Art Gallery

Портал для творческих людей   [email protected]   8-908-796-75-65 / 1win

 

Поиск по сайту

Сейчас 53 гостей онлайн

Мы в контакте

Новости СМИ2

Символы (к-я) - Лестница PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 1602
ХудшийЛучший 
Словарь художника
Индекс материала
Символы (к-я)
Крест
Крылья
Лестница
Луна
Мировое дерево
Молния
Небо
Радуга
Раковина
Рог
Свастика
Солнце
Спираль
Фаллические символы
Череп
Яйцо
Якорь
Все страницы

 

ЛЕСТНИЦА

 

ЛЕСТНИЦА (греч. klimax, лат. scalae, итал. scala) форма, имеющая сложную иконографию и множество символических значений. Соотносится с "Мировой осью" и древнейшими архитектурными сооружениями — башнями, зиккуратами, пирамидами, алтарями.

Одно из имен египетского бога Осириса переводится "он, который стоит на верхней ступени" и включает иероглиф в виде ступеньки.

Семь ступеней лестницы (лат. gradatio — "постепенное повышение") соотносятся с семью планетами или небесными сферами (отсюда семь ступеней зиккуратов древней Месопотамии). Они являются степенями совершенствования духа в его стремлении к небу. С семью ступенями лестницы соотносили "семь свободных искусств" и семь алхимических превращений. Символическое значение имеют также десять и двенадцать ступеней.

Известны средневековые гравюры, изображающие восхождение по лестнице к небесам.

"ЛЕСТВИЦА РАЙСКАЯ", ИЛИ "ВИДЕНИЕ ЛЕСТВИЦЫ" композиция, восходящая к сочинению Иоанна Синайского "Лествица Райская". Святой преподобный Иоанн (524—606) — отшельник и игумен монастыря Св. Екатерины Александрийской на Синае. Игумен написал книгу о нравственном пути инока (монаха), состоящем из тридцати ступеней восхождения "к совершенству". Книга Иоанна почиталась во многих монастырях Византии. В конце XIV в. переведена на славянский язык. На иконах, фресках, вышитых покровах, антиминсах изображается лестница, уходящая в небо. По ее ступеням поднимаются иноки. Вверху, в небесном сегменте, — Христос. Ангелы помогают инокам подниматься по ступеням, а черти уносят сорвавшихся в ад.

В христианской иконографии мотив лестницы соединяется с формой горы, в результате возникает нечто вроде спирального пандуса. Символика спиральной лестницы изложена в книге А. Беттини ("Книга священной горы"), изданной во Флоренции в 1477 г.. На ступенях такой лестницы изображают фигуры или помещают надписи с именами добродетелей: Смирение, Благоразумие, Умеренность, Стойкость, Благоговение, Справедливость, Милосердие, Наука, Совет, Понимание, Мудрость. Верхнюю, двенадцатую ступеньку занимает Христос в окружении Ангелов.

Символ лестницы связан с образом Богоматери. В сцене "Введения во храм Девы Марии" изображается лестница в пятнадцать "степеней восшествия". Подъем по лестнице Девы Марии трактуется как предвестие Преображения Христа. Иную символику (но связанную с предыдущими) обретает лестница в композициях "Воздвижение креста","Распятие" и "Снятие с креста".

Лестницы сооружали в память тех или иных событий, в благодарность святым за заступничество и избавление от несчастий. Лестницу к церкви Санта Мария д’Арачели на Капитолии жители Рима возвели в 1348 г. в благодарность Мадонне за прекращение эпидемии чумы.

"ЛЕСТНИЦА ИАКОВА" — ветхозаветный библейский сюжет. Праотец Иаков, остановившись на ночлег, по пути в Харран, взял один из камней, подложил себе в изголовье и заснул. Ему привиделась во сне лестница, "верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней" (Быт. 28:12). На вершине лестницы Иаков увидел самого Бога, пообещавшего ему землю, потомство и покровительство. На следующий день Иаков "поставил камень памятником", возлил елей и назвал это место Вефиль ("Дом Божий"). Древнее святилище Иакова долгое время почиталось в Ханаане близ г. Луз (позднее г. Бейтин). Камень как "врата небесные" приобрел символическое значение основания храма, лестница — связи неба и земли.

Камень и лестница — прообраз "идеи храма" (лат. Imago Templi).

Символика "Лестницы Иакова" связывается также с иконографией Богоматери.

На средневековых алтарных картинах и гравюрах изображали лестницу, уходящую в небо. У ее подножия спит Иаков. Из облаков взирает на землю Бог Отец. Ангелы поднимаются и спускаются по ступеням лестницы, наглядно демонстрируя связь неба и земли.

Во Флоренции лестница в 308 ступеней (осталась небольшая старая часть) ведет на высокую гору, к церкви Сан Миньято аль Монте. По преданию, по этой лестнице на "Гору креста" (итал. Monte alle Croci) поднимался Данте Алигьери, дабы "утвердиться в духе". По правой стороне лестницы сохранилось девять больших деревянных крестов, символизирующих остановки крестного пути Христа на Голгофу. Слева, при вступлении на лестницу, укреплена мраморная доска с высеченной по-итальянски надписью — строками из "Божественной комедии" Данте:

Как если вправо мы на холм идем,
Где церковь смотрит на юдоль порядка
Над самым Рубаконтовым мостом,
И в склоне над площадкою площадка
Устроены еще с тех давних лет,
Когда блюлась тетрадь и чтилась кадка...

("Чистилище", XII, 100—105)

В средневековой архитектуре лестницы обычно устраивали в толще стен или в специальных лестничных башнях, пристраиваемых снаружи. В западноевропейских замках винтовые лестницы появились в 1360 г.

В древнерусских храмах лестницы на хоры помещали внутри угловых опор, а снаружи их место отмечалось барабаном с главой.

В архитектуре Барокко внутренние и многомаршевые наружные лестницы служили важным композиционным элементом, связывающим объемы здания с окружающим пространством. Динамика лестницы в архитектурной композиции обретает формообразующий, а иногда и мистический смысл.

 



 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2022 - Шедевры Омска. Все права защищены.