САНДРО БОТТИЧЕЛЛИ
Са́ндро Боттиче́лли настоящее имя Алесса́ндро ди Мариа́но ди Ва́нни Филипе́пи (1 марта 1445 — 17 мая 1510) — великий итальянский живописец, представитель флорентийской школы живописи.
Алессандро ди Мариано Филипепи, известный как Сандро Боттичелли, родился во Флоренции в 1445 году. Его отец, Мариано Филипепи, был кожевником. Свое прозвище «Боттичелли» («бочоночек») будущий художник, видимо, «унаследовал» от одного из своих старших братьев, Джованни, который, желая помочь отцу, много занимался с маленьким Сандро.
Отсутствие привилегий, предоставляемых богатством и знатностью, с юности понуждало людей скромного происхождения полагаться только на собственную энергию и дарование. И Сандро, на редкость честолюбивый, очень рано узнав себе цену, становится, как тогда говорили, «кузнецом и строителем собственной судьбы».
«Хотя он с легкостью изучал все, что ему хотелось,— рассказывает Вазари,— он тем не менее никогда не успокаивался, и его не удовлетворяло никакое обучение ни чтению, ни письму, ни арифметике ».
Первое упоминание о Боттичелли появляется в налоговой записи его отца, сделанной в 1458 году, где он упоминает о том, «что его младший сын учится читать и что он болезненный мальчик». Примерно в это же время Боттичелли начал работать подмастерьем в ювелирной мастерской своего брата Антонио. Впрочем, ювелирным ремеслом занимался он недолго и уже в начале 1460-х годов поступил в ученики к Фра Филиппо Липпи (ок. 1406— 1469), одному из самых известных художников того времени. Филиппо был монахом-кармелитом и, помимо своего творчества, прославился скандальным романом с юной послушницей Лукрецией Бути. Филиппо выкрал Лукрецию из женского монастыря во время церковного праздника. Впоследствии она родила ему сына Филиппино, тоже в будущем известного живописца.
Сандро оставался у Липпи до 1467 года, после чего открыл свою собственную мастерскую недалеко от Церкви Всех святых.
Первые самостоятельные произведения Боттичелли — несколько изображений Мадонн — по манере исполнения демонстрируют близость к работам Липпи и Мазаччо, наиболее известны: «Мадонна с Младенцем, двумя ангелами и юным Иоанном Крестителем» (1465—1470), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468—1470), «Мадонна в розовом саду» (около 1470), «Мадонна Евхаристии» (около 1470).
В 1470 году Боттичелли получил свой первый большой заказ. Он взялся написать аллегорию Силы для серии, прославляющей христианские добродетели. Картина предназначалась для зала суда Торговой гильдии. Остальные аллегорические фигуры были заказаны Антонио дель Поллайоло. Спустя два года Боттичелли вступил в Гильдию святого Луки (так называлось объединение художников).
К концу следующего года Боттичелли уже был вполне востребованным мастером. Он написал образ святого Себастьяна для церкви Санта-Мария Маджоре, а потом его пригласили в Пизу, где в капелле Коронования Богоматери Боттичелли создал ныне утраченную фреску. Это приглашение свидетельствует о том, что в начале 1470-х годов слава художника перешагнула пределы его родного города.
Флорентийская архитектура, статуи и фрески первооткрывателей Возрождения Донателло и Мазаччо стали для юного Сандро настоящей школой. Проучившись в мастерской Филиппе Липпи, потом у вдумчивого педагога Верроккио, с 1470 года Боттичелли работает, по его словам, «когда ему вздумается». Направление мыслей художника определяют философия и поэзия, глубины которых он постигает в дружеском общении с крупнейшими эрудитами Флоренции.
На празднике в честь святого 20 января 1474 года картина «Святой Себастьян» с большой торжественностью была размещена на одном из столбов во флорентийской церкви Санта Мария Маджоре, чем объясняется её вытянутый формат.
