МИХАЙЛОВСКИЕ КРУЖЕВА
Русское кружево знают во всем мире. И не просто знают — восторгаются. Красота его поистине сказочна, а мастерство исполнения кажется фантастикой. И вместе с тем такая простота и задушевность! А техника, орнамент, цвета? Все это настолько самобытно, что работы наших кружевниц не спутаешь ни с какими другими.
А ведь русскому кружеву всего триста лет!...
Поначалу плели его из волоченых серебряных и золотых нитей, добавляя иногда жемчуг. Чисто русский прием: в золотую и серебряную «пряжу» вплеталась бить — расплющенная проволока, окрашенная в малиновый, синий, зеленый цвета. Можно представить, сколь эффектны были такие кружева, напоминающие изделия ювелиров! Но и дороги, конечно. Не всякая женщина могла украсить ими свой сарафан, передник или головной убор. Узоры состояли из разной формы зубцов, повернутых вверх и вниз, или «речки» — плавной волнистой полосы, в изгибах которой располагались зубцы, или цепочки с мелкими зубчиками по краям. Эти-то узоры и стали орнаментальной основой льняного кружева.
Оно появилось у нас в конце XVII — начале XVIII столетия. Чуть позже возникают кружевные мастерские при женских монастырях, а некоторые помещики заводят целые «фабрики», где крепостные мастерицы следовали модным заграничным образцам. Но, тесно связанное с крестьянской вышивкой и узорным ткачеством, русское кружево и тогда оставалось глубоко самобытным и народным.
Дорогого оборудования не требовалось, учились девушки охотно. И вскоре в целом ряде районов России кружевоплетение стало промыслом. Уже в XVIII веке сложились центры этого ремесла-искусства: Галич Костромской, Белозерск, Вологда, Торжок, Калягин, Балахна, Елец, Михайлов... Описывая быт одного из этих городков, путешественник рассказывал:
«Пройдитесь... по заволжской... части города, и вы услышите стук коклюшек на улицах и в окнах домов. Мелькает белая лента кружев, слышатся веселый говор и песня...»
Русское кружево не шьют и не вяжут — его плетут коклюшками. Это деревянные палочки с выемкой на конце для наматывания нитей. Перевивая нити, мастерица перекладывает коклюшки в определенном порядке, и они мелодично позвякивают друг о друга. Кружевницы обычно работали под песню. Задушевная мелодия, ритмичный перезвон коклюшек звучали как бы в унисон рождающемуся узору. Можно даже сказать, что кружева — это застывшие песни.
Рисунок северных кружев вызывает в памяти пейзаж русского Севера с его удивительно скромной гармонией красок. Трепетный, прозрачный. Они похожи на морозные узоры на зимнем окне: кажется, дохнешь — и растает... Иное дело кружево рязанской земли, что выделывают в городе Михайлове и окрестных деревнях: плотное, нарядное, многоцветное. В нем отразилась любовь русского народа к радостному узорочью: если это и песня, то веселая, плясовая, обжигающая — с перестуком каблуков!
В старину Михайловские мастерицы делали только «численное» кружево. Это значит, что плели его не по заранее заготовленным рисункам — сколкам, а по памяти — считая число переплетений. На давнюю традицию указывает и отсутствие чересчур сложных узоров. Орнамент геометрический: сочетание прямоугольников, полосок, треугольных «мысов» и веерообразных «бубенцов». Нити брали всего трех цветов — белые, красные и синие, однако так умело сочетали их, что каждое произведение смотрелось по-своему.
Михайловское кружево органично вписывалось в красочный крестьянский костюм. Не только рязанцы — жители почти всей срединной России украшали ими свою одежду Например, рубахи — и мужские и женские. Обшивали также полотенца, простыни, подзоры. На одной из иллюстраций показан край женского передника прошлого века. Кружево плотное, яркое — и как удачно сочетается с вышивкой и ткачеством!
После революции михайловские мастерицы объединились в артель, которая позже стала основой коллектива фабрики «Труженица». Развитие здешнего кружева в советское время во многом связано с деятельностью заслуженного художника РСФСР Д. Смирновой, приехавшей в Рязань в 50-е годы. В ее творчестве, в работах других талантливых художников старинное искусство приобрело ряд новых черт: укрупнились узоры, появились новые цвета. Хороший пример — полотенце «Рязань моя». Здесь введены желтый, зеленый, черный — и красочный аккорд стал более мощным. В произведениях Д. Смирновой впервые появляются изображения человеческих фигур — веселые хороводы женщин в белых передниках.
В старину михайловское кружево было только прямым. Теперь же оно нередко приобретает форму угла или закругления. Изменилась и техника плетения: кружево стало многопарным. Перед мастерицей — валик, к которому прикреплен сколок, где рисунок обозначен дырочками. Вкалывая в них булавки, кружевница с помощью многих пар коклюшек сплетает и перевивает нити, выполняя замысловатые узоры. Но жив и численный способ — именно в этой технике создала немало интересных работ М. Игнатова.
Да, прошлое, нынешний день и будущее связаны нерасторжимо. Недаром в народе говорят: «Старь новизну держит». Поэтому особенно приятно слышать, что и сегодняшние рязанские девчонки не забывают искусства своих бабушек.
Н. ВОРОБЬЕВА
|