ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
Под прикладным искусством обычно имеют в виду род творческой деятельности, при которой художественная функция произведения в той или иной мере сочетается с утилитарной. Поэтому произведение прикладного искусства можно воспринимать как художественную ценность и использовать практически.
Сложность подобного определения заключается в том, что художественное качество также представляет собой преображенную полезность (утилитарность), результат духовного, идеального переосмысления практических потребностей человека. Поэтому искусство (как искусная деятельность вообще) становится художественной в той мере, в какой человеку удается преобразовать свои практические потребности в идеальные ценности.
"Художественный образ духовен по своей модальности, он является формой идеального как субъективной реальности, локализующейся в человеческом сознании".
Однако в искусстве происходит постоянное превращение идеального духовного содержания в материальную форму: "материализация духовного и одухотворение материального". Результатом этого процесса является проникновение художественного мыления в сферы утилитарной деятельности — ремесло, технику, строительство, и, наоборот, техническое творчество внедряется в художественное. Однако словосочетание "прикладное искусство" следует применять, во избежание путаницы понятий, только к тем явлениям творческой деятельности, которые несут в себе художественно-образное содержание.
Такие области как дизайн, оформительское искусство, моделирование одежды, основным содержанием которых являются не художественные, а эстетические ценности, не следует называть прикладным искусством. Вопреки буквальному прочтению термина, искусство никуда не прикладывается, оно существует по определению. Художественная ценность не прилагается к материальной, а одно переходит в другое. Поэтому все разновидности прикладного искусства имеют подвижную, асимметричную функциональную структуру, в которой исторически меняется соотношение ценностей.
В искусстве Древнего мира не существовало прикладного искусства, поскольку все его функции были синкретичными. В античном искусстве также не разделяли понятий "техника" и "искусство", то и другое обозначали понятием "techne". В Древней Греции статуями не любовались в музеях, с ними всегда что-то делали: поклонялись, украшали цветами и плодами, одевали в дорогие ткани, им подносили еду и напитки и обращались с просьбами. Все произведения искусства служили атрибутами мифологически-религиозного образа жизни. В произведениях Плиния Старшего и Павсания восторженные оценки произведениям искусства даются за иллюзию и тонкость технического выполнения. Поэтому применение термина "прикладное искусство" по отношению к античности недопустимо.
В средневековом искусстве усиливалась специализация мастеров, наряду с греческим "techne" встречается латинское слово "arsis" (в значении "свободный труд"). Однако в Средние века еще не определилась область "чистого искусства", свободная от утилитарности, поскольку живопись и скульптура развивались внутри архитектурной композиции. Отсюда столь неорганичное звучание определений вроде: "прикладное искусство Византии" или "прикладное искусство средневековой Франции".
В Средневековье существовала особая область художественных ремесел, но их функциональная структура отлична от прикладного искусства Нового времени. Учитывая это обстоятельство, специалисты склонны использовать иные термины: "художественные ремесла" (нем. Kunsthandwerk) либо "малые формы искусства" (нем. Kleinkunst, франц. arts mineurs, petit art). Например: малые формы искусства Древней Греции, малые формы традиционного искусства Китая и Японии.
Показательно происхождение немецкого термина: "angewandte Kunst", который неправильно переводят как "прикладное искусство" (на самом деле: wandte, от нем. wenden — "поворачивать, изменяться, обращаться"). Метаморфозы значений, смыслов, функций произведений античного искусства хорошо раскрывают истории их бытования и связанные с ними мифы.
В историческом развитии форм художественного мышления следует также отличать бифункциональность от декоративности — качества, возникающего в результате художественного переосмысления связи произведения искусства с окружающей средой. Произведения декоративного и прикладного искусств имеют разные функции и поэтому представляют собой различные виды искусства, но в процессе исторического развития они взаимодействуют.
В сакральных видах искусства взаимодействуют художественная и религиозная функции, но из-за этого их нельзя называть "прикладными". После эпохи Итальянского Возрождения, когда произошло размежевание архитектуры, живописи и скульптуры, образовалось станко́вое искусство — живописная картина, скульптура, не связанные с определенным местом в архитектурной среде. С этого времени можно говорить об отдельной сфере декоративно-прикладного искусства.
