ЦВЕТОМУ́ЗЫКА, ЦВЕТОМУЗЫКА́ЛЬНОЕ ИСКУ́ССТВО—экспериментальноеискусство, основанное наэстетическомэффекте одновременного —симультанноговосприятия цвета и звука.
В традиционном понимании такойсинтезсуществует в музыкальномтеатре. В периодРомантизма, на рубеже XVIII—XIX вв., и в периодМодерна, в конце XIX — начале XX в. (примечателен "рубежный" характер возникновения интереса к "синтезу искусств"), обострялись попыткихудожников, писателей, музыкантов найти более тесное взаимодействие выразительных возможностей цвета и звука. В этих попытках художники вдохновлялись опытамиантичныхписателей ифилософов. К примеру, знаменитое произведение Гелиодора"Эфиопика"(III в. н. э.) начинается фразой: "Глаза, пренебрегая зрелищем, были пленены слушанием". Однако для античногоискусства характеренсинкретизмизобразительныхсредствиформвыражения, которому не требуется искусственныйсинтетизм.
Средневековоеиренессансноеклассическое искусствоотличают целостностьсодержания и формыи неразъединенность видов искусства. Постренессансный процесс дифференциации родов, видов ижанровискусстваобусловил их развитие и взаимодействие, поскольку для каждого находилось собственное полефункционирования.
В последующую эпохуаналитическиепроцессы, усиливавшиеся в середине XIX в. и несколько позднее в связи симпрессионизмомвживописии технизацией жизни, приводили, в частности, к отчуждению художника от продукта своего труда в областидекоративногоиприкладного искусства. Это обстоятельство вызывало интерес к проблемам "воссоединения искусств". В 1840—1850-х гг. подобные идеи разрабатывал немецкий композитор Рихард Вагнер (1813—1883), в сущности, они повторяли мысли Ф. В. Шеллинга.
Свою эстетическуюпрограммуВагнер изложил в литературных трактатах "Искусство и революция" (1849), "Художественное произведение будущего" (1850), "Опера и драма" (1851).
Дальнейшее развитие этих идей связано с творчествомрусскогокомпозитора Александра Николаевича Скрябина (1871—1915). Около 1900 г. Скрябин стал членом московскогофилософскогообщества, увлекся оккультизмом. Композитор работал над партитурой "Мистерии" (1910—1915), в которой должны были соединиться музыка, танец,архитектура,светицвет. В симфоническую поэму "Прометей", или "Поэму огня" (1910), Скрябин ввел партию света, для чего сконструировал специальный цветовой орга́н. Конструкция этого инструмента восходит к теории И. Ньютона (1643—1727), совместившего два диапазона электромагнитных волн ("спектр — октава").
В 1757 г. французский математик Л.-Б. Кастель сконструировал в Англии первый цветомузыкальный инструмент — "цветовой клавир" (англ. "ocular harpsichord"). В конце XVIII в. идею "оптического авесина" развивали Дж. Румфорд вМюнхенеи Т. Янг вКембридже.
Принцип действия инструмента заключался в том, что звучаниесемиосновных нот звукоряда синхронизировалось с появлением световых лучей семитоновцветовогоспектра. Самый низкий звук "до" соответствовалкрасному цвету, "ре" —оранжевому, "ми" —желтому, "фа" —зеленому, "соль" —голубому, "ля" —синему, "си" —фиолетовому. Три фундаментальные ноты (до, ми, соль) соответствовали трем основным цветам: красному, желтому, голубому. Однако недостаток инструмента заключался в том, что он не мог воспроизводить в цвете музыкальныеаккорды.Оптическое смешение цветовыхтонов давало "грязный тон" слабой светосилы.
Иначе, не механистически, ахудожественно, пытался разрешить идею синтеза живописи и музыки литовский композитор, рисовальщик и живописец Микалюс Чюрлёнис (1875—1911). Он исходил из того, что "пространственные" и "временны́е" искусства имеют общуюобразнуюприроду и единый пространственно-временной континуум, но воспринимаются органами чувств по-разному. Поэтому Чюрлёнис интуитивно нашел верный путь: он создавал "музыкальные картины" (отдельно в музыке и в живописи), настроения которых, в каждом случае обусловленные спецификой изобразительных средств, вызывали схожие представления,ассоциации,аллюзии, т. е. корреспондировали (перекликались между собой) во времени и пространстве.
