Каллиграфия(от греч. καλλιγραφία — «красивый почерк») — одна из отраслейизобразительного искусства. Ещё каллиграфию часто называют искусством красивого письма. Современное определение каллиграфии звучит следующим образом: «искусство оформления знаков в экспрессивной, гармоничной и искусной манере».
История письменности— это история эволюции эстетических понятий, развивающихся в рамках технических навыков, скорости передачи информации и материальных ограничений человека, времени и пространства. Стиль письма, обычно описываемый как шрифт, рука или алфавит.
Современная каллиграфия довольно разнообразна — от бытовых рукописных надписей на открыткахдо высокого искусства, в котором экспрессия написанного рукой знака не всегда рождает четкие буквенные формы. Классическая каллиграфия значительно отличается от шрифтовых работи нестандартных рукописных форм, хотя каллиграф должен уметь делать и то и другое; буквысложились в такие формы исторически, но при этом они текучи и спонтанны и всегда рождаются в момент письма. Сейчас каллиграфия существует в основном в форме пригласительных открыток и свадебных поздравлений, а также в граффити, шрифтахи рукописных логотипах, в религиозном искусстве,графическом дизайне, в высеченных надписях на камнях и в исторических документах. А также каллиграфию используют на телевидении в качестве оформления, в различных характеристиках, свидетельствах о рождениии в других документах, где предполагается писать от руки.
Западноевропейская каллиграфия
Европейская каллиграфия развивалась в русле греко-римского письма (в меньшей степени кириллицы), классические образцы которого, используемые до сих пор, разработаны ещё в античности. Ранние алфавиты появились в третьем тысячелетии до нашей эры. Непосредственным предшественником латинского алфавита был этрусский. Вначале при письме использовались только заглавные буквы, строчные возникли позже, во времена Каролингов.
Появление христианствадало толчок искусствукаллиграфии на Западе, ввиду того, что необходимо было копировать в больших количествах Библию и прочие религиозные тексты. Наибольшего расцвета искусствокаллиграфии достигло в VII—IX веках в Ирландиии Шотландии, где монахи создавали иллюминированные Евангелия— шедевры средневекового искусства, например, статьи о Евангелии из Линдисфарнаи о «зените западной каллиграфии», Келлской книге.
Восточно-азиатская каллиграфия
Каллиграфия получила совершенно своеобразное развитие в странах идеографического письма (прежде всего Китай, Корея,Япония) и в странах ислама.
В Восточной Азии для каллиграфии обычно используютсятушьи кисточки для письма. Каллиграфия (кит.書法, шуфа, яп.書道, сёдо:, кор.書藝, сое, в переводе «путь письма») в Восточной Азии считается важным искусством, утончённой формой живописи.
Каллиграфия оказала влияние на некоторые стили живописи, использующие похожую технику (тушь), такие какСуми-эв Японии и Китае.
В Китае каллиграфия стала первым из искусств, подвергшимся теоретизации (Цуй Хуань 77-142).
"Путь каллиграфии" (Сёдо) "протянулся" в Японию из Китая. Столь непростой вид письменности развился в Древнем Китае к середине II тысячелетия до н.э. из пиктограмм - схематических изображений различных предметов и явлений. Архаичные, сложные, тяжеловесные знаки постепенно упрощались, приспосабливались для более быстрого написания, и к началу нашей эры пиктографические мотивы превратились в собственно иероглифы с квадратообразной формой, которая слагалась из комбинаций линий, штрихов и точек. Со временем оформилось несколько стилевых направлений, разделяемых по форме написания на устав (полное изображение иероглифов), полускоропись и скоропись. Дальневосточная каллиграфия - не просто своеобразная система письменности, это один из ведущих видов искусства, обладающий глубоким философским смыслом. Иероглифы представляют собой идеограммы, то есть обозначают целые понятия. Такая форма фиксации информации оказала значительное влияние на характер мышления людей, способствовала формированию структурно-образного восприятия. В Японии каллиграфическое письмо появилось в VII в. Японские каллиграфы довольно быстро догнали своих учителей и добились немалых успехов.