Приблизительно 1475 годом датируется первый шедевр Боттичелли — картина «Поклонение волхвов», заказанная художнику банкиром Джованни Лами. Богатый заказчик был близок к семейству Медичи — могущественной династии, правившей в то время Флоренцией. Очевидно, именно Лами представил Боттичелли ко двору Медичи. Во всяком случае, считается, что некоторые фигуры «Поклонения волхвов» являются портретами членов этой фамилии. Смелым введением портретов раздвигая рамки традиционного сюжета в своем «Поклонении волхвов», Боттичелли первым из художников Флоренции дерзает на равных изобразить себя среди знатнейших современников, помимо представителей семейства Медичи изобразил и самого себя. Вазари писал:
«Поистине произведение это – величайшее чудо, и оно доведено до такого совершенства в колорите, рисунке и композиции, что каждый художник и поныне ему изумляется.»
В 1476 году умирает Симонетта Веспуччи, по версии ряда исследователей, тайная любовь и модель целого ряда картин Боттичелли, который никогда не был женат.
Дальнейшее общение со знаменитым семейством ознаменовалось для Боттичелли участием в бурных событиях (на которые, к слову, щедра история Флоренции). 26 апреля 1478 года, во время торжественной мессы в городском Кафедральном соборе, представитель семьи Пацци убил Джулиано Медичи. Его брату Лоренцо удалось спастись. Члены семьи Пацци были схвачены и повешены. В назидание тем, кто захочет повторить опыт Пацци, Боттичелли должен был написать на стенах дворца портреты казненных. Это был весьма странный заказ, однако он способствовал укреплению репутации художника.
Медичи считали его своим человеком. Он пользовался особенным расположением Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи (двоюродного брата Лоренцо Великолепного), который, получив в 1476 году наследство, решил построить роскошную виллу в Кастелло. На протяжении нескольких лет Боттичелли выполнял заказы на картины, предназначавшиеся для этой виллы. Именно в этот период художник создал два своих самых знаменитых произведения — имеются в виду «Весна» (1478) и «Рождение Венеры» (1484).
«…Что отличает творчество Сандро Боттичелли от манеры его современников — мастеров кватроченто, да, впрочем, и живописцев всех времён и народов? Это особая певучесть линии в каждой из его картин, необычайное чувство ритма, выраженное в тончайших нюансах и в прекрасной гармонии его «Весны» и «Рождения Венеры». Колорит Боттичелли музыкален, в нём всегда ясен лейтмотив произведения. Мало у кого в мировой живописи так звучит пластика линии, движения и взволнованного, глубоко лирического, далекого от мифологического или иных схем сюжета. Художник сам режиссёр и композитор своих творений. Он не пользуется ходульными канонами, потому его картины так волнуют современного зрителя своей поэзией и первичностью мировидения»
Свободу творчества живописец обретает не в церковных сюжетах, а там, где, по словам биографа, его «обуревают любовь и страсть». Он очень скоро находит свой идеал красоты в образе юной девушки. В мелодической композиции «Весны», где ее хрупкое очарование зазвучало в изысканных обликах танцующих граций, Венеры и Флоры, художник предлагает собственный вариант мудрого и справедливого мироустройства, в котором правят красота и любовь. Сплавляя воедино собственную мечту с впечатлениями античной и ренессансной поэзии в «Рождении Венеры», он заставляет море и деревья вторить певучим очертаниям тела и ритмам движений золотоволосой богини.
Виртуозное владение выразительной линией, которой мастер подчиняет и формы и краски, помогает ему пробудить к жизни забытое чудо древнего мифа. Благодаря сюжетам античных легенд итальянская живопись становится светской, вырываясь за стены церквей и входя в частные жилища людей.
Флоренция в то время была в зените своего могущества и блеска. Пиры сменялись карнавалами, во время которых по городу проезжали разукрашенные колесницы, разыгрывались живые картины, всюду мелькали маски. В день наступления весны на площади перед церковью Сайта Тринита танцевали девушки с зелеными ветками в руках. Особенно пышно отмечали день святого Иоанна — покровителя Флоренции.
