретирующей покойного, ибо именно она служит вместилищем жизненной силы.
Этруски верили, что боги могут покарать людей за промахи и недостаток внимания к своим персонам, и поэтому для их умилостивления нужно приносить жертвы. Наибольшей жертвой полагалась человеческая жизнь. Как правило, это были преступники или пленники, которых заставляли вести смертельные бои во время похорон знатных людей. Однако в критические моменты этруски приносили в жертву богам и собственные жизни.
На крышках саркофагов усопшие часто представлены возлежащими за пиршественным столом (на греческий манер) или спящими вечным сном. Многие лица отличаются индивидуальностью, предполагающей портретные изображения.
К числу редких экземпляров относится крышка бронзовой урны с изображением юноши. Он показан полулежащим на ложе и опирающимся на подушки. Его черты идеализированы в стиле классического искусства, а сама фигура является редким образцом этрусской бронзовой монументальной скульптуры.
На алебастровом саркофаге из берлинского собрания соединены рельефное изображение на стенках и фигурная скульптура на крышке. На передней стенке представлена сцена из знаменитого мифа о состязании Пелопса и Эномая за руку красавицы Гипподамии. Среди действующих лиц изображен и Миртил — возничий Эномая, который помог Пелопсу победить соперника и был после победы сброшен со скалы. На рельефе воспроизведен тот момент, когда Пелопс пытается расправиться с Миртилом, схватив его рукой за голову, а тот, ища спасения, обращается к защитной силе алтаря.
Слева стоит Гипподамия с колесом в руке, которое является напоминанием о соревновании на колесницах и символом изменчивости счастья (с колесом часто изображалась Фортуна — богиня переменчивой судьбы). На крышке саркофага, на ложе, покрытом шкурой, возлежит покойник. В его правой руке -чаша для возлияний. Основная идея саркофага — противопоставление земного и загробного бытия.
Мифологическая сцена, указывающая на неустойчивость и трагичность земной жизни, контрастирует с фигурой на крышке, отражающей умиротворенное состояние души после смерти.
Для этрусской культуры характерны терракотовые вотивные головы (вотивный — посвященный в храм по обету, данному божеству), которые приносились в храм жертвователями с целью снискать покровительство. Несмотря на идеализированность многих изображений, в ряде случаев ощутимо явное стремление отразить характерные особенности лица: вытянутый овал, удлиненный нос, широкие скулы, пухлые губы.
Протовиллановианский период
Самым важным из исторических источников, обозначивших начало этрусской цивилизации, является этрусское летоисчисление saecula (столетий). Согласно ему, первое столетие древнего государства, saeculum, началось примерно в XI или X веке до н. э. Это время относится к так называемому протовиллановианскому периоду (XII—X века до н. э.). Данных о протовиллановианцах чрезвычайно мало. Единственное важное свидетельство о начале новой цивилизации — изменение погребального обряда, который стал совершаться путём кремации тела на погребальном костре с последующим захоронением праха в урнах.
Периоды Вилланова I и Вилланова II
Своё название виллановианская культура получила по селению близ Болоньи, где были найдены первые артефакты этой цивилизации. Указанный период распадается на две фазы — Вилланова I и Вилланова II, датируемые приблизительно IX и VIII веками до н. э. Цивилизация была довольно развитой. Виллановианцы считались прекрасными воинами, пользовались колёсным транспортом, занимались сельским хозяйством, обрабатывали металлы — по большей части бронзу. Будучи хорошими мореплавателями, виллановианцы торговали с Сардинией. От них этруски переняли погребальные обряды, ремёсла и многое другое.
Этрурия
Культурный подъём в Этрурии, начавшийся в VIII—VII веках до н. э., связывается с влиянием многочисленных мигрантов из более развитых регионов Средиземноморья (возможно, также из Сардинии, где существовала культура строителей нурагов) и соседством с греческими колониями. В начале VII века до н. э. начался так называемый ориентализирующий период. Точкой отсчёта взята дата возведения гробницы Боккорис в Тарквинии в 675 году до н. э. В ней были найдены предметы в стиле Вилланова и товары из Греции и Восточного Средиземноморья. В VII веке до н. э. активная торговля превратила Этрурию в богатое государство. Виллановианские поселения начали объединяться в города. Появились пышные захоронения.
