СИМВО́ЛИКА ЦВЕТО́В — соотнесение цветов (тонов хроматической гаммы) с определенными эмоциональными состояниями и смысловыми значениями. Основывается на психо-физиологических свойствах восприятия и архетипах цвета, сложившихся в истории разных культур.
В физическом смысле цвет не существует, есть лишь отражаемые поверхностью предмета световые лучи, характеризуемые определенным диапазоном колебания электромагнитного поля. Человек воспринимает эти колебания в качестве окрашенного света. Отсюда соотнесения цвета с символикой неба (что подтверждается природными явлениями, например радугой). Об этом писал священник и ученый П. А. Флоренский:
"Мы видим свет и только свет, единый свет единого солнца. Его различная окраска — не собственное его свойство, а соотношение его с той земною и отчасти, может быть, небесной средою, которую наполняет собою этот единый свет... Свет есть воистину непрерывность". "Те роскошные цвета, которыми украшается небосвод, — писал далее Флоренский, — есть ничто иное, как способ соотношения неделимого света и раздробленности вещества... Отсюда устанавливается и символическое значение в мире сверхчувственном того, что является результатом соотношения начал бытия чувственного, т. е. символика цветов".
В традиционной композиции "Семь небесных наук" семь основных тонов хроматический гаммы связывают с аллегориями богословия: мистическое богословие представлено фигурой в белых одеждах, созерцательное — в голубых (цвет неба), практическое — в зеленых (цвет земли), полемическое — в красных (цвет действия), церковное право — в золотых (цвет славы), остальные фигуры не имеют постоянных цветовых характеристик.
Белый цвет в христианском искусстве символизирует небесную чистоту, божественное начало: "Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы" (1 Ин. 1:5). Это соответствует и физической природе белого света, неразделенного на спектральные тона.
Голубой — цвет неба, покоя, глубины (холодные тона кажутся отступающими в глубину). Голубой также означает логос, Божественную премудрость. В синем плаще изображают Богоматерь (в древнерусском искусстве— в темно-красном мафории).
Красный цвет — символ Божественной силы.
Синий цвет во многих культурах считают женским, красный — мужским.
Зеленый — цвет Воскресения.
Желтый — цвет психического напряжения, в соединении с синим цветом дает зеленый — цвет покоя.
Фиолетовый (результат соединения красного и синего) считают цветом молитвы.
Символические значения цветов "подвижны". Так, черный цвет в западноевропейской культуре является символом траура, темных глубин подсознания, смерти. В традиционной культуре Японии цвет траура — белый, а черный символизирует торжество.
Сияние Божественной славы изображают и белым, и красным цветом, золотой ассисткой; Св. Софию — алым или пурпуром.
В истории живописи многие цвета связываются с особенностями мироощущения и творческого метода художников. Желтый и пронзительно-синий отличают картины В. Ван Гога, "голубой" и "розовый" периоды — творчество П. Пикассо, золотисто-охристые тона — живопись Рембрандта, смелое сопоставление красного и зеленого — картины А. Матисса, фиолетовые лица характерны для искусства М. Шагала.
Семантика цвета исторически связана с особенностями различных материалов, символикой драгоценных камней.
Относительность и изменчивость символических значений цветов в истории культуры объясняются просто. Подобно тому как в различных языках одни и те же звуки обозначают разные предметы, так и содержательная ценность окраски этих предметов зависит не от их абсолютной цветовой ценности, а от тепло-холодных и тональных отношений. Иначе говоря, семантика цвета связана не с самим цветом, а со способом сочетаний цветов между собой и с их функцией в системе целого.
|