ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ
"Нет другой звезды благороднее солнца, звезды, дающей столько тепла и блеска в пустыне неба. Так и мы прославляем те, что всех игр благородней, - Олимпийские игры», — писал в V веке до н. э. Пиндар, один из великих поэтов Древней Эллады, посвящавший свои оды победителям этих замечательных состязаний. Традиции древних Олимпиад живут и в наши дни, а их история уходит в глубь столетий, в ту эпоху, когда на Балканском полуострове, побережье Малой Азии и островах Эгейского моря появились первые рабовладельческие города-государства Древней Греции. Датой рождения Олимпийских игр принято считать 776 год до н. э., с которого стали записывать имена атлетов, одержавших победу на состязаниях. Игры продолжались двенадцать столетий - на протяжении всей истории античного мира — и в последний раз состоялись в 393 году н. э.
Греческие мифы часто приписывают честь основания Олимпийских игр Гераклу, сыну бога-громовержца Зевса и фиванской царицы Алкмены. Один из его двенадцати подвигов — очистка необычайно грязных скотных дворов элидского царя Авгия - послужил своеобразным прологом Олимпийского фестиваля. Царь обещал герою за его труды десятую часть своих стад — триста прекрасных белых быков. Геракл за один день очистил «Авгиевы конюшни», прокопав канал, по которому воды реки Алфей хлынули на скотные дворы и унесли всю грязь. Однако, когда он потребовал награды, царь отказался исполнить свое обещание. Спустя несколько лет могучий герой отомстил коварному царю: пришел с войском и в кровавой битве убил Авгия. В память об этой победе Геракл принес щедрые жертвы Зевсу и решил, что раз в четыре года в долине Алфея будут проходить общегреческие атлетические состязания. Подобно высокой горе на севере Греции, где, по легендам, обитали бессмертные боги, один из холмов, окружавших долину, назывался Олимп Элидский (по городу Элида, расположенному в 56 километрах от места победы Геракла над Авгием). Поэтому игры получили название Олимпийских.
На время Олимпийских игр во всем эллинском мире объявлялось «священное перемирие», которое соблюдалось в течение трех месяцев. Под страхом проклятия и немилости богов никто не мог появляться на территории Олимпии с оружием. Город, виновный в нарушении перемирия, облагали высоким штрафом, а его атлетов лишали права выступать на состязаниях. Руководили играми жители города Элида. Из их числа по жребию в год Олимпийских игр избирали десять судей - элланодиков, которым принадлежала верховная власть над всеми атлетами, их тренерами и многочисленными зрителями, прибывшими в Олимпию. К участию в играх допускали только свободных греческих граждан. Те, кто совершил убийство или опозорил себя трусостью в бою, высказывал презрительное отношение к эллинским богам или за деньги объявлял себя гражданином чужого города, а также чужеземцы и рабы выступать в Олимпии не могли. В силу какого-то странного суеверия, под страхом смертной казни в Олимпии запрещалось появляться замужним женщинам.
В центральной части Олимпии находился священный округ — Альтис (что по-гречески означает «роща»), утопавший в зелени оливковых рощ, стройных пиний и платанов. Здесь, окруженные стеной из белого камня, располагались величественный храм Зевса Олимпийского, построенный архитектором Либоном в V веке до н. э. храм богини Геры и небольшие здания-сокровищницы с дарами крупнейших греческих городов, алтарь для жертвоприношений и многочисленные мраморные и бронзовые статуи атлетов-победителей. В храме Зевса зрителей привлекала знаменитая скульптура бога-громовержца, исполненная величайшим афинским мастером Фидием из золота и слоновой кости и причисленная к семи чудесам света.
Если на заре Олимпийских игр их участниками были только атлеты из близлежащих городов Пелопоннеса, то уже во второй половине VIII века до н. э. в долине Алфея появились представители всех эллинских городов, а в VII веке до н. э. к ним присоединились и атлеты из городов-колоний, основанных древнегреческими купцами и мореходами на берегах Средиземного и Черного морей. Постепенно менялась не только география игр, но и их спортивная программа. На первых играх, с 776 по 728 год до н. э., она ограничивалась лишь одним видом атлетики - бегом на короткую дистанцию, которую греки называли «стадий» (от него происходит слово «стадион», вошедшее во все языки мира). Позднее в программу состязаний вошли бег на среднюю и длинную дистанции, борьба, кулачный бой, классическое пятиборье - пентатлон, панкратий - соревнование, напоминавшее рукопашную схватку, бег в тяжелых воинских доспехах, скачка на лошадях, гонка колесниц, а также состязания «безбородых» - мальчиков и юношей, которые выступали отдельно от взрослых.
К V веку до н. э. окончательно сложился календарь древних Олимпиад. Они происходили в високосный год, во второе или третье полнолуние после летнего солнцестояния (что соответствует июлю или августу), и продолжались пять дней, из которых первый и последний были посвящены торжественным церемониям, а три дня занимали выступления атлетов и конные состязания.
Время наибольшей славы Олимпийских игр, охватывающее VI—V века до н. э., неразрывно связано с эпохой расцвета рабовладельческих городов-государств Древней Греции, периодом высочайших достижений эллинской науки, культуры и искусства. Сама жизнь, полная войн и опасностей, требовала от каждого свободного гражданина готовности в любой момент выступить на защиту своего города с оружием в руках. Вес доспехов тяжеловооруженных воинов-гоплитов превышал 30 килограммов. Бегать в них и сражаться могли лишь физически сильные, хорошо тренированные и закаленные воины. И эти качества достигались постоянными атлетическими упражнениями, которые сопровождали всю жизнь эллинов с детских лет до преклонного возраста. В Древних Афинах человека с нетренированным телом считали таким же необразованным, как не умеющего читать. В Спарте юноша, не прошедший обязательной для каждого гражданина военно-физической тренировки, отличавшейся необычайной суровостью, не мог пользоваться правами и привилегиями истинного спартанца. Философ Платон считал хромым человека, у которого тело и душа развиты неодинаково, а выдающийся политический деятель Афин Перикл, стоявший во главе города в период его «золотого века», с гордостью говорил:
«Все наше государство — это школа Эллады, и каждый гражданин у нас может быть способен к самым разнообразным видам деятельности, обладая изящным и ловким телом».
Так в сознании эллинов сложился идеал разносторонне развитой личности, в которой красота тела гармонически сочетается с духовным богатством и нравственным величием. «Прекрасным и доблестным» называли философы Древней Греции человека, соединявшего в себе силу атлета, мужество воина и высокие этические качества гражданина. Средство достижения этого идеала греки видели в гимнастическом воспитании, а своеобразным экзаменом для эллинских юношей стали общегреческие состязания, и в первую очередь самые знаменитые среди них — Олимпийские игры.
Победители Олимпиад считались «лучшими из людей», их провозглашали «равными богам», избирали на высшие государственные должности, предоставляли почетные места в театрах и на стадионах, освобождали от налогов, порой до конца жизни их кормили за общественный счет. Самые прославленные скульпторы Древней Эллады — Мирон, Поликлет, Фидий, Скопас, Пракситель, Лисипп — создавали мраморные и бронзовые статуи победителей, которые стояли как на площади их родного города, так и в Олимпии, у храма Зевса. Сцены упражнений и соревнований атлетов — любимый сюжет греческих художников, украшавших краснофигурными росписями великолепные вазы и чаши. Эти живые и выразительные изображения, исполненные двадцать пять веков тому назад, воссоздают картину древних Олимпийских игр. Один из лучших мастеров краснофигурной вазописи, Евфроний, работавший в Афинах в конце VI века до н. э., запечатлел на своем кратере (так греки называли сосуд, в котором во время пиршеств смешивали вино с водой) юношей в гимнастической школе, где обычно проводили свои тренировки и атлеты, желающие защищать честь родного города в Олимпии. Безупречно точным рисунком художник передал красивые и стройные фигуры атлетов, один из которых стоит, опираясь на голову мальчика-раба, другой, сняв одежды, капает себе на ладонь оливковое масло, чтобы натереть им кожу и тем самым спастись от солнечных ожогов, а также затруднить действия соперника во время борьбы. Третий юноша аккуратно складывает плащ — гиматий.