На базе китайских стилей японцы создали несколько новых, отличающихся гораздо большей простотой, эмоциональностью. В эпоху Эдо (1600–1868) появились такие декоративные стили, как кабуки-модзи и дзё-рури-модзи, использовавшиеся для афиш и программ театров Кабуки и Дзёрури. Вот как определил различие между китайским и японским каллиграфическими направлениями С. Н. Соколов-Ремизов: "В китайской каллиграфии главное - это энергия, внутренняя сила кисти... Ведущую роль играет здесь чуткое осязание кистью бумаги... В японской же каллиграфии решающее значение имеет внешняя сила кисти-мазка, в ее языке главное - не осязание, не проникновение, а жест, танец".
Искусствокаллиграфии, в котором так важны психофизические аспекты творческого процесса, связанные с духовной и физической подготовленностью художника, с требованием максимальной сосредоточенности, спонтанностью исполнения, испытало большое воздействие эстетики и практики дзэн-буддизма.
Каллиграфия в дзэн является и средством медитации, и путем познания, своего рода учебным пособием, и духовным завещанием мастера, в каждом случае - это образец высшей искренности и самоотдачи, гармоничной экспрессии и безыскусности. Не случайно термин "бокусэки" ("след туши"), как называли в Японии каллиграфию, с XV в. использовали преимущественно по отношению к дзэнскому направлению.
Восприятие каллиграфии требует определенного уровня интеллектуальной и духовной культуры, ведь нужно не просто понять написанное, чрезвычайно важно увидеть и почувствовать, как написано. Современная японская каллиграфия сохраняет многовековые традиции и на их основе создает и развивает новые направления.
В 1948 г. была создана Ассоциация мастеров современной каллиграфии, которая и по сей день является одним из ведущих объединений в этой области. Ежегодно данная организация устраивает выставки в трех вариантах: на одной демонстрируются копии старинных образцов, другая представляет работы современных мастеров широкого круга, на третьей осуществляется показ произведений каллиграфов высшего класса. Укрупненные, обобщенные образы, написанные в динамичной манере, представляют одно из направлений "поиска новых изобразительных решений", объявленного представителями ассоциации. Это оригинальное направление (шаг к авангарду) использовало многое из традиционного багажа, в частности принцип сокращения иероглифов в полускорописи и скорописи, выделение одного-двух иероглифов, а также принцип артистической "игры кистью и тушью", который стал характерной особенностью японской каллиграфии ХХ в. Уже в начале 1950-х гг. появилось абстрактное направление, в котором иероглифы практически утратили конкретное смысловое значение, дав импульс свободной, экспрессивной импровизации. Абстрактнаякаллиграфия, в отличие от аналогичного явления в живописи, не свидетельствует о кризисной ситуации, а, напротив, является показателем очень высокого уровня мастерства художника, прошедшего все необходимые этапы обучения искусству письма. Она более открыто и непосредственно доносит до зрителя мысли автора, его чувства, настроение, сохраняя при этом присущую традиционной каллиграфии культуру владения кистью и тушью.
Писчая кисть
Кисть для письма имеет множество разновидностей и подвидов. Основу различий составляют материал, из которого изготовлена кисть, ее размеры, а следовательно, назначение, и пропорции рабочей части.
Существует три основных разновидности писчих кистей — это так называемые «волчьи» кисти, кисти из козьего меха и «заячьи» кисти. На самом деле «волчьи» кисти делаются из меха колонка (по-китайски, буквально, «желтый волк»). Имеются также смешанные типы кистей из нескольких видов меха, а также встречаются редкие, экзотические кисти (из меха тигра, лебяжьего пуха и т.п.), обычно изготовляемые в очень малых количествах и, как правило, на заказ.
Ручка кисти изготавливается обычно из бамбука или недорогих пород дерева, однако у драгоценных "мастерских" кистей встречаются ручки из фарфора, нефрита, мохогона прочих редких материалов.
Часто рабочая поверхность кисти отделяется от ручки специальной вставкой — пластмассовой или деревянной обычных современных кистях, роговой или костяной в «мастерских» и старинных кистях — под которой находите крепление ворса. На тыльной стороне ручки часто имеется специальная петелька, за которую кисть можно подвешиваются для просушки.
По стоимости кисти сильно разнятся — самые простые могут стоить около одного юаня, а дорогие экземпляры ручной работы, нередко сами представляющие собой произведения искусства, могут достигать стоимости в нескольких сотен и даже тысяч юаней.
Редкие дорогие кисти, как правило, продают и хранят специальных футлярах. Обычные кисти при продаже часто снабжают особым колпачком, надевающимся на ворс, чтобы не повредить рабочую поверхность кисти при транспортировке. Иногда такие колпачки прилагаются и дорогим кистям вместе с футляром.