Период расцвета
В середине VII века до н. э. в Этрурию прибыл знатный грек Демарат из Коринфа. С его сыном Лукумоном связано предание о первом этрусском царе, описанное Ливием. Лукумон был женат на этрусской знатной девушке Танаквиль. В Тарквинии он не мог занять видного положения, не являясь чистокровным этруском, и жена уговорила его отправиться в Рим. По дороге супругам было дано предзнаменование о будущем величии Лукумона. Оно сбылось: под именем Луция Тарквиния Приска (Луций — производное от Лукомон, Тарквиний — по названию родных мест, откуда он прибыл, Приск — переводится как «первый», имелось в виду первый в роде этрусских царей Рима) Лукумон стал первым этрусским царём Рима (616—578 до н. э.). В это время этруски сильно продвинулись на юг, к Кампании. Было основано двенадцать колоний, самой крупной была Капуя (современная Санта-Мария-ди-Капуя-Ветере).
В 578 году до н. э. Тарквиний был убит, и власть перешла к его внебрачному сыну Сервию Туллию. Он был убит в 535 году до н. э. собственными братьями, один из которых, Тарквиний Гордый (534—510/509 до н. э.) стал новым царём Рима. Легенды говорили о нём, как о беспощадном тиране. Он упрочил господство Рима, расширил территории. Однако, недовольные царём римляне изгнали его. С падением Тарквиния Гордого в Риме началась эпоха Республики.
Около 525 года до н. э. этруски спустились в область Болоньи, являвшейся крупным центром культуры Вилланова. Было основано двенадцать городов-государств, образовавших союз. Этрурия достигла берегов реки По. В это время этрусская экспансия достигла апогея. Два порта — Спина и Адрия — обеспечивали выход в Адриатическое море. Этрурия процветала. В конце VI и начале V века до н. э. объём импорта из греческой Аттики резко вырос. Постепенно интересы этрусков и греков вошли в конфликт.
Около 535 года до н. э. этруски, объединившись с Карфагеном, вступили в сражение с фокейцами. Греки победили, но Сардиния осталась в руках карфагенян, а этруски основали колонию на Корсике. В 524 г. до н. э. этруски встретились с греками уже на суше. Победить греков не удалось и на этот раз.
В VII веке до н.э. с ростом этрусских городов получают широкое развитие строительное дело и архитектура. Среди городских общественных сооружений особая роль отводилась храмам, на конструкцию и декоративное оформление которых оказала большое влияние греческая архитектура. В частности, у греков этруски переняли такие элементы архитектурного декора, как антефиксы, акротерии, фигурные карнизы и фризы. Все эти детали изготавливались из обожженной глины и богато раскрашивались. Особенно популярными были красочные антефиксы с изображением масок гор-гон, силенов или менад на фоне пальметты. Помимо чисто практических целей — защиты торцовых частей кровли от влаги, антефиксы, вернее персонажи, представленные на них, должны были отпугивать от храма враждебные силы. На антефиксах VI — V веков до н.э. чувствуется сильное влияние позднеархаической греческой скульптуры. Очень выразительно лицо силена на антефиксе начала IV века до н.э. Высокое мастерство лепки, дополненное яркой раскраской и пышным обрамлением в виде пальметты, делает архитектурную деталь особенно выразительной.
Каждый из этрусских городов оказывал влияние на территорию, которую контролировал. Точное количество жителей этрусских городов-государств неизвестно, по приблизительным подсчетам население Черветери в период расцвета составляло 25 тысяч человек.
Черветери был самым южным городом Этрурии, он контролировал залежи металлоносной руды, обеспечившей благосостояние города. Поселение располагалось рядом с побережьем на крутом уступе. Некрополь по традиции находился за пределами города. К нему вела дорога, по которой провозили погребальные повозки. По обеим сторонам дороги располагались гробницы. Тела покоились на скамьях, в нишах или терракотовых саркофагах. Вместе с ними помещали личные вещи усопшего.
От названия этого города (этр. — Цере) впоследствии произошло римское слово «церемония» — так римляне называли некоторые погребальные обряды.