Атлеты Древней Греции и во время упражнений, и на Олимпийских играх в присутствии десятков тысяч зрителей выступали без одежды. Этот обычай появился еще на заре Олимпиад, когда один из бегунов потерял набедренную повязку, но первым пришел к финишу. С тех пор юноши без всякого смущения выходили на поле стадиона обнаженными, а эллины восхищались их мужественной красотой, благородной осанкой, загаром, который у греков считался показателем здоровья, и совершенной пластикой движений.
На чаше для вина — килике, сделанном во второй половине V века до н. э., мы видим атлетов после завершения ежедневной тренировки. Юноши счищают со своего тела крупные комья песка и грязи бронзовым скребком - стригилом, после чего принимают холодный душ или обливают друг друга водой из амфор.
Рисунки на вазах последней трети VI - первой половины V века до н. э. знакомят нас и с основными видами состязаний, которые входили в программу древних Олимпийских игр. В стремительном беге изображены на чернофи-гурных амфорах атлеты, о которых древнегреческий писатель Филострат говорил:
«Бегущий не смотрит на зрителей, он видит только награду; он никуда не оборачивается, пусть смеются над ним, пусть хвалят его или даже бросают в него камни; пусть расхищают его дом; пусть явятся вдруг дети, жена. Он ничего не увидит и не заметит. Его привлекает одно — добежать и получить награду».
На краснофигурной вазе, вышедшей из гончарной мастерской Брига, судья в длинном плаще наблюдает за движениями прыгуна. На состязаниях в Олимпии участники классического пятиборья прыгали в длину, но без разбега и при этом использовали бронзовые гантели. Перед прыжком атлет несколько раз размахивал гантелями и, оттолкнувшись от невысокого каменного порога, взлетал в воздух, а перед приземлением, прогибаясь, отбрасывал гантели назад, что, как полагали греки, увеличивало дальность прыжка.
Художники часто показывают на вазах метание диска и бросок копья, которые входили в пятиборье, одно из популярнейших состязаний древних Олимпийских игр. Всемирной известностью пользуется статуя Мирона, изображающая атлета с диском в момент перехода от размаха к броску, когда все тело юноши напряжено, и кажется, что через мгновение он распрямится, а брошенный сильной рукой бронзовый диск полетит на далекое расстояние. Талантливый афинский скульптор середины V века до н. э. сумел с удивительной точностью передать движение атлета и раскрыть в нем способность человека к активному, волевому, героическому действию.
Замечательная бронзовая статуя обнаженного борца, найденная вместе с парной ей фигурой при раскопках Геркуланума, представляет атлета в характерной позе, перед началом схватки. Поединок происходил в Олимпии на площадке, посыпанной толстым слоем песка. В отличие от современной борьбы древние атлеты боролись не на ковре, а стоя, и для победы нужно было бросить противника на песок трижды. Неизвестный скульптор изобразил борца с атлетически тренированной фигурой, сильными руками и цепкими пальцами, словно подстерегающим малейший просчет соперника. Сама поза борца передает напряженное ожидание и стремительную энергию юного атлета.
