Art Gallery

Портал для творческих людей   [email protected]   8-908-796-75-65 / 1win

 

Поиск по сайту

Сейчас 27 гостей онлайн

Мы в контакте

Новости СМИ2

История акварели PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 5
ХудшийЛучший 

ИСТОРИЯ АКВАРЕЛИ

 

Акварель - очень древняя техника.

Первая акварельная техника стала развиваться в Китае после изобретения бумаги во II веке нашей эры. В XIIXIII веках бумага получила распространение в Европе, прежде всего в Испании и Италии. Предшественницей и акварельной техники в Европе была роспись по сырой штукатурке (фреска), позволявшая получать сходные эффекты.

В Европе акварельная живопись вошла в употребление позже других родов живописи.

А. Дюрер. Вид Триента. Акварель, гуашь.Замеча­тельные акварели создавал крупнейший худож­ник эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер. Это бы­ли главным образом пейзажи, в которых он пред­восхитил досера поражают свежестью, чистотой, ясностью красок. Они удивительно современны. Таков воспроизво­димый нами «Вид Триента».

Из первостепенных художников Ренессанса значительный след в акварели оставили Дюрер, чей «Заяц» стал хрестоматийной работой, затем акварели отдали дань Антонис ван ДейкКлод Лоррен и Джованни Кастильоне.

Однако эти примеры оставались единичными вплоть до рубежа XVIII—XIX веков, так что даже в 1829 году Пайо де Монтабер в «Полном трактате о живописи» упоминает об акварели вскользь как об искусстве, не заслуживающем серьезного внимания.

В то же время техника с использованием ослабленных контуров и растушёвки кистью широко применялась, особенно в XVIII веке, участниками научных и военных экспедиций для зарисовки археологических и геологических объектов, растений, животных, при раскраске архитектурных и топографических планов: первоначально употреблялась китайская тушь, затем тушь с лак-кармином, сепия, а затем и другие водяные краски.

В середине XVIII века рисование водяными красками сделалось популярным видом досуга для непрофессионалов: распространению этого развлечения особенно способствовали публиковавшиеся в 1780-е гг. и воспевающие красоту английской глубинки путевые дневники Уильяма Гилпина, которые он снабдил собственными иллюстрациями. В результате на рубеже XVIII—XIX века усилиями сперва Пола Сэндби, затем Томаса Гёртина и наконец, прежде всего, Джозефа Тёрнера акварель превратилась в едва ли не важнейший вид английской живописи — в 1804 г. было основано Общество акварелистов (англ.Society of Painters in Water Colours).

Расцвет акварели в странах Европы прихо­дится на XVIII век. Поскольку акварель незаме­нима в передаче стремительно меняющихся со­стояний природы, эффектов освещения, сильных и ярких впечатлений, неудивительно, что она привлекла к себе особое внимание живописцев-романтиков. Поэтому многие из них предпочли акварельную живопись масляной. Так произошло в Англии на рубеже XVIII и XIX веков, где до­стижения акварелистов повлияли и на пейзаж в масляной живописи.

В этой стране акварель, которая сначала иг­рала служебную роль при подкраске гравюр и рисунков, быстро стала самостоятельным видом живописи.

У. Тернер. Венеция. Большой канал. Акварель.Самым знаменитым мастером акварели в Анг­лии был У. Тернер, открывший огромные возмож­ности этой техники в создании романтических образов природы. Художник обычно работал на влажном листе бумаги, что позволяло од­ним мазкам переходить в другие тонкими пере­ливами.

Тернер был выходцем из бедной семьи. На­блюдательный и впечатлительный мальчик рано начал рисовать. Он часами любовался Темзой, кораблями, окутанными загадочной туманной дымкой, игрой водяных бликов. Когда маль­чику исполнилось двенадцать лет, отец выставил в окнах своей маленькой парикмахерской его акварели. Результат оказался неожидан­ным: работы имели большой успех, их стали охотно покупать...

Цветной туман, облака, морская пена в аква­релях Тернера живут, дышат, полны движения и красоты. Он благоговел перед солнечным све­том - недаром в его палитре преобладают жел­тые цвета.

Понятен интерес французских мастеров кон­ца XIX века к творчеству этого художника: ведь он предвосхитил их достижения в передаче дви­жения, вибрации воздуха, игры красок под от­крытым небом. Они были поражены тем, как Тернеру удавалось передать белизну снега - не одними белилами, а бесконечными оттенками легких и чистых цветов.

Кроме того, популярность акварели возросла и в связи с распространившейся во второй половине XVIII в. моде на портретную миниатюру, — жанр, который с успехом начали осваивать многочисленные художники-любители.