Соседний город Вейи отличался отличной защитой. Город и его акрополь были окружены рвами, делавшими Вейи почти неприступным. Здесь обнаружили алтарь, фундамент храма и резервуары для воды. Вулка — единственный этрусский скульптор, имя которого нам известно, являлся уроженцем Вей. Область вокруг города примечательна вырубленными в скале проходами, служившими для отвода воды.
Признанным центром Этрурии являлся город Тарквиния. Название города происходит от сына или брата Тиррена Таркона, основавшим двенадцать этрусских полисов. Некрополи Тарквинии сосредотачивались возле холмов Колле-де-Чивита и Монтероцци. Вырубленные в скале гробницы защищались курганами, камеры расписывались в течение двухсот лет. Именно здесь обнаружили великолепные саркофаги, украшенные барельефами с изображениями усопшего на крышке.
При закладке города этруски соблюдали ритуалы, подобные римским. Выбиралось идеальное место, выкапывалась яма, в которую бросали жертвоприношения. От этого места основатель города плугом, запряженным коровой и быком, проводил борозду, определявшую положение городских стен. Там, где это было возможно, этруски использовали решетчатую планировку улиц, ориентируя их по сторонам света.
Описанные выше дома и гробницы принадлежали людям, которые могли себе позволить приобретать предметы роскоши. Поэтому большинство предметов быта, найденных на раскопках, рассказывают о жизни высших слоев этрусского общества.
Археологическое изучение этрусских погребений выявило социальное расслоение населения. Низшие слои этрусков образовывали домашние рабы и пенесты — зависимые землевладельцы. Античная традиция донесла сведения о том, что пенесты — аборигенное население Фессалии, обслуживающее земледельческую отрасль экономики, пенесты — коренное население, покоренное тирренами и, вполне вероятно, обложенное повинностями, однако не рабской зависимости. Рабы присутствуют в домах знатных родов. Возможно, эти рабы — пленные и выкупленные чужеземцы, представшие в погребальной стенописи слугами — музыкантами, танцовщиками. Представленные во фресках сюжеты позволяют предполагать существование ритуальных убийств рабов и травлю их зверями.
Установление у этрусков военной организации свободного населения позволяет говорить о наличии в их общественной организации свободных ремесленников и земледельцев. Знать выступала верхом и на колесницах, простые воины — пехотинцами.
Этруски любили участвовать в боевых состязаниях и, возможно, в помощи по хозяйству другим людям. Также этруски имели театр, но он не получил такого распространения, как, например, аттический театр, а найденных рукописей пьес недостаточно для окончательного анализа.
Первые памятники культуры этрусков относятся к концу IX — началу VIII вв. до н. э. Цикл развития этрусской цивилизации завершается ко II в. до н. э. Рим находился под её влиянием до I в. до н. э.
Этруски долго сохраняли архаические культы первых италийских поселенцев и проявляли особенный интерес к смерти и загробному миру. Поэтому этрусское искусство значительно было связано с украшением гробниц, причем исходя из концепции, что предметы в них должны сохранять связь с реальной жизнью. Самым примечательным из сохранившихся памятников являются скульптура и саркофаги.
Исходным пунктом этрусской цивилизации надо считать культуру Виланова (по названию поселения близ Болоньи), относящуюся к IX—VIII векам до н.э. Для этой эпохи характерны сосуды в технике импасто, которые лепились вручную из плохо обработанной глины. С XV века до н.э. под влиянием привозной керамики из Греции и стран Передней Азии и благодаря распространению гончарного круга керамика импасто приобретает правильные формы и гладкую поверхность, которая после лощения и последующего обжига получает металлический блеск. Формы многих сосудов копируют привозные изделия. Например, большой котел — холмос, на высокой фигурной четырехчастной подставке воспроизводил в глине сирийско-урартский бронзовый котел и служил курильницей во время ритуальных церемоний.
Свои керамические изделия этруски создавали, вдохновляясь работами греческих мастеров. Формы сосудов менялись на протяжении столетий, равно как техника изготовления и стиль. Виллановианцы изготовляли гончарные изделия из материала, часто называемого импасто, хотя это не совсем корректный термин для описания италийских сосудов из глины с примесью, обожженных до коричневого или чёрного цвета.