Мех на дешевых кистях при продаже чаще всего пропитывают крахмальным составом, так что кончик кисти становится твердым и острым, поэтому перед тем, как начать писать кисть размачивают в воде. В некоторых пособиях рекомендуют размачивать только половину ворса, но практика показывает, что размачивать следует весь ворс и непременно до полного размягчения. Дорогие кисти чаще всего не имеют подобной крахмальной пропитки и сразу готовы к употреблению. Отсутствие пропитки дает дополнительное удобство при выборе кисти — ее можно проверить на жесткость, оценить объем в распушенном и собранном виде и т.п.
Кисти из козьего меха
Кисти из козьего меха отличаются мягкостью и податливостью. Они больше подходят для каллиграфическихстилей с плотными, сочнымилиниями. Их козьего меха изготавливают средниекисти, а также большиекистидля написания крупных иероглифов.
Первая кисть, которую берет в руки ученик, начиная заниматься каллиграфией, непременно сделана из козьего меха и имеет длинный тонкий ворс. Только научившись управляться с податливым и мягким ворсом, он может переходить к кистям из других материалов.
Кисти из козьего меха прекрасно подходят для стилей чжуань, лишу и многих школ кайшу.
Кисти из колонка
Кисти из колонка более жесткие. Они предназначены для каллиграфических стилей с более тонкой, «пресной» проработкой черт.
Колонковые кисти бывают как малыми, так и средними и большими. Кроме каллиграфии они широко применяются в китайской живописи.
Кисти из колонка хороши для стилей цаошу, синшу и некоторых стилей кайшу, например, для поклонников стиля каллиграфа Чу Суй-ляна.
Заячьи кисти
Кисти из заячьего меха отличаются большой жесткостью и прекрасно подходят для каллиграфии и живописи. Эти кисти довольно редкие и дорогие.
На их изготовление используют мех дикого зайца; лучше всего подходит особый вид зайцев, водящихся в провинции Аньхой. Крупных заячьих кистей, как правило, не изготавливают. Обычно такие кисти применяются для написания маленьких иероглифов в стиле кайшу.
Кисти из куриного пуха
Для изготовления кистей берутся перья и пух с грудки белой курицы. Этот вид чрезвычайно редок и непрост в обращении. Изготавливаются подобные кисти, как правило, на заказ. В продаже иногда можно встретить смешанный тип кистей — мех колонка и куриный пух, но подобные кисти тоже довольно редки.
Кисти из гривы дикой лошади
Настоящие кисти такого рода весьма редки. Часто под этим названием появляются крупные кисти из меха козы или т.п. с очень длинным ворсом.
Кисти из крысиного меха
Так называемые «кисти из крысиного меха» еще более жесткие, чем заячьи. На самом деле для их изготовления употребляется не мех крысы, а мех одного специального вида дикого зайца. Настоящий крысиный мех не подходит для производства кистей.
Кисти из свиной щетины
Свиная щетина сама по себе чрезвычайно жесткая, поэтому при производстве кистей ее специально расщепляют. Тем не менее кисти из свиной щетины все равно остаются самыми жесткими и очень редки в употреблении.
Кисти из растительных волокон
В этот подраздел входят кисти из тростника или бамбука, специально расщепленных на отдельные волокна каменными молотками. Чрезвычайно жесткий и неудобный вид кисти, иногда применяется только для написания очень крупных иероглифов.
Выбор кисти
Выбор кисти чаще всего сугубо индивидуален и сообразен каллиграфическому стилю, привычкам и особенностям данного каллиграфа и т.п. Начинающим лучше ориентироваться на недорогие кисти из козьего меха с длинным ворсом. Кисть можно брать чуть больше, чем величина иероглифов, для которых она предназначена, но никогда нельзя поступать наоборот: для написания маленьких иероглифов вполне Можно использовать кисть среднего размера, но нельзя писать большие иероглифы маленькой кистью.
Используемая в настоящее время для каллиграфии бумага существенно различается по свойствам, качеству и цене. Для профессиональных работ тем не менее принято использовать бумагу из уезда Цзинсян округа Сюаньчжоу провинции Аньхой. Кроме того имеется еще множество других разновидностей каллиграфической бумаги.
Сюаньчжоуская бумага
Сюаньчжоуская бумага (иногда она называется Сюаньчэнской по названию столицы округа — города Сюаньчэн) имеет более чем тысячелетнюю историю производства и признается специалистами как лучшая для каллиграфии и традиционной китайской живописи.
Классические виды сюаньчжоуской бумаги производятся на основе коры сандалового дерева с добавлением рисовой соломы. Бумага выпускается вручную в крупных листах нескольких форматов. Наиболее популярный и широко распространенный формат - 130 см х 65 см. По толщине Сюаньчжоуская бумага бывает однослойной, двойной, трехслойной и т.п. Самый распространенный вид — однослойная бумага.
Виды сюаньчжоуской бумаги:
Необработанная сюаньчжоуская бумага.Как явствует из названия, этот вид бумаги после раскатки не проходит дополнительной обработки. Отличительной особенностью этого вида является способность очень сильно промокать и впитывать воду. Работать с данным видом бумаги сложно, но некоторые каллиграфы предпочитают именно его как раз за хорошую абсорбцию, которую они используют как специальное техническое средство при написании иероглифов.. Как явствует из названия, этот вид бумаги после раскатки не проходит дополнительной обработки. Отличительной особенностью этого вида является способность очень сильно промокать и впитывать воду. Работать с данным видом бумаги сложно, но некоторые каллиграфы предпочитают именно его как раз за хорошую абсорбцию, которую они используют как специальное техническое средство при написании иероглифов.
Обработанная сюаньчжоуская бумага.Данный вид бумаги проходит специальную выварку, перкуссию и другие виды обработки, после которых способность промокать заметно снижается. Из видов обработанной бумаги стоит назвать Циншуйчжучуй сюань, Юйбань сюань и другие. Некоторые виды бумаги проходят также специальную обработку квасцами и тогда совершенно не промокают при сохранении всех прочих качеств сюаньчжоуской бумаги. Такая бумага называетсяфань сюань.
Цветная сюаньчжоуская бумага.Сюда входят различные виды почтовой бумаги с нанесенными рисунками, золочением, вощением и т.п. Вощеные и золоченые сорта требуют от каллиграфа большого опыта и умения из-за своей гладкости и скользкости. Тем не менее есть «полуобработанная» цветная бумага с приемлемой шероховатостью и плотностью. Отдельным видом является красная бумага для поздравительных надписей, чрезвычайно чувствительная к воде и требующая большого искусства и осторожности в обращении.
Выбор бумаги
Поскольку в настоящее время производится очень много сортов специальной каллиграфической бумаги и привести все названия или марки в одном издании просто невозможно, существует целый ряд аспектов, на которые нужно обращать внимание при покупке бумаги.
Состав: Чем больше процент содержания в бумаге коры сандалового дерева, тем она лучше. Правда, стоит заметить, что в промышленно производимых сортах бумаги в настоящее время этот процент невысок даже у самых прославленных марок.
Прозрачность: Прозрачность у каллиграфической бумаги весьма неоднородна; на просвет можно увидеть уплотнения в форме облака, словно бы сделанные из хлопка или ваты. Чем больше таких уплотнений, тем бумага лучше.
Плотность и гладкость поверхности: Хорошая бумага обладает небольшой плотностью, поверхность ее гладкая, но не скользкая. На ощупь хорошая бумага оставляет ощущение мягкости, а не хрупкости, присутствующей в обычной писчей или офисной бумаге.
Вязкость: Эту способность, к сожалению, можно проверить только после покупки бумаги, поэтому следует купить сначала небольшой кусок на пробу, чтобы впоследствии можно было при необходимости докупить еще. Бумага должна иметь способность к растяжению, чем большую, тем выше качество бумаги. Невязкие сорта бумаги после написания иероглифов сморщиваются; полученные образцы каллиграфии невозможно наклеивать на основу и использовать в изготовлении свитков. При намокании такая бумага легко повреждается.
Цвет: Хорошая бумага для каллиграфии не должна быть слишком белой. Наилучший цвет для нее — это цвет неотбеленного хлопка. Данный критерий, разумеется, не касается цветных и специальных декоративных сортов бумаги.
Тушь для каллиграфии
В основе китайской туши для каллиграфии лежат пережженные смолы и жиры растительного и животного происхождения. Тушь различается по составу входящих в нее переработанных смол на множество видов, и каждый вид имеет свои особенности в оттенках цвета, блеске, растворимости в воде и т.п.
В основу туши ложатся самые различные смолы и растительные масла — смола тунгового дерева, сосны, конопляное масло и т.д. Сажа от пережженной смолы специальным образом обрабатывается, прессуется в плитки или бруски и выдерживается от нескольких месяцев до года и более.
Сами плитки или бруски туши часто бывают красиво оформлены и зачастую представляют собой меленькие произведения прикладного искусства. На брусках делаются рельефныеизображения цветов, драконов или птиц, применяется золочение. Дорогие сорта туши часто кроме изысканного оформления имеют еще и специальные футляры, отделанные шелком, лаком и т.п.
Перед применением тушь разводят (растирают) с небольшим количеством воды на специальной, чаще всего каменной, площадке — тушечнице. Во время работы тушь лежит на столе каллиграфа на особой подставке когда работа закончена, тушь просушивают и убирают на хранение в футляр. Качество туши специалисты оценивают по множеству признаков — плотности, запаху и даже звуку при постукивании. Разведенная тушь высокого качества густая, немного тягучая и маслянистая.
Натуральная тушь на основе смоляной сажи
Имеется множество видов и сортов данной туши, различающихся по месту производства, растворимости и т.п. Используется также как средство китайской традиционной медицины.
Особая тушь
Представляет собой амальгаму натуральной туши на основе смоляной сажи и различных экстрактов. Самый распространенный вид промышленно производимой туши.
Тушь на основе сосновой сажи
В основе этого вида туши лежит сажа от пережигания сосновых веток. Отличительные особенности туши — глубокий черный цвет, отсутствие блеска, хорошая растворимость в воде.
Черная тушь «цинамо»
Имеются два вида туши «цинмо» — изготовленная на основе смоляной сажи и имеющая блеск и изготовленная на основе пережженных сосновых веток, не имеющая блеска. Данный вид туши особенно любим японскими каллиграфами.
Цветная тушь
Бывает различных цветов: желтая, белая, синяя, зеленая, красная и т.д. Дорогие сорта цветной туши изготавливаются на основе натуральных минералов, и оставленный ими рисунок отличается необыкновенной долговечностью и способностью не выгорать.
Кроме перечисленных видов имеются еще различные виды черной и цветной туши на синтетической основе.
Жидкая тушь
Обычные виды жидкой туши непригодны для серьезных занятий каллиграфией, но дорогие специальные сорта (пекинская жидкая тушь, шанхайская жидкая тушь на основе смоляной сажи) не уступают хорошим видам твердой туши и широко используются художниками и каллиграфами.
Выбор туши
Для начинающих занятия каллиграфией вполне подойдет тушь на основе сосновой сажи, черная тушь «Цинмо» или хорошая жидкая тушь. Дешевые сорта туши трудны в обращении, плохо ложатся на бумагу и могут способствовать вырабатыванию неправильных навыков при использовании для упражнений.
Тушечница
Изо всех «четырех драгоценностей кабинета» наибольшим многообразием форм, материалов и видов исполнения обладают тушечницы — специальные подставки для растирания туши. Тушечницы бывают сделаны из:
По форме тушечницы разделяются на несколько видов.
Тушечницы с углублением посередине
Наиболее распространенная форма древних тушечниц, удобная для растирания крупных пластинок туши.
Тушечница в форме черепицы
В самой середине такой тушечницы имеется небольшое возвышение, окруженной канавкой с плавной формой краев.
«Море туши»
Название старинных тушечниц, предназначенных для больших объемов туши и работы с крупными кистями. В настоящее время так называют круглые тушечницы различной величины.
«Длинные тушечницы»
Имеется два вида таких тушечниц — в одном виде тушечница разделена на два отделения: глубокое для воды и мелкое для растирания туши; в другом мелкое и глубокое от деления не имеют разграничения, в мелком растирают тушь, которая впоследствии перетекает в глубокую часть.
Нестандартные тушечницы
Как правило, выполняются в виде замысловатых древесных листьев, сочленений бамлобука и т.п. Не слишком удобны в использовании, но ценны как произведения искусства.
Плоские тушечницы
Выполняются в виде плоского прямоугольника без специального углубления для сбора туши. Предназначены для растирания очень небольшого количества туши.
Выбор тушечницы
Тушечницы бывают с крышками и без, легкими переносными и тяжелыми стационарными. При выборе тушечницы непременно нужно обращать внимание не только на ее размер и форму, но и на качество отделки рабочей поверхности. Дно тушечницы должно быть ровным, без трещин и выступов, хорошо отполированным.
Основные правила каллиграфии
Первое правило каллиграфии
Острие крюка с «выгнутой спиной» должно быть направлено либо в сторону точки соединения горизонтальной и вогнутой линий, либо вертикально вверх. Так же вертикально вверх должно быть направлено острие крюка «плывущий лебедь», «китайский клевец» и ломаной изогнутой с крюком.
Второе правило каллиграфии
При изображении двух горизонтальных черт одна под другой верхняя должна быть несколько толще и короче нижней.
Третье правило каллиграфии
Вертикальные сходящиеся точки имеют следующую особенность написания: левая точка пишется отвесно, правая — с наклоном, как маленькая откидная влево.
Четвертое правило каллиграфии
Левая «открытая» точка представляет собой маленькую откидную влево, а правая — удлиненный вариант «косой точки» либо «длинную» точку.
Пятое правило каллиграфии
При пересечении вертикальной и горизонтальной черт горизонтальная должна быть длиннее и тоньше вертикальной. Верхняя часть вертикальной имеет небольшой изгиб.
Шестое правило каллиграфии
В ключе «Рот» и подобных ему графических элементах вертикальные линии должны быть толще горизонтальных; правая вертикальная линия становится немного тоньше книзу.
Седьмое правило каллиграфии
В ключе «Ограда» вертикальные линии должны быть толще, чем горизонтальные; толщина их по всей длине должна быть примерно равномерной.
Восьмое правило каллиграфии
В ключе «Маленький» в рукописных иероглифах левая точка должна быть почти вертикальной, правая — обыкновенной «косой» точкой.
Девятое правило каллиграфии
В ключе «Шаг левой ногой» и подобных ему графических элементах «прямые короткие откидные влево» должны быть менее отвесными, чем в базовой форме написания, и доста точно длинными. При недостаточной длине откидных возникает ощущение дисгармонии ключа.
Десятое правило каллиграфии
В ключе «Дерево» и подобных ему графических элементах откидная вправо должна начинаться чуть ниже откидной влево.
Одиннадцатое правило каллиграфии
В ключе «Нельзя» и подобных ему графических элементах необходимо при написании уделять особенное внимание правому верхнему углу и вертикальной части «отвесного крюка»: за счет правильной сбалансированности этой части иероглифа достигается общая гармония написания всего ключа.
Двенадцатое правило каллиграфии
При написании ключа «Вода» в левой части сложных иероглифов вариант с восходящей чертой используется в тех случаях, когда правая часть иероглифа заметно вытянута вверх; вариант с нижней точкой предпочтителен для более широких, «приземистых» иероглифов.
Тринадцатое правило каллиграфии
Чем сильнее вытянута вверх правая часть сложного иероглифа, тем больше стремятся элементы ключа «Вода» расположиться по одной вертикальной оси. Тем не менее, стремление это никогда не осуществляется вполне: все три элемента ключа должны располагаться в пространстве так, чтобы внутри оставался объем, «воздух».
Четырнадцатое правило каллиграфии
При наличии горизонтальной или вертикальной черты в левой нижней части иероглифа внизу пишется ключ «Огонь» с наклоненной влево крайней левой точкой; если в левой нижней части иероглифа имеется откидная влево, то внизу пишется ключ «Огонь» со всеми четырьмя точками, наклоненными вправо.
Пятнадцатое правило каллиграфии
В базовых формах ключей «Покрышка», «Десятый циклический знак», «Дождь» и похожих графических элементах верхняя горизонтальная черта должна быть не короче, чем горизонтальная часть «окружающей черты».
Шестнадцатое правило каллиграфии
Ключ «Город» в правой части сложных иероглифов всегда пишется пропорционально чуть ниже, чем элементы слева от него.
Семнадцатое правило каллиграфии
В ключах «Ворота», «Борьба» и подобных графических элементах левая вертикальная черта имеет в нижней части небольшое стремление к изгибу влево. Вертикальные линии должны быть толще горизонтальных.
Восемнадцатое правило каллиграфии
Ключ «Земляной вал» в левой части сложных иероглифов всегда пишется пропорционально чуть выше, чем элементы, расположенные справа от него.
Добавить комментарий
Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!