Новации Гёртина, начавшего пользоваться акварелью для картин большого формата, и Тёрнера, существенно обогатившего арсенал технических приёмов акварелиста, вызвали к жизни дальнейший подъём английской акварели в творчестве таких художников, как пейзажисты Джон Селл Котмен, Энтони Копли ФилдингРичард Паркс Бонингтон, Дэвид Кокс, много писавший архитектурные сооружения Сэмюэл Праут, мастер натюрмортов Уильям Генри Хант, а также Сэмюэл Палмер, Джон Варли, Джон Фредерик Льюис, Майлз Бёркет Фостер, Фридерик Уокер и другие мастера. Роль акварели в английском изобразительном искусстве была закреплена сочинениями Джона Рёскина, объявившего Тёрнера крупнейшим художником своего времени.

В середине XIX века акварель завоевала широкую популярность также в США благодаря работам таких художников, как  Уильям Трост Ричардс Томас МоранТомас Икинс и Уинслоу Хомер.

Э. Делакруа. Пиренейский пейзаж. Акварель. Во Франции распространение акварельной живописи было связано с именами Поля ДеларошаЭжена ДелакруаАнри Жозефа Арпинье, а также мастера сатирических рисунков Оноре Домье.

К концу XIX века произошёл некоторый пересмотр отношения к акварели, отчасти связанный с тем, что многие новые краски, введённые в широкое употребление акварелистами середины века, оказались весьма недолговечными, быстро выцветающими. Тем не менее на рубеже веков акварели отдали дань Поль Синьяк и Поль Сезанн во Франции, Морис Прендергаст и Джон Сингер Сарджент в США, а затем Василий КандинскийЭмиль НольдеЭгон ШилеПауль Клее и Рауль Дюфи.

Английская традиция акварели оказала сильное влияние на русских художников, прежде всего тех, кто был связан с императорской Академией художеств, находившейся в столице империи — Санкт-Петербурге.

К. Брюллов. Внутренний вид храма Аполлона Эпикурейского. Акварель.В России в первой половине XIX века подлин­ный взлет акварельной живописи связан с име­нем К. Брюллова. Художник применял разнооб­разную технику: писал сразу в один слой, клал краску в два-три слоя по сухой поверхности бу­маги, тонкой кистью многократно прописывал де­тали.

Прозрачна, наполнена воздухом и светом его акварель «Внутренний вид храма Аполлона Эпи­курейского». Красивы сочетания серебристых, ро­зовых, голубых, синих оттенков - краски ветре­ного летнего дня, когда солнце на считанные минуты скрылось за пробегающим облаком. Худож­ник нашел удачную точку зрения, позволяющую лучше всего судить об архитектуре храма и о пей­заже, который его окружает.

К. Брюллов. Капитан греческого судна. Акварель.Посмотрите, как внимателен К. Брюллов к деталям, как тонко проработал лицо и всю фигу­ру в акварели «Капитан греческого судна». Но в то же время это совсем маленькое по размерам произведение очень цельно, законченно и произ­водит впечатление большой картины. Не верится, что на самом деле оно величиной со страницу из ученической тетради.

Выдающимся акварелистом был Александр Иванов. В его работах исключительно точный и уверенный рисунок гармонично сочетается с яс­ными, насыщенными красками. Естественны, жизненны, грациозны девушки в этюде А. Ивано­ва к акварели «Октябрьский праздник. Танец « Воздыхание ».

А. Иванов. Три женщины. Этюд к акварели «Октябрьский праздник». Акварель.В середине XIX века многие русские художники обращаются к бытовому жанру, используя для этого и акварельную технику. Среди них ве­дущее место принадлежит П. Федотову, обладав­шему исключительной остротой видения, способ­ностью запоминать и воспроизводить быстро ме­няющуюся мимику лица, движения человека. Все творчество этого художника пронизано неиз­менным стремлением к правде.

П. Федотов поздно начал учиться рисовать — ему пришлось овладевать основами изобразитель­ного искусства в таком возрасте, когда воспитан­ники Академии художеств уже завершали свое образование. Будущий художник посещал рисо­вальные классы академии, одновременно служа в полку, где частые маневры, походы и учения отвлекали от систематической работы, а коман­диры смотрели на занятия искусством как на пустую забаву.

П. Федотов внимательно    изучает    окружающую жизнь. «Я стою в карауле (что может быть неприятнее!) и стараюсь развлечься тем, что про­исходит вокруг меня интересного...» - рассказы­вал он. А в свободное время любил смешиваться с многоликой толпой, прислушиваться к ее гово­ру, изучать повадки и обычаи крестьян, мелких купцов, ремесленников.

П. Федотов. Прогулка. Акварель.

Мы воспроизводим одну из ранних акварелей П. Федотова — «Прогулка». Она написана в 1837 году. Это семейный портрет: сдержанный суровый отец, чопорная сводная сестра Анна Ивановна и сам художник на фоне московской улицы. Посмотрите, как тщательно П. Федотов изображает лица, добиваясь точного портретного сходства, как любовно отрабатывает складки одежды, малейшие подробности, относящиеся к главным героям композиции. В то же время художник обобщенно показывает остальные фи­гуры, легкими мазками намечает постройки, задний план, небо. В этой акварели П. Федотова, как и в большинстве других, в равной степени соеди­няются два начала: графическое и живописное.