Приблизительно в середине VII века до н. э. в Этрурии на смену сосудам импасто позднее приходит новый вид керамики появились настоящие сосуды буккеро (от испанского названия сосудов древних индийцев, имевших черный цвет) — характерная для этрусков чёрная керамика. Для буккеро характерны глубокая черная блестящая поверхность и четкие чеканные формы, воспроизводящие дорогую металлическую посуду. Ранние сосуды буккеро были тонкостенные, украшенные насечками и орнаментом.
Позднее излюбленным мотивом стала процессия животных и людей. Постепенно сосуды буккеро становились вычурными, перегруженными украшениями. Несмотря на утрату изящества и перегруженность декором, они все же обладают художественными достоинствами, как, например, киаф, украшенный рельефными изображениями человеческих голов на стенках и ручках и пятью коническими выступами по краю. По мнению исследователей, вазы буккеро предназначались для погребальных и культовых целей. Этот тип керамики исчез уже к V веку до н. э.
В XII веке до н.э. под воздействием греческой вазописи появляются расписные сосуды: грушевидные арибаллы, алабастры, ольпы, ойнохои. Их поверхность густо покрыта изображениями, без декора не остается даже пространство между фигурами — там помещаются розетки. Примером типичной росписи этого времени является орнаментация ольпы мастера Розони, состоящая из четырех фризов с животными. Особую нарядность сосуду придают раскраска отдельных деталей пурпуром и гравировка. Цвет глины (греческие сосуды — светлоглиняные) и отдельные элементы декора позволяют определить руку этрусского мастера.
Через полтораста лет опять же под греческим влиянием в Этрурии утверждается чернофигурный стиль вазописи. Наиболее известны произведения из мастерских в городе Вульчи, получившие название «понтийских» ваз. Их роспись представляет собой ряд орнаментальных и сюжетных фризов, для которых характерна некоторая небрежность в исполнении фигуры, сочетающаяся с динамичностью и выразительностью поз и движений. Известна одна из понтийский ваз, происходящая из мастерской этого города, во главе которой стоял мастер Париса (название — по сюжету вазы его работы). В ней специфически этрусские элементы проявились как в самой форме вазы (амфора с лентовидными ручками), так и в ее росписи, где сцена терзания животных выглядит очень эффектно.
В VI веке получила распространение чернофигурная керамика. Этруски в основном копировали изделия из Коринфа и Ионии, добавляя что-то свое. Этруски продолжали производить чернофигурные сосуды, когда греки перешли к краснофигурной технике. Настоящая краснофигурная керамика появилась в Этрурии во второй половине V века до н. э. Излюбленными сюжетами были мифологические эпизоды, сцены прощания с умершими. Центром производства были Вульчи. Расписанная керамика продолжала производиться в III и даже во II веке до н. э. Но постепенно стиль склонялся к чёрной керамике — сосуд покрывался краской, что имитировало металл. Встречались посеребренные сосуды, изысканной формы, украшенные горельефами. Поистине знаменитой стала керамика из Ареццо, использовавшаяся на столах римлян в последующие столетия.
Среди произведений мелкой пластики многочисленные статуэтки, изображающие жрецов, молящихся, воинов, богов. На первый взгляд они выглядят примитивно. Но динамичность движений и выразительность поз, акцентирование отдельных деталей фигуры позволило этрусским мастерам создать неповторимый стиль. В числе персонажей нередко встречается Геракл, представленный со своими атрибутами: палицей в правой руке и львиной шкурой, переброшенной через левую руку.
Во множестве дошли до нас и этрусские зеркала, которые были не столько предметом повседневного обихода, сколько носителями магического смысла, тесно связанного с идеей возрождения души. Похожие в целом друг на друга, они отличаются бесчисленным разнообразием декора. На рисунках, исполненных гравировкой,— сцены из греческих и этрусских мифов. Часто встречаются сюжеты троянского цикла: суд Париса, вынос Аяксом тела Ахилла. Изображения, помещенные в орнаментальную рамку, всегда имели символическое содержание, часто напоминающее о возрождении после смерти, метаморфозах в потустороннем мире.
