СМЫСЛ ТВОРЧЕСТВА
Смыслом называют некое содержание, которое получает предмет в результате соотнесения его функций и формы с имманентным (лат. immanentis — "внутренне присущий") — свойственным человеку, его представлениям и чувствам — смыслом существования вещи. Другими словами, человеку свойственно соотносить любое явление окружающей действительности с космосом. В результате предмету сообщается новая ценность, которая зависит от его сущности, но не сводится к прагматизму, утилитарному содержанию.
Значений каждого предмета или явления может быть множество, отсюда множественность содержания, многообразие идей, тем, сюжетов и образов в искусстве. Но смысл творчества един, неделим: либо он есть, либо еще не найден (поэтому неверным является употребление слова "смысл" во множественном числе).
Смысл творчества, как и смысл бытия, не подвластен разуму человека, но он может быть прочувствован, предвкушаем и ощутим. Для одних смысл творчества — в ощущении идеи Бога, для других — антроподицея (оправдание человека творчеством).
Если истинно, что жизнь человека на земле не сводится к совершенствованию ее материальной стороны, тогда логично предположить, что смысл изобразительного искусства не заключен в изображении форм материального мира. Здесь уместно вспомнить о старинной традиции китайского искусства: каллиграф пишет стихи о вечном кистью с водой на камнях, нагретых солнцем, — вода испаряется, и иероглифы тают в воздухе. Смысл этого творчества — не в знаках, а в соотнесенности процесса с общим смыслом бытия, скоротечностью жизни, неизбежностью рождения и смерти.
Можно сказать, что смысл заключен не в объекте, а в предмете творчества. Поэтому художественный язык самодостаточен, он все осмысливает; каждое слово можно описать другим словом, изображение — другим изображением.
Возможно, в результате подобных ощущений родилась художественная идея, сформулированная Дж. Раскиным, о преемственности языческой и христианской религии и эстетики и, следовательно, отсутствии пропасти между античным и средневековым искусством. Слово "религия" Дж. Раскин толкует как "святыня" (лат. religionis, от religare — "связывать позади"; отсюда лат. religio — "совестливость, осмотрительность").
Похожую идею высказывал Р. Штайнер: "Вступая через рождение в физическое бытие, я всегда имею в себе что-то такое, чего земля ныне не имеет, но имела миллионы лет назад".
Более полно антропософскую идею смысла творчества изложил русский религиозный философ В. С. Соловьев: "Космический ум в явном противоборстве с первобытным хаосом и в тайном соглашении с раздираемою этим хаосом мировою душою или природою... творит в ней и чрез нее сложное и великолепное тело нашей вселенной... Очевидно, эстетическая связь искусства и природы... состоит не в повторении, а в продолжении того художественного дела, которое начато природой... Человек сам становится из результата деятелем мирового процесса и тем совершенно соответствует его идеальной цели — полному взаимному проникновению и свободной солидарности духовных и материальных, идеальных и реальных, субъективных и объективных факторов и элементов вселенной". Иными словами, смысл творчества существует, если есть Замысел Творца, предвечная идея (подобно тому как есть история и есть наука об истории). В результате именно такой ситуации возникает возможность проецирования на действительность критериев прекрасного, ценностей созидания как "соучастия в Замысле" (идея несовместимая ни с атеизмом, ни с ортодоксальным религиозным мировоззрением).
Согласно иной точке зрения, утверждение смысла человеческого существования в творчестве или, что то же самое, наделение человеческим смыслом действительности наивно и иллюзорно. Смысл творчества заключен только в энергии, эвритмии, отражающей высшие силы. Антроподицея — иллюзия; все материальное так или иначе обращается в прах. Иссякает энергия, и уходит вера в высший смысл прекрасных форм. Поэтому единственно разумное — воспевать красоту материального мира, пока она еще перед глазами; пока жив художник, он будет восторженно созерцать красоту тела и души, земли и неба.
Вопрос о содержании творческого процесса каждый решает индивидуально. По мере накопления жизненного опыта и мастерства не возникает ни ясности, ни радости, ни сожаления от невозможности ответить на подобный вопрос — скорее, удивление от пройденного пути, не приближающего к цели:
Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу...
(Данте. Божественная комедия, "Ад", 1, 1—2).
|