Позднее выяснилось, что не только способыформообразованияв этих видах искусства различны, но даже интервалы гармонизациицветового и звукового рядов неодинаковы: они не совпадают в численном выражении (периодов колебаний волн). Следовательно, аналогичнотемперированныеряды красок и звуков не могут восприниматься синхронно. К тому же музыка по своей природе болееабстрагированаотпредметногосодержания, а живопись, даже абстрактная, ближе к предметному миру, поскольку зрительное восприятие в значительной степени обусловлено опытом поведения человека в материальнойдействительности.
Закономерностигармониидействительно универсальны, но "одну их сторону можно увидеть, а другую — услышать. Когда же они соединяются в душе композитора или художника, тогда появляются на свет, например, „Прометей“ А. Скрябина или „Над вечным покоем“ И. Левитана".
Цветомузыкальные партитуры создавал австрийский композитор А. Шёнберг ("Счастливая рука", 1913), возможности цветомузыки изучались вБаухаузе(нем. Farblichtmusik — "Цветосветомузыка").О связи цвета и звука писал В. В. Кандинский.
С 1923 г. в Государственном институте художественной культурыэту проблему экспериментально разрабатывала группа под руководством Михаила Васильевича Матюшина (1861—1934). Русский художник-авангардистс 1874 г. учился в Московской консерватории, в 1881—1913 г. был первой скрипкой Императорского придворного оркестра, затем увлекся живописью, испытал влияние религиозной философии П. А. Флоренского. Вместе с женой, поэтом и художником Еленой Гуро́ работал над теорией "нового пантеизма" —целостноговосприятия мира в звуке и цвете, пространстве и движении. В своих абстрактныхживописных композициях Матюшин стремился выразить "рост формы в четвертом измерении". В ИНХУКе группа Матюшина разрабатывала теорию восприятия цвета икинематического искусствасвета, цвета и звука. В 1926 г. на русском языке вышла в свет книга В. Оствальда "Цветоведение". В ней немецкий ученый обосновывал физические закономерности гармониицвета, использовал понятия цветового круга и цветового тела (двойного конуса). Матюшин, опираясь на эту теорию, утверждалфеноменологическийподход: восприятие качества цвета зависит от формы. При "расширенном" зрении цвет меняется от воздействия соседних тел ("закон дополнительной формы"). Цвет также влияет на восприятие звука. Например, красный цвет вызывает ощущение понижения звука, синий — тот же звук "повышает", и наоборот: высокие звуки вызывают "похолодание цвета", низкие усиливают теплоту тона. Вместо слова "живопись" Матюшин использовал термин "цветопись". Вместе с учениками создал учебное пособие о взаимодействии цвета и звука. В целом же "синтетического образа" не получалось. Симультанное (одновременное) восприятие музыки и цвета в художественном смысле невозможно. Этому препятствует различие способовформообразования, обращенных к разным органам чувств: слуху и зрению. Подобногопарадоксане возникает, к примеру, при восприятииизображения и слова, поскольку они соотносятся опосредованно, через воображение,образное представление формы.
Художественныйсинтез— более сложное явление, чем механистическая синхронизация формальных элементов, он предполагает органичное и целостноемышление формой. Поэтому закономерно, что в 1950—1970-е гг. опыты по цветомузыкальномуискусству отошли в областьдизайнавизуальных коммуникаций, компьютерной графики, аудиовизуального дизайна (от лат. audire — "слышать"; visere — "смотреть"), не несущих в себе художественно-образного смысла. Подобное цветомузыкальноеискусство может использоваться в эстетических целях или в качестве "арттерапии" — оно может оказывать успокаивающее либо возбуждающее воздействие на психику человека, но оно не способно нести художественное содержание.
Добавить комментарий
Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!