Но особого мастерства в обработке металла достигли этрусские ювелиры. Среди женских украшений популярностью пользовались серьги, которые отличались необычайной тонкостью и мастерством отделки. Они имели форму дисков, подков, корзиночек. Мастера искусно обыгрывали контраст гладко полированной золотой поверхности с матовым рисунком, который создавался гранулированием (покрытием зернью). В технике грануляции этрусские мастера достигли необычайной виртуозности, ибо размер отдельных гранул столь мал, что они почти неразличимы невооруженным глазом. Эффект достигался покрытием по определенному рисунку раскаленной поверхности металла тончайшей золотой пылью. В сочетании с филигранью и ажурным рисунком гранулированный декор придавал изделию праздничный и нарядный вид.
К числу непревзойденных шедевров микротехники относятся этрусские геммы. Обладая довольно прозаическими функциями - служить личной печатью владельца,— этрусские геммы (а точнее— инталии, то есть камни с, углубленным изображением) — настоящие произведения искусства, ибо на крошечном участке резчики с виртуозным мастерством изображали порой целую картинку из жизни мифологических героев. Первые этрусские геммы, появившись в VI веке до н.э., повторяли по форме камня (скарабей) и манере резьбы греческие инталии. В начале IV века до н.э. в этрусской глиптике рождается новый самобытный стиль резьбы —«глоболо», когда изображение строится из комбинаций многочисленных шариков, приобретая при этом предельную стилизованность и условность. Экспонат такого рода — скарабей первой половины IV века до н.э. с изображением Беллерофона, поражающего копьем химеру.
В работе с бронзой этрускам не было равных. Это признавали даже греки. Они коллекционировали некоторые предметы этрусской бронзы. Бронзовые сосуды, особенно для вина, часто повторяли греческие формы. Из бронзы делались черпаки и сита. Некоторые изделия украшались барельефами, ручки имели форму головок птиц или животных. Из бронзы делались канделябры для свечей. Сохранилось также большое количество жаровен для благовоний. Среди прочей бронзовой утвари встречаются крюки для мяса, тазы и кувшины, треножники для котлов, чаши для возлияний, подставки для игры коттабос.
Особую категорию составляли предметы женского туалета. Одним из самых известных изделий этрусских мастеров были бронзовые ручные зеркальца. Некоторые снабжены откидными ящичками, украшены горельефами. Одну поверхность тщательно полировали, обратную украшали гравировкой или горельефом. Из бронзы делались стригилы — лопаточки для счищения масла и грязи, цисты, пилки для ногтей, ларчики.
Самые лучшие предметы в этрусском доме делались из бронзы. Прочие были утрачены, поскольку делались из дерева, кожи, лозы, ткани. Об этих предметах мы знаем благодаря различным изображениям. На протяжении нескольких столетий этруски пользовались креслами с высокой округлой спинкой, прототипом которого было плетеное кресло. Изделия из Кьюзи — стулья со спинками и столы с четырьмя ножками — свидетельствуют о том, что в VII веке до н. э. этруски сидели за столом во время принятия пищи. В Этрурии было распространено совместное принятие пищи супругами; они вместе возлежали на греческом ложе-клине, которое покрывалось тюфяками и подушками, сложенными вдвое. Перед ложем ставились низкие столики. В VI веке до н. э. появляется много складных стульчиков. Этруски также заимствовали у греков стулья с высокими спинками и высокие столы — на такие ставились кратеры и ойнохойи.
По современным стандартам этрусские дома обставлены довольно скудно. Как правило, этруски не использовали полки и шкафы, вещи и провизию хранили в ларцах, корзинах или вешали на крюки.
На протяжении столетий этрусские аристократы носили ювелирные изделия и приобретали предметы роскоши из стекла, фаянса, янтаря, слоновой кости, драгоценных камней, золота и серебра. Виллановианцы в VII веке до н. э. носили стеклянные бусы, украшения из драгоценных металлов и фаянсовые подвески из Восточного Средиземноморья. Самыми важными местными изделиями были фибулы, изготовленные из бронзы, золота, серебра и железа. Последние считались редкостью. Исключительное благосостояние Этрурии в VII веке до н. э. вызвало бурное развитие ювелирного дела и приток импортных изделий. Серебряные чаши импортировались из Финикии, изображения на них копировались этрусскими мастерами. Из ввозимой с Востока слоновой кости изготавливали шкатулки и кубки. Большинство ювелирных изделий производилось в Этрурии. Золотых дел мастера использовали гравировку, филигрань и зернение. Кроме фибул были широко распространены булавки, пряжки, ленты для волос, серьги, кольца, ожерелья, браслеты, пластинки на одежду. Во время архаики украшения стали более вычурными. В моду вошли серьги в виде крошечных мешочков и дискообразные серьги. Использовались полудрагоценные камни и цветное стекло. В этот период появились прекрасные геммы. Полые подвески или булла часто играли роль амулетов, их носили дети и взрослые. Этрусские женщины эллинистического периода предпочитали украшения греческого типа. Во II веке до н. э. на голове носили тиару, в ушах маленькие серьги с подвесками, на плечах застежки в виде дисков, руки украшали браслеты и кольца.
