СЕПИЯ
Сепия применяется как материал для рисунка. Использовалась европейскими художниками с середины XVIII века при рисовании пером и кистью.
Также сепией называется вид графической техники, использующей оттенки коричневого, получившей распространение в Европе с середины XVIII в. (О. Фрагонар во Франции и др.)
Более двухсот лет назад эта краска привлекла внимание многих выдающихся мастеров. И неудивительно: ведь сепию отличает нежность тончайших нюансов, сквозящая глубина густых теней, ласковая бархатистость мазков и заливок, теплый коричневый тон.
Сепией работали А. Иванов и П. Федотов, К. Брюллов и И. Айвазовский, И. Репин и И. Левитан, Н. Крымов и Д. Кардовский, многие другие выдающиеся художники.
Натуральная сепия изготавливается из чернильного мешка морского моллюска. Искусстйенная сепия (теперь обычно делают ее имитацию) имеет самые разнообразные оттенки, но уступает натуральной в благородстве, чистоте, прозрачности.
Выполненное этой краской изображение также называют сепией. Франсиско Гойя создал сепию «Крестьянская семья». Беглыми свободными движениями кисти великий испанский художник создал выразительную, глубоко правдивую композицию.
Выходец из народа, Гойя любил простых людей, скромных и благородных тружеников. Потому таким светлым лирическим чувством проникнута выполненная в поздний период его творчества сепия «Крестьянская семья». Она покоряет редким для этого художника настроением тишины и спокойствия.
Равнина. Под высоким горячим солнцем идут трое. Сколько нежности во взгляде матери, обращенном к дочери, и любви в глазах девочки, устремленных на отца, несущего тяжелую ношу! Вся группа как одно целое, но каждый из трех героев глубоко индивидуален. Усиливает впечатление движения крестьян бегущая перед ними собачка.
Сепия с ее теплым коричневым тоном как нельзя лучше помогла Гойе передать ощущение жаркого летнего дня, прозрачность воздуха, насыщенность теней, игру рефлексов.
Многие художники предпочитали писать сепией в соединении с другими художественными материалами. Например, М. Врубель сочетал ее с тушью, графитным карандашом, белилами, черной акварелью, Н. Касаткин — с цветными карандашами, сангиной, К. Богаевский — с тушью.
Сейчас искусственная сепия входит в некоторые акварельные наборы. И хотя она уступает по качеству и красоте натуральной, работать ею приятно: легко берется на кисть, мелкозерниста, хорошо ложится на бумагу.
В XX в. сепия, многообразная по цветовым оттенкам краска акварельного типа, приготовляется искусственным путём. Искусственная сепия менее стойкая, чем натуральная.
Техника работы ею аналогична акварельной.
Цвет натуральной сепии - коричневый с сероватым оттенком, отличается прозрачностью.
Натуральная сепия приготовлялась из чернильного мешка каракатиц.
В настоящее время сепия приготовляется на основе органического красителя и входит в акварельные краски. Искусственная сепия от натуральной отличается многообразием цветовых оттенков.
Натуральная сепия иногда применяется для тонирования фотографий в коричневый цвет. Побочным эффектом сепии является превращение металлического серебра в сульфид, который более стоек к выцветанию. Поэтому многие старые чёрно-белые фотографии коричневые: у них просто больше шансов дожить до наших дней.
Сейчас фотографии цвета сепии ассоциируются со стариной. Почти во всех цифровых фотоаппаратах и фоторедакторах есть функция имитации таких фотографий.
|