В изображениях кулачных бойцов художники подчеркивали массу тела, состоящего, кажется, из одних мускулов. В древнем кулачном бою не, было деления по весовым катеториям, на раунды или победы по очкам. Схватка шла до тех пор, пока один из соперников не повергал другого на землю. В рисунке на краснофигурном килике V века до н. э. хорошо заметны те кожаные ремни, которыми древние атлеты оплетали руки от локтя до кисти и перевивали пальцы вместо современной боксерской перчатки. На вазе представлены юноши с высоко поднятыми руками, которые обмениваются ударами. У них характерная для древних кулачных бойцов поза: левая рука устремлена к противнику на уровне его лица, а правая, согнутая в локте, готова нанести ему удар. Бойцы не стараются защищать грудь, так как в древности удары по корпусу считались непрофессиональными и, возможно, были вообще запрещены. Любопытной особенностью боя было право бойца, сбившего с ног соперника, наносить удары лежащему, если тот не признал своего поражения. К числу самых интересных и наиболее зрелищных состязаний древних Олимпийских игр принадлежал панкратий, сцену которого изобразил на краснофигурном килике афинский вазописец начала V века до н. э. Участники этого вида атлетики, не знающего параллелей в современном спорте, выходили обнаженными на площадку, посыпанную песком, и стремились любым приемом сбить соперника с ног. Атлеты высокого роста, с длинными руками предпочитали приемы кулачного боя, коренастые использовали ловкие захваты и мгновенные броски. Победу в панкратий, который, по меткому выражению поэта Пиндара, требовал «силы льва и хитрости лисицы», одерживали, бросив противника наземь, как правило, с помощью болевого приема. Художник, запечатлевший схватку панкратиастов, подметил, как один из них сворачивает сопернику челюсть, что разрешалось правилами, тогда как другой применяет запрещенный прием - давит на глаз противника. Это видит судья и, взмахнув раздвоенной палкой, останавливает схватку.
Проверкой выносливости и мужества будущих воинов служил бег в тяжелых доспехах на два стадия, что составляло около 400 метров. Одного из участников этого состязания изобразил на дне краснофигурного килика афинский художник начала V века до н. э.
Рисунки на вазах переносят нас и на ипподром древней Олимпии, где происходят конные состязания. Наездники, сидящие на породистых скакунах, без седла и стремян, проскакав половину дистанции, ловко прыгали с лошади и старались, не отставая от нее, добежать до финиша. Бывало, что резвый скакун сбрасывал всадника у поворотного столба, как видно на рисунке Сизифа. Позу наездника в этом состязании прекрасно передал греческий скульптор III века до н. э. в бронзовой статуе мальчика, найденной на дне моря, у маленького островка Антикифера. Он был представлен скачущим на лошади (фигура ее не сохранилась).
Гонка колесниц, один из эпизодов которой запечатлен на чернофигурной амфоре VI века до н. э., была самым опасным состязанием древних Олимпиад. Ее участники должны были пройти двенадцать кругов по ипподрому, что составляло дистанцию около 13 километров. Наибольшую сложность представляли повороты, где многое зависело от искусства возничего. Если колесница поворачивала слишком близко от столба, она могла врезаться в него. Нередко у поворотного столба сталкивались несколько колесниц, и возничие гибли. Победу в гонке присуждали не возничему, а хозяину упряжки, как правило, богатому и знатному рабовладельцу.
Торжественную церемонию награждения олимпионика — чемпиона древних Олимпийских игр мы видим на краснофигурной вазе VI века до н. э., где судья завязывает на голове атлета пурпурную повязку и вручает ему ветвь пальмы — «пальму первенства», знак победы на состязаниях. В последний, пятый, день атлет получал из рук главного элланодика оливковый венок, сплетенный из ветвей священного дерева, которое, по преданию, посадил Геракл и которое росло перед храмом Зевса Олимпийского.
Знакомясь со статуями олимпийских победителей и вазами, запечатлевшими их подвиги, мы еще лучше осознаем прекрасные и вдохновенные слова Пиндара:
«Нет более славной победы, чем победа на Олимпийских играх».
Б. РИВКИН
|