Art Gallery

Портал для творческих людей   [email protected]   8-908-796-75-65 / 1win

 

Поиск по сайту

Сейчас 50 гостей онлайн

Мы в контакте

Новости СМИ2

Символы (к-я) - Крылья PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 1602
ХудшийЛучший 
Словарь художника
Индекс материала
Символы (к-я)
Крест
Крылья
Лестница
Луна
Мировое дерево
Молния
Небо
Радуга
Раковина
Рог
Свастика
Солнце
Спираль
Фаллические символы
Череп
Яйцо
Якорь
Все страницы

 

КРЫЛЬЯ

 

КРЫЛЬЯ — в изобразительном искусстве символ возвышения духа и вознесения тела.

Для изображения летающих мифологических персонажей и фантастических существ самым естественным образом заимствовали крылья у птиц. Благодаря легкости перьев и взмаху крыльев оказалось возможным изображать парение, дуновение, возвышение над материальным миром, обитание в небесах.

В древней Месопотамии бог-творец Ашшур изображался внутри крылатого солнечного диска, так же древние персы представляли своего демиурга Ахурамазду.

Крылатый солнечный диск — символ египетского бога Ра.

В античном искусстве крылатыми изображали богиню утренней зари Эос (у римлян — Аврору), нимфу Ауру, Психею, Амура, этрусскую Лазу, демонов и гениев, богиню победы Нике и богиню удачи Фортуну. Бог времени Хронос изображался с четырьмя крыльями, два из них подняты вверх, а два опущены (знак двойственности времени, физического и мысленного). Богинь Афину, Артемиду и Афродиту тоже представляли крылатыми, поскольку и любовь, и победа преходящи, эфемерны, они могут вспорхнуть и улететь навсегда. По учению Платона, крылья — знак разумности. Они "вскармливаются и взращиваются мудростью, доблестью".


Многих разумных сказочных существ античной мифологии изображали с крыльями. Крылатый конь
Пегас — одно из этих существ, он также вестник и психопомп (проводник душ в загробный мир). Гермес (у римлян — Меркурий) — вестник богов и потому предстает в крылатых сандалиях и крылатом шлемепетасеКрылатая богиня Ирида — вестница Зевса и Геры, а также — радуга, соединяющая землю и небо. Согласно мифу, крылья Арки (олицетворяющей небесную арку), сестры Ириды, были отданы Ахиллу, получившему прозвание "крылоногий". Божество сна Гипнос, слетающий внезапно, как и его сын Морфей, представлялись древним крылатыми существами. Греческие богини судьбы мойры, римские парки, божества ночи, богиня случая Тихе, духи стихий(позднее, в западноевропейской мифологии, — феи) — все они переносятся по воздуху, стремительно и незаметно, с помощью крыльев.

В мифологии Востока крылатые существа, такие как Гаруда, конь Мухаммада Аль Бурак, представляют собой, скорее, исключение. Единственное общее длязападной и восточной мифологии крылатое существо — дракон, воплощающий соединение стихий земли и воздуха. Символическое значение, в зависимости от контекста композиции, приобретают в искусстве изображения реальных птиц наравне с вымышленными существами — грифоном, сэнмурвом, тифоном, сфинксом. Демоническое значение имеют крылья летучей мыши, а крылья Икара являются символом человеческой гордыни. В "Видении Иезекииля" "колёса престола" Бога представляются крылатыми.

С образами древнейшей мифологии связана символика крыльев в христианствеКрылаты Ангелы, которые нисходят на землю и посещают людей. Высшие ангельские чины — Серафимы и Херувимы — бестелесны, они изображаются в виде голов с двумя, четырьмя, Серафимы — с шестью крыльями:

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился...

А. Пушкин. "Пророк" (1826)

Иоанн Креститель в пустыне, куда его отвел Ангел, также изображается с крыльями. Один из самых сложных образов христианского искусства —  София, Премудрость Божия — представляется в  иконах Ангелом с "огневидными крыльями".

Среди алхимических символов встречается изображение  крылатой человеческой фигуры.  Дьявола показывают не с легкими крыльями, а с жесткими, перепончатыми, как у летучей мыши.

В самом широком значении в  аллегориях искусства Классицизма и  Барокко крылья и балдахин символизируют ветер, дуновение, а также  сень, покровительство, защиту. В  геральдике встречается изображение крыльев с  девизом : «Non sufficit una" (лат., "Не хватает одного"), в том смысле, что ко всем прочим добродетелям надо прибавить славу и доблесть.


 

 



 

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2022 - Шедевры Омска. Все права защищены.