Почти каждое из празднеств имело свою программу. Для карнавала придумывали сложные аллегории, сочиняли песни. Часто устраивались джостры - красочные турниры, цель которых — поразить современников блеском костюмов, эмблем, оружия. В 1475 году состоялась джостра, в которой принял участие брат правителя Флоренции Лоренцо Великолепного — Джулиано. Для него флорентийский поэт и философ Анджело Полициано создал поэму «Джостра», полную античных образов. Она повествовала о том, как Джулиано, влюбившись в первую красавицу Флоренции Симонетту, решает участвовать в турнире.
Сам Лоренцо Великолепный был одаренным поэтом. Весь город распевал сочиненные им песни, особой популярностью пользовались карнавальные. Там рассказывалось о героях античных мифов Вакхе и Ариадне, о влюбленных нимфах и сатирах. Они остро чувствуют и воспевают радости жизни, и в то же время в их речах сквозит тревога, мысль о неуверенности в завтрашнем дне:
О как молодость прекрасна,
Но мгновенна.
Пой же, смейся!
Счастлив будь, кто счастья хочет!
И на завтра не надейся!
Боттичелли в свадебных фресках виллы Леммли причислил своих юных современников к сонму богов Олимпа, даже возвысил их над ними. В царстве боттичеллиевских «свободных искусств» изящный и строгий аристократ Лоренцо Торнабуони заменяет самого Аполлона, а Венера отдает знак могущества — скипетр — его скромной невесте Джованне. Недаром и своим Венерам и Мадоннам своевольный художник дарит одно и то же проникновенное, чарующее неправильное лицо.
Сандро последовательно утверждает высокое достоинство интеллекта, страстно ищущей личности в характерах, подобных ученому «Св.Августину». Монументальная фреска с его изображением во флорентийской церкви Оньисанти приносит Боттичелли широкое признание, и в 1481 году папа Сикст IV вызывает его в Рим в качестве «художника исключительного в стенописи и картинах».
В 1481 году по зову папы Сикста IV Боттичелли отправился в Рим. Папа предложил ему принять участие в оформлении только что построенной Сикстинской капеллы. Этот заказ Боттичелли выполнял, работая рука об руку с другими выдающимися живописцами — Перуджино, Гирландайо и Синьорелли. Его частью работы стали три фрески «Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушения Христа» и «Сцены из жизни Моисея», а также 11 папских портретов. Хотя в росписях Сикстинской капеллы участвует немало мастеров, именно Сандро определял общий характер ансамбля, властно подчинив полету своей фантазии искусство собратьев. За проницательную правдивость портретов и поэтическую живость рассказа знатоки оценили римскую стенопись Боттичелли выше работы его коллег.
Летом 1482 года Боттичелли вернулся во Флоренцию. Возможно, столь скорое возвращение художника было вызвано смертью его отца. Впрочем, вернуться он мог и по причине перегруженности местными заказами. В 1480-х годах художник находился на вершине славы, и заказчики шли в его мастерскую один за другим. Справиться со всеми заказами в одиночку было совершенно невозможно, поэтому большую часть работы выполняли ученики Боттичелли, неплохо имитировавшие манеру своего метра. На себя же Боттичелли брал самое трудное (и престижное). Среди его произведений этого времени — фрески, написанные для виллы Спедалетто, алтарный образ (для капеллы Барди в церкви Святого Духа) и ряд аллегорий (для виллы Лемми). Известность художника была велика. Герцог Миланский, спросивший о том, кто является лучшим живописцем во Флоренции, услышал в ответ, что это, несомненно, Боттичелли, «который превосходно может писать как на стене, так и на доске, и картины которого отличаются необычайной силой и совершенством пропорций».
В 1483 году флорентийский купец Антонио Пуччи заказал Боттичелли четыре картины вытянутого формата со сценами любовной истории из « Декамерона » Боккаччо Настаджио дельи Онести.