Одежда состояла главным образом из накидки и рубашки. Голову покрывали высокой шапкой с круглым верхом и загнутыми полями. Женщины распускали волосы по плечам или заплетали их в косы и покрывали голову шапочкой. Обувью для мужчин и женщин служили сандалии. Этруски все носили короткие волосы, за исключением жрецов — гаруспиков. Жрецы свои волосы не стригли, но убирали их со лба узкой головной повязкой, золотым или серебряным обручем. В более древний период этруски свои бороды коротко стригли, но позднее их стали сбривать начисто.
Ослабление господства
После 509 года до н. э., когда был свергнут Тарквиний Гордый, история Этрурии пестрит пробелами. Этруски не смогли вернуть себе власть над Римом. Позже они потерпели поражение под Аричией, городом к югу от Рима, затем утратили власть над Южной Лацией, потеряли дороги, ведущие на юг, в Кампанию. Ослабли и союзники этрусков, и близ Кум этрусский флот потерпел поражение от греков во главе с Гиероном в 474 году до н. э. Сиракузцы стали нападать на этрусские колонии Корсики и Эльбы. Этруски утратили былое господство.
V столетие и первая половина IV века до н. э. стали временем борьбы этрусских государств с Римом, которая началась с соперничества за Фидены, маленький этрусский городок в 10 км от Вечного города. В 435 году до н. э. городок был захвачен римлянами. Возникла необходимость объединения этрусских государств, однако союз так и не состоялся. Город Вейи оказались один на один с римлянами. В 405 годудо н. э. началась осада Вей; город был захвачен в 396 году до н. э. Победа Рима была полной и необратимой.
Вскоре на северные государства Этрурии напали галльские племена. Этруски лишились Болоньи, Марцаботто уже в IV веке до н. э. В 391 году до н. э. галлы перешли Апеннины. Они нанесли поражение Риму у Аллии, притоке Тибра. В это кризисное время жители этрусского Цере (современный Черветери) приняли сторону Рима, о чём последние не забыли. Тем временем римляне продолжали вторжение в Этрурию. В войну были втянуты Черветери, Чивита-Кастеллана и Тарквиния. Между 358-м и 351 годами до н. э. борьба шла непрерывно. В 351 году до н. э. было заключено перемирие, длившееся сорок лет. В 311 году возобновилась война, в результате которой этрусские города-государства прекратили своё существование как независимые политические образования. Этруски наконец объединились и отстояли Перуджу, Кортону и Ареццо, было заключено перемирие на тридцать лет. Тарквиния заключила ещё одно перемирие на сорок лет.
Ассимиляция этрусков римлянами
В 265 году до н. э. вспыхнуло восстание в Вольсиниях. Римляне восстановили порядок и перенесли город с хорошо укреплённого места на берег озера. Подобная судьба коснулась и жителей Чивита-Кастеллана. К этому времени Рим победил в первой пунической войне, его господство над Италией было полным.
Этруски в дальнейшем выступали союзниками римлян. В 225 году до н. э. этруски сражались на стороне Рима с галлами при Таламоне. Также ни один этрусский город не поднял восстания во время второй пунической войны.
После утраты независимости Этрурия некоторое время сохраняла культурную самобытность. Во II—I веках до н. э. продолжало существовать местное искусство; этот период также называют этрусско-римским. Но постепенно этруски перенимали образ жизни римлян. В 89 году до н. э. жители Этрурии получили римское гражданство. К этому времени процесс ассимиляции этрусских городов был практически завершён вместе с этрусской историей.
Таким образом, эта цивилизация за пять столетий сумела создать столь высокую культуру, что ее можно смело ставить в один ряд с греческой и римской. С. Финогенова
|