Первое имя в летописи русской акварели, которое по праву зачинателя и уровню мастерства необходимо назвать — Петр Фёдорович Соколов (1791—1848). Он исполнял портреты, сцены охоты, жанры, запечатлев лик своей эпохи и своих современников.

Акварелью, в портрете и жанре, работали живописец Карл Брюллов (1799—1852) и его брат — архитектор Александр Брюллов (1798—1877). Акварелисты Василий Садовников (1800—1879) и Людвиг Премацци (1818—1891), рисовали императорские дворцы и пейзажи загородных резиденций.

Во второй половине XIX века, в ряду акварельных произведений выделяются листы, исполненные Михаилом Клодтом (1832—1902), маринистами Львом Лагорио (1828—1905) и Александром Беггровым (1841—1914). Свою оригинальную дань искусству акварели принесли такие живописцы, как Илья Репин (1844—1930), Михаил Врубель (1856—1910), Валентин Серов (1865—1911).

И. Репин. Портрет Е. В. Лавровой. Акварель.

Акварельная живопись увлекала и членов объединения «Мир искусства» Александра Бенуа (1870—1960), Льва Бакста (1866—1924), Ивана Билибина (1876—1942), Константина Сомова (1869—1939), Анну Остроумову-Лебедеву (1871—1955). Акварелью владел поэт Максимилиан Волошин (1877—1932), рисунки которого пересекались с его поэтическими произведениями.

Прекрасные акварели создавали И. Крамской, Н. Ярошенко, В. Поленов, В. Серов, В. Савинский.

Великолепно владел акварелью И. Репин. Он писал сочно, смело, красочно. Мы воспроизво­дим принадлежащий его кисти портрет Е. В. Лав­ровой. В работе преобладают два цвета. Но сколь­ко оттенков, тонких нюансов! Полон жизни облик молодой женщины, слегка склонившей голову над книгой. Из окна льется на нее свет и тонет в глубине комнаты. Воздух словно дрожит, лас­кая мягкие черты лица.

Кажется, что Репин создал портрет в считан­ные минуты, передав всю непосредственность первого впечатления. В то же время это закон­ченное и цельное произведение живописи.

В. Суриков. Енисей. Акварель.Особое место в истории русской акварели за­нимают работы В. Сурикова. Его акварели мно­гокрасочны, темпераментны по исполнению, жиз­нерадостны, полнозвучны. В них много поэзии, широты, размаха. Вот, например, пейзаж «Ени­сей», переливающийся серебристо-перламутровы­ми тонами. Эта акварель монументальна и эпич­на. На небольшом листе бумаги художник сумел показать необъятность родной земли, ее красоту и величие.

Суриковские акварели обусловили расцвет этого вида живописи в искусстве многих худож­ников следующих поколений.

Очень характерны акварели М. Врубеля. Они восхищают филигранной техникой, обилием тончайших цветовых и тоновых переходов, россы­пями бликов, движением. Даже самые незначи­тельные предметы, изображенные художником, наполняются смыслом и очарованием - цветы, раковины, камни, волны...

Для достижения такого совершенства одного таланта мало. М. Врубель был великим тружени­ком. Вот что он писал сестре в годы учебы в Ака­демии художеств:

«Я прильнул, если так можно выразиться, к работе; переделываю по десятку раз одно и то же место, и вот с неделю тому назад вышел первый живой кусок, который при­вел меня в восторг... Я счастлив, что переживаю момент сильного шага вперед...»

Кульминацией развития русской акварели явилась организация в 1880 году «Общества русских акварелистов», первым председателем которого стал Альберт Бенуа (1852—1936). Общество вело активную выставочную деятельность, сформировав за период 1896—1918 гг. тридцать восемь выставок. В 1918 году Общество акварелистов прекратило свою деятельность. Однако акварельная живопись не умерла — ею занимались художники всех тогда существовавших союзов и объединений.

Роль акварельной живописи была подчёркнута обширными Всесоюзными акварельными выставками, первая из которых состоялась в Москве в 1965 году. Среди российских мастеров XX века имена  Николая Тырсы (1987—1942), Сергея Герасимова (1885—1964) , Георгия Верейского (1886—1962), Владимира Конашевича (1888—1963), Александра Самохвалова (1894—1971), Семёна Пустовойтова (1921—1995), Владимира Ветрогонского (1923—2002), Виктора Семёновича Климашина (1912—1960).

Такова в общих чертах история развития русской акварели. Её особенность состоит в том, что в России не было обособленной подготовки узких профессионалов-акварелистов. Наметившийся в конце XX века рост интереса к акварели, изменил положение вещей. Знаковым событием стало открытие специализированной школы акварели Сергея Андрияки.

В жанре акварельной живописи работает Омская художница Елена Лобова. С её работами Вы можете познакомиться и приобрести в нашей галерее "Шедевры Омска".

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2019 - Шедевры Омска. Все права защищены.