Теме любви посвящена картина «Венера и Марс» (около 1485).
В 1480–1490 годах Боттичелли выполняет серию иллюстраций пером к «Божественной комедии» Данте.
«Рисовал Сандро исключительно хорошо и так много, что ещё долго после его смерти каждый художник старался заполучить его рисунки»
В начале следующего десятилетия во Флоренции начались бурные политические события, изменившие жизнь Боттичелли.
В 1490 году во Флоренции появляется доминиканский монах Джироламо Савонарола, в проповедях которого звучал призыв к покаянию и отказу от грешной жизни. Боттичелли был заворожён этими проповедями, и даже, согласно легенде, наблюдал, как жгут его картины на костре тщеславия. С этих пор стиль Боттичелли резко изменяется, он становится аскетичным, гамма красок теперь сдержанная, с преобладанием тёмных тонов.
Трудно сказать, насколько глубоко разделял Боттичелли взгляды Савонаролы. Многие полагают, что художник вполне мог стать одним из «новообращенных». В пользу этого утверждения как бы говорит то, насколько изменился стиль его живописи.
Новый подход художника к созданию произведений хорошо виден в «Короновании Марии» (1488—1490), «Оплакивании Христа» (1490) и ряде изображений Мадонны с Младенцем. Портреты, созданные художником в это время, например, портрет Данте (около 1495), лишены пейзажных или интерьерных фонов.
Особенно заметны изменения стиля при сравнении «Юдифи, покидающей палатку Олоферна» (1485—1490) с созданной приблизительно за двадцать пять лет до этого картиной на тот же сюжет.
В год создания этих безмятежно счастливых росписей проповеди пришлого монаха начинают тревожить умы флорентийских бедняков. Голодные массы больше нуждаются в хлебе насущном, чем в боттичеллиевских поэмах о сказочно вечной любви. Савонарола, отвергающий эти сказки как великий соблазн и гибель души, сулит угнетенным освобождение. В пылу негодующих обличений богатых вождь взбунтовавшейся бедноты ополчается и на всю утонченную светскую культуру.
В 1491 году Боттичелли участвует в работе комиссии по рассмотрению проектов фасада собора Санта-Мария-дель-Фьоре.
В 1492 году умер Лоренцо Великолепный. Пришедший к власти его сын Пьеро оказался не слишком талантливым правителем. В частности, совершенно неадекватной оказалась реакция Пьеро на вторжение в Италию войск французского короля Карла VIII. Стремясь задобрить Карла, он без боя сдал ему Пизу. Этот поступок вызвал возмущение среди флорентийцев, изгнавших Пьеро из города.
Настало время яростного Савонаролы. Монах-доминиканец Джироламо Савонарола уже давно выступал против тирании Медичи, обличая их продажность, роскошь и разврат. Критиковал он и папство, призывая церковь к аскетизму. Его проповеди находили отклик у многих горожан. Их сочувствие в конце концов привело Савонаролу к власти.
Все это совпало со сложным периодом в личной жизни Боттичелли. В 1493 году он потерял своего любимого брата Джованни. В это же время у художника начали возникать сомнения в оправданности его художественной деятельности. Поддержать Боттичелли было некому. Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи сам оказался в весьма сложном положении. В 1497 году он был вынужден бежать из Флоренции — впрочем, скоро возвратясь обратно. Но ни о каком покровительстве речи уже не шло. В противостоянии Медичи и Савонаролы художник взял сторону последнего.
Единственной поздней картиной на светскую тему явилась «Клевета Апеллеса» (около 1495). Размышления художника о мире обретают еще неведомую горечь, разрешаясь подобием взрыва в его «Клевете», посвященной жизненной драме древнегреческого живописца Апеллеса, но всецело обращенной к сложностям современности. Тиранический правитель, к ногам которого торжествующая Клевета повергает невинно осужденного, с умыслом украшен ослиными ушами легендарного Мидаса — судьи, не смыслящего в искусстве. Зловещие воплощения несправедливости, окружающие трон, отмечены пленительными чертами боттичеллиевских нимф и граций — только их порывистые движения стали напряженней и яростней. Было бы слишком просто, словно говорит живописец, если бы облик порока целиком отражал свою отвратительную сущность, но в жизни он часто выступает во всеоружии внешней неотразимости в отличие от Истины, обычно одинокой и нищей. Зябкая фигурка ее в «Клевете» только жалобный отзвук прежних сияющих Венер. Вздыбленная и смятенная картина — роковой рубеж, поворот к аскетической морали Савонаролы.
Что повернуло к ней впечатлительную душу живописца? Человеческая несправедливость. Именно фра Джироламо вскоре станет жертвой предательской клеветы, а его неправедными судьями — готовые на все приятели Боттичелли. Сам же он слишком совестлив, чтобы бездумно разделять с ними издевку над побежденным, но тем не менее считает себя соучастником предательства.
Так в 1497 году приходит судный день, переломивший надвое судьбы и Флоренции и Боттичелли. В период правления Савонаролы ни один из мастеров не остался безучастным к его пламенному красноречию.
В один из февральских дней 1497 года главная площадь Флоренции увидела необычное зрелище. Процессия сумрачных монахов в сопровождении возбужденной толпы горожан под пение молитвенных гимнов окружила многоэтажную пирамиду, сложенную из множества книг, карнавальных масок, женских украшений и музыкальных инструментов. Вершину ее составляли произведения живописи.
Все это, подвергнутое церковному проклятию как орудия развлечений и греха, предавалось сожжению на костре по приговору монаха Джироламо Савонаролы — непреклонного обличителя знати и любимого проповедника народа. Он стал на несколько лет негласным диктатором Флоренции. Город приветствовал происходившее победными криками и праздничным звоном колоколов.
Потрясение горожан было так велико, что даже спустя много лет пропажа ценной рукописи, скульптуры или рисунка, связанных с наследием языческой античности, приписывалась поклонникам воинствующего монаха. Можно предположить, что в первую очередь уничтожались мифологические картины Сандро Боттичелли. Многие художники, поддаваясь вспышке невиданного религиозного фанатизма, бросали в огонь свои произведения. Самоубийственное покаяние молва приписала и Боттичелли. С легкой руки биографа Вазари его считали последовательным сторонником Савонаролы, хотя весь предшествующий путь художника, казалось, опровергал это.
Сознательно ставя себя вне каких бы то ни было партий, Боттичелли одновременно пишет религиозные сцены для монастырей и выполняет заказы затаившихся аристократов, иллюстрируя произведения великого Данте. Нет, Сандро не жег своих вещей, однако из гордости и не мешал их сожжению.
Но правление Савонаролы оказалось недолгим. В 1498 году Савонарола был низложен схвачен, обвинён в ереси, отлучен от церкви, приговорён к смерти и публично сожжен на костре. Эти события глубоко потрясли Боттичелли. 23 мая 1498 года непостоянная Флоренция сожгла своего отвергнутого пророка на той же площади Синьории, где недавно жгли произведения искусства. Множество почитателей отшатнулось от него из разочарования или страха. Боттичелли не остался равнодушным к этому событию. Доказательство — трагический строй картин, где возникает непоправимый разрыв между телесной и духовной сущностью красоты, прежняя плавность текучих ритмов сменяется вихрем изломанных, нервно-пронзительных линий, а нежная гармония светлых красок — их неистовым полыханием.
В 1500 году он создаёт «Мистическое Рождество», единственное подписанное и датированное им произведение, где имеется сделанная по-гречески надпись:
«Эту картину я, Алессандро, написал в конце 1500 года в неурядицах Италии в половине времени после времени, когда исполнится [сказанное в главе] одиннадцатой Иоанна, о втором горе Апокалипсиса, в то время, когда дьявол на три с половиной года был выпущен. Затем он был закован в кандалы в соответствии с двенадцатой, и мы увидим его [попранным на земле], как на этой картине».
В скорбных произведениях этого периода боль получает у мастера форму и цвет. А в тревожном видении «Рождества» он пытается призвать народ и правительство истерзанной междоусобными войнами Италии к примирению и забытому братству. «Рождество» — яркокрасочное подобие народной картинки — звучит воспоминанием о прошедшей радости, но это один из последних проблесков света в его омраченной жизни.
Среди последних немногочисленных работ художника этого периода – сцены из историй римлянок Виргинии и Лукреции, а также сцены из жизни Св. Зиновия.
Боттичелли нищает, все более замыкаясь в упрямом страдальческом одиночестве. Когда во Флоренции на краткий период встречаются три гения нового, XVI века — Леонардо, Микеланджело и Рафаэль, он остается одинаково чужд и величию леонардовских образов, и титанической мощи Буонарроти, предпочитая собственный взгляд на мир.
В последние годы жизни Боттичелли его слава померкла. О былой популярности оставалось лишь вспоминать. Примечательно, что в 1502 году королева Изабелла Кастильская, выбирая кого-нибудь из флорентийских художников для исполнения ее заказа, категорически отвергла кандидатуру Боттичелли. В своей книге «Жизнеописания знаменитых художников» Джорджо Вазари писал о том, что старый Боттичелли был «бедным и никому не нужным» и передвигался с помощью костылей.
В последний раз вспоминают о нем в январе 1504 года, пригласив для участия в комиссии по установке колоссальной статуи «Давида» Микеланджело. В тени юного «Гиганта», как окрестили «Давида» восхищенные современники, незамеченными остаются маленькие боттичеллиевские картины с «Деяниями св. Зиновия», где автор, уподобляя человека беспомощной, носимой ветром пылинке, мучительно отрекается от собственного идеала дерзающей и мыслящей личности. Не находя в современном ему изобразительном языке средств для выражения множества разрывающих душу противоречий, Боттичелли вообще оставляет живопись. Хотя жил он еще пять или шесть лет — до 1510 года, художник, в сущности, умирает для искусства. История о том, как вновь отвоевывало признание наследие несправедливо забытого живописца, заслуживает особого рассказа. Когда через три с лишним столетия приходит время переоценки творческих ценностей прошлого, Сандро Боттичелли предстает ценителям искусства XIX века неожиданно молодо — наподобие шедевра античности, извлеченного из земли. Уступая в великолепии и размахе родоначальникам зрелого Возрождения, этот тончайший поэт и психолог выделяется неповторимым и чистым голосом. Доверительная искренность его глубоко личных интонаций представляется удивительно близкой сознанию XX века. И сегодня он ненавязчиво учит наше воображение самому драгоценному - высокой культуре чувства.
Боттичелли «отошёл от работы и в конце концов постарел и обеднел настолько, что, если бы о нём не вспомнил, когда ещё был жив, Лоренцо деи Медичи, для которого он, не говоря о многих других вещах, много работал в малой больнице в Вольтерре, а за ним и друзья его, и многие состоятельные люди, поклонники его таланта, он мог бы умереть с голоду»
В мае 1510 года Боттичелли умер в возрасте 65 лет и был похоронен на кладбище церкви Всех Святых при флорентийской церкви Оньисанти. Вместе с художником умерла и память о нем. О Боттичелли забыли. Заново открыт был Боттичелли только в конце XIX века стараниями английского искусствоведа Джона Рёскина и группы художников-прерафаэлитов.
«Сандро не идёт в свите других, но, соединив в себе весьма многое, что было разбросано, он с удивительной полнотой отражает идеалы своего времени. Не только нам нравится он, но большим успехом пользовался он и у своих современников. Его чисто личное искусство отразило лицо века. В нём, как в фокусе, соединилось всё, что предшествовало тому моменту культуры, и всё, что тогда составляло "настоящее"»
О. ПЕТРОЧУК
|