Страница 4 из 6
Тушь для каллиграфии
В основе китайской туши для каллиграфии лежат пережженные смолы и жиры растительного и животного происхождения. Тушь различается по составу входящих в нее переработанных смол на множество видов, и каждый вид имеет свои особенности в оттенках цвета, блеске, растворимости в воде и т.п.
В основу туши ложатся самые различные смолы и растительные масла — смола тунгового дерева, сосны, конопляное масло и т.д. Сажа от пережженной смолы специальным образом обрабатывается, прессуется в плитки или бруски и выдерживается от нескольких месяцев до года и более.
Сами плитки или бруски туши часто бывают красиво оформлены и зачастую представляют собой меленькие произведения прикладного искусства. На брусках делаются рельефные изображения цветов, драконов или птиц, применяется золочение. Дорогие сорта туши часто кроме изысканного оформления имеют еще и специальные футляры, отделанные шелком, лаком и т.п.
Перед применением тушь разводят (растирают) с небольшим количеством воды на специальной, чаще всего каменной, площадке — тушечнице. Во время работы тушь лежит на столе каллиграфа на особой подставке когда работа закончена, тушь просушивают и убирают на хранение в футляр. Качество туши специалисты оценивают по множеству признаков — плотности, запаху и даже звуку при постукивании. Разведенная тушь высокого качества густая, немного тягучая и маслянистая.
Натуральная тушь на основе смоляной сажи
Имеется множество видов и сортов данной туши, различающихся по месту производства, растворимости и т.п. Используется также как средство китайской традиционной медицины.
Особая тушь
Представляет собой амальгаму натуральной туши на основе смоляной сажи и различных экстрактов. Самый распространенный вид промышленно производимой туши.
Тушь на основе сосновой сажи
В основе этого вида туши лежит сажа от пережигания сосновых веток. Отличительные особенности туши — глубокий черный цвет, отсутствие блеска, хорошая растворимость в воде.
Черная тушь «цинамо»
Имеются два вида туши «цинмо» — изготовленная на основе смоляной сажи и имеющая блеск и изготовленная на основе пережженных сосновых веток, не имеющая блеска. Данный вид туши особенно любим японскими каллиграфами.
Цветная тушь
Бывает различных цветов: желтая, белая, синяя, зеленая, красная и т.д. Дорогие сорта цветной туши изготавливаются на основе натуральных минералов, и оставленный ими рисунок отличается необыкновенной долговечностью и способностью не выгорать.
Кроме перечисленных видов имеются еще различные виды черной и цветной туши на синтетической основе.
Жидкая тушь
Обычные виды жидкой туши непригодны для серьезных занятий каллиграфией, но дорогие специальные сорта (пекинская жидкая тушь, шанхайская жидкая тушь на основе смоляной сажи) не уступают хорошим видам твердой туши и широко используются художниками и каллиграфами.
Выбор туши
Для начинающих занятия каллиграфией вполне подойдет тушь на основе сосновой сажи, черная тушь «Цинмо» или хорошая жидкая тушь. Дешевые сорта туши трудны в обращении, плохо ложатся на бумагу и могут способствовать вырабатыванию неправильных навыков при использовании для упражнений.
|