Главным качеством "прикладного" произведения является его вещность, причем ощущение вещи может не сопровождаться ясно выраженной утилитарностью; материальнопрактическая функция присутствует в такой вещи "в снятом виде". Например, жанр портрета относится к полифункциональному искусству, поскольку собственно живописное содержание портрета дополняется внехудожественным — документальным, фактологическим. То же происходит в классическом жанре картины на историческую тему. Но мы не называем такие произведения прикладными, поскольку внехудожественная часть их содержания еще не превращает их в вещь.
Иной пример: в коллекции Уоллеса в Лондоне экспонируется отлитое из бронзы изображение свернувшейся в клубок змеи, выполненное пугающе натуралистично. Произведение создано в Северной Италии около 1600 г. и, возможно, служило прессом для бумаг. Но при взгляде на эту змею не возникает ощущения "вещи", слишком сильна ее "портретность". Такие произведения ввиду сложности их функционально-образной природы трудно отнести к определенному роду искусства.
В середине XIX в. в связи с успехом Всемирных выставок, под влиянием роста промышленного производства в разных странах создавались музеи прикладного искусства. В 1857 г. такой музей был создан в Лондоне. В 1859 г. Королевский музей искусства и промышленности открылся в Вене. В России проводили "мануфактурные выставки", с 1870 г. утвердилось название "художественная промышленность".
В искусстве XX в. помимо дизайна, архитектурного проектирования, существования традиционных народных промыслов и художественных ремесел появлялись формы "вынужденного прикладного искусства". Художник обращался к прикладному роду творчества из прагматических или коммерческих соображений. Оказавшись во враждебной среде технической цивилизации, он попадал в ситуацию, аналогичную той, в которой оказался герой повести Дж. Б. Пристли "Тридцать первое июня": со всей душой художник работал над упаковкой "Чулок прекрасной дамы" (в этом названии писатель с грустной иронией отметил противоестественное сочетание рыцарской куртуазной традиции с современностью).
Результатом "размывания" художественного творчества в охватывающем его поле коммерческой деятельности является появление пренебрежительного термина "поделка" как синонима "прикладного искусства". В 1960—1970-х гг. художники стали уходить из области прикладного искусства в сферу "чистой предметности", они создавали предметы, но не вещи. Внешне сходные с изделиями, имеющими утилитарную функцию, такие предметы как бы изображали сами себя. Возникал эффект двойного отражения. Одни критики посчитали это явление "кризисом прикладного искусства", другие объявили о появлении нового способа творчества. Дабы выйти из терминологических затруднений, подобные композиции стали именовать "антивещами", "портретами утилитарных предметов".
Н. В. Воронов предложил наиболее широкое понятие "искусство предметного мира". Это определение, удачно объединяющее многие тенденции в развитии искусства конца XX в., не следует, однако, подменять неприемлемым: "предметное творчество", поскольку любое творчество в широком значении этого слова имеет свой предмет.
Прикладное искусство подразделяют на виды согласно утилитарной функции: мебель, утварь, одежда; на разновидности в зависимости от используемого материала: изделия из керамики, стекла, металла, дерева. Специализация художника-прикладника зависит от техники обработки материала, например резчик по дереву, чеканщик по металлу, живописец по фарфору. Такие мастера, согласно классической традиции, совмещают навыки художника (рисовальщика, композитора, модельера) и ремесленника, технолога. В этом заключается еще одна важная особенность прикладного искусства, хотя возможно и разделение труда.
Взаимодействие видов искусства в "пограничных областях" породило, в частности, прикладную графику. В нее включают афишу, плакат, книжную графику, экслибрис, эпиграфику, эмблематику (прикладную или декоративную графику следует отделять от дизайн-графики, где ведущим является эстетический, а не художественно-образный метод). Термины "прикладная живопись" или "прикладная скульптура" неприемлемы, поскольку, взаимодействуя с архитектурой или композицией декоративно-прикладного искусства, живопись преобразуется в роспись, а скульптура — в декоративную пластику либо в монументально-декоративную скульптуру.
|