БИСТР
Бистр - материал для рисования кистью или пером. Бистр, а позднее и тушь были излюбленными средствами для рисования у старых мастеров (XV-ХVIIIвв.) Рафаэля, С. Боттичелли, А. Дюрера, П. Брейгеля, Рембрандта, А. Ван-Дейка. Бистр имел широкое применение до конца XVIII века и был вытеснен: тушью и сепией.
Бистр — краска, получаемая из сажи специально обработанной древесины в определенной смеси со связующим веществом (клеем). Интенсивный темно-коричневый цвет ее при разбавлении водой изменяется, приобретая более светлые и мягкие тона с желтоватым оттенком.
Цвет бистра - коричнево-рыжеватый. Бистр делают из сажи, получаемой при сжигании буковой древесины. Сажу собирают, растирают на каменной плите или шероховатом стекле и несколько раз промывают в горячей воде, удаляя из нее смолистые вещества. Полученный порошок сажи "отмучивают" в воде, воду сливают и тонко "отмученный" осадок смешивают с клеевым раствором вишневой или сливовой камеди или декстринового клея. После этого выпаривают воду до получения массы, напоминающей мягкий воск. Полученное вещество формуют в таблетки, напоминающие акварель. Таблетки высушивают. В зависимости от степени пережога буковой древесины и прокаливания сажи получают тот или иной оттенок бистра.
Бистр — это материалы для рисования кистью или пером. Особенность таких рисунков - штриховая манера исполнения. До середины XIX века широко распространенными были гусиные перья, а потом в художественную практику прочно входит металлическое перо, которое дает более тонкую и ровную линию. Техника тростникового пера отличается более энергичным штрихом. Трудность работы заключается в особой чувствительности пера, легко изменяющего характер линии. При рисовании бистром, помимо пера, используются и кисти из различных материалов и разных форм, тампоны.
У каждого из художников свои индивидуальные «секреты». Рембрандту, например, была свойственна не только проработка рисунка пером, но и кистью, щепочками, палочкой и даже собственными пальцами, испачканными краской. Современные художники иногда работают заостренной под «лопаточку» спичкой, для удобства вставленной в цанговый карандаш. Такой прием дает очень живой, бархатистый штрих. В зависимости от того, под каким углом проходит линия, меняется ее выразительность — от тяжеловесной, толстой до скальпельно-тонкой, детальной. Техника исполнения бистром довольно активна по изобразительному языку тщательная и точная проработка пером, заливка с помощью кисти тонкими тональными градациями, их контраст с белой (или слегка тонированной) бумагой — все это дает художнику большие творческие возможности.
|