Art Gallery

Портал для творческих людей   [email protected]   8-908-796-75-65 / 1win

 

Поиск по сайту

Сейчас 56 гостей онлайн

Мы в контакте

Новости СМИ2

Владимир Григорьевич Сутеев PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 6
ХудшийЛучший 
Великие художники

ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ СУТЕЕВ

Художник нашего детства

 

Влади́мир Григо́рьевич Суте́ев ( 5 июля 1903 , Москва 10 марта 1993 , Москва ) — Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965). Один из зачинателей советской мультипликации. Детский писатель, художник-иллюстратор и режиссёр-мультипликатор.

С творчеством Владимира Сутеева знакомы все дети с самого раннего возраста. Именно его книжки с иллюстрациями автора становятся первыми для многих малышей. Помните его удивительные, светлые рисунки?

До сих пор, став уже взрослыми людьми, мы восхищаемся его книгами и снова, и снова перечитываем и пересматриваем их уже вместе со своими детьми и внуками, получаем радость, восторгаемся яркими красками и смеемся над веселыми историями нарисованных замечательных персонажей.

Художник родился 5 июля 1903 года в Москве, в семье врача. Его отец любил рисовать и передал свое увлечение единственному сыну.

На школьные годы Сутеева пришлась революционная пора, он поступил учиться в мужскую гимназию, а заканчивал уже советскую школу. В сложное время гражданской войны в семье часто не хватало денег и с 14 лет он зарабатывал первыми своими рисунками: рисовал диаграммы для выставок здравоохранения, дипломы для победителей спортивных соревнований, работал санитаром в первом коммунистическом красноармейском госпитале, инструктором физкультуры в младших классах школы. Сутеев подал документы в инженерно-строительное училище. Учился в МВТУ имени Баумана. Через год юноша ушел из училища - техника не его призвание и поступил на художественный факультет Государственного Техникума Кинематографии . Ещё во время учёбы примкнул к экспериментально-производственной группе мультипликаторов при техникуме ( Ю. Меркулов , Н. Ходатаев, З. Комиссаренко, Д. Черкес). Дебютировал в качестве мультипликатора в фильме «Китай в огне» (1925), где впервые был применён альбомный метод мультипликации. Во время учебы он уже сотрудничал с издательствами книг К.Чуковского, С.Маршака и С.Михалкова.


Первую известность получил как художник-карикатурист. Сутеев работает художником - иллюстратором в журналах "Смена", "Пионер", а с 1925 года в "Дружных ребятах", "Искорке", "Мурзилке" и в газете "Пионерская правда".

В 1928 году окончил учёбу и устроился на кинофабрику «Межрабпомфильм». В 1931 году поставил первый советский оригинальный звуковой мультфильм «Улица поперёк». Вместе с Львом Константиновичем Атамановым и Дмитрием Наумовичем Бабиченко разрабатывал серийного персонажа — Кляксу.

В 1935 году Владимир Сутеев перешёл в коллектив Виктора Фёдоровича Смирнова (на «Экспериментальную мультмастерскую при ГУКФ», затем — на «Мосфильм)», где работал, числясь в титрах художником, фактически же выполняя и режиссёрские функции.

С 1936 года Сутеев работает на киностудии « Союзмультфильм ».


Владимир Григорьевич Сутеев прошел всю войну.


- Наступил 1941-й год. Я только что закончил фильм "Муха-Цокотуха". Ночью 22 июня показывал его в Комитете Кинематографии, а уже 24-го отправился на Юго-Западный фронт...

Во время войны Сутеев поставил ряд учебных фильмов на студии «Воентехфильм».

После войны вернулся в "Союзмультфильм", но ненадолго. С 1947 года преподаёт на курсах художников-мультипликаторов при «Союзмультфильме». Владимир Григорьевич Сутеев внёс большой вклад в освоение цветного кино.

 

 


В 1948 году прекратил режиссёрскую деятельность и уволился с «Союзмультфильма», не закончив картины « Охотничье ружьё », которая была завершена Сазоновым . Он не оставил мультипликацию. В. Г. Сутеев написал около 40 сценариев для мультипликационного кино, и почти все они были экранизированы такими режиссёрами, как Л. К. Атаманов , Л. А. Амальрик, В. И. Полковников, Е. Н. Райковский и другими.

С 1947 года Сутеев работал в Детгизе. Иллюстрировал множество детских сказок советских писателей: Чуковского, МаршакаМихалкова. Впервые с иллюстрациями художника на русском языке вышли книги: Д. Родари «Приключения Чиполлино» (сутеевские персонажи этой сказки стали образцом для детских игрушек), норвежского писателя А. Прейсена «Весёлый Новый год», венгерского писателя Агнеш Балинт «Гном Гномыч и Изюмка», английской писательницы Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду».


Сутеев был амбидекстром, то есть одинаково владел правой и левой рукой, причём одновременно одной мог писать, а другой — рисовать. Еще в детстве заметил эту странную особенность - ему было все равно, какой рукой рисовать или писать. Впрочем, писать мальчика, как было положено, приучили правой рукой, а на рисование внимания не обращали. Если бы знали тогда учителя, что создадут эти руки: правая напишет чудесные сказки, левая в это время рисует к ним удивительные рисунки. В 1952 году вышла первая книжка за авторством Сутеева, «Две сказки про карандаш и краски». Чуковский приветствовал её появление рецензией в «Литературной газете».


Владимир Сутеев написал множество сказок, которые отличаются живостью, остроумием, простотой и доступностью для самых маленьких читателей. Почти каждое предложение сопровождалось яркой иллюстрацией, в которые Сутеев много привнёс из мультипликации: его динамичные рисунки похожи на кадры мультфильмов; персонажи имеют графическую индивидуальность, выраженную в облике, движениях, мимике. В его книгах всегда много юмора, помогающего без морализации объяснить детям простые истины.

Его произведения с первого издания вошли в классику библиотеки для детей: "Под грибом", "Мешок яблок", "Кто сказал мяу?", "Разные колеса", "Палочка-выручалочка", "Это что за птица?", "Приключения Пифа", и другие.

 



Все они впоследствии были дорисованы и выпущены, как мультипликационные фильмы. Владимир Сутеев становится признанным Мастером.

Иллюстрации Владимира Григорьевича Сутеева часто используются для оформления детских садов, детских лечебных учреждений, столовых, магазинов, детских уголков и так далее. Печатаются на полотенцах, носовых платках и других товарах для детей.

- Я счастлив, что посвятил свою деятельность детям. Мне часто приходится встречаться с ребятами в школах, в детских библиотеках, в Доме детской книги, выступать по телевидению, где я рассказываю о своей работе, делюсь планами и много рисую... У меня много маленьких друзей во многих городах и деревнях...

Он написал множество сказок, которые отличаются живостью, остроумием, простотой и доступностью для самых маленьких читателей.

Его динамичные рисунки похожи на кадры мультфильмов, персонажи имеют графическую индивидуальность, выраженную в облике, движениях, мимике.


В его книгах всегда много юмора, помогающего объяснить детям простые истины...

- Я получаю много писем от моих маленьких читателей, а порой от их мам, пап, бабушек и дедушек, которые пишут под диктовку своих малышей, - рассказывал Владимир Сутеев. - Мне пишут учителя, библиотекари, работники детских садов, инженеры... Особенно взволновало меня коллективное письмо сотрудников детской больницы в Рязани. Врачи, медсёстры и няни писали:...ваши сказки и рисунки помогают нам лечить детей. Даже у самых тяжелобольных они вызывают улыбку. Нам очень нужны такие книги..." Все эти письма - радостная и вдохновляющая награда - большое, настоящее счастье художника.

 

Так получилось, что у этого сказочника не было своих детей. Первая жена не дождалась его с фронта... В 1947-м году Сутеев познакомился с Татьяной Таранович сотрудницей "Союзмультфильма".

Сутеев полюбил Татьяну, но, к сожалению, на тот момент она была уже замужем, воспитывала дочку и не хотела даже думать о разводе. Его друзья были уверены, что первые свои сказки он сочинил именно для дочери своей возлюбленной. Женился во второй раз. Чтобы забыть своё горькое чувство, не быть одному. Его второй женой стала бывшая одноклассница Софья. Он не любил её, сердце было отдано другой, но был верен, заботился о ней до самой её смерти.
Татьяна Таранович была замечательным художником. За 20 лет работы на "Союзмультфильме она отрисует более сорока мультфильмов, ставших потом
настоящими бриллиантами советской мультипликации: "Серая шейка", "Дюймовочка", "Путешествие Нильса с дикими гусями", "Цветик-семицветик",
"Кошкин Дом" и другие. "Серая шейка" получит международную премию в Карловых Варах, 
а "Кошкин Дом" - в Венеции.

Она безумно была влюблена в свою работу, пропадала на студии сутками, придумывая тот или иной сюжет. Дома не будет свободного места, где на специальных пергаментных листочках не лежали бы эскизы к мультфильмам. Это сейчас большую часть мультфильма рисуют на компьютерах, тогда же только карандаш, акварель и тысячи набросков. И надо было придумать, как показать эмоцию персонажа, движение...

Татьяна была удивительной красоты и прекрасным человеком. Почти каждое тайное письмо Сутеева к ней начиналось с большой буквы Т, от которой расходились лучи. Так художник приравнивал свою любимую к солнцу.


Был у этих посланий свой "почерк", мало слов, в основном рисунки в легендарной сутеевской технике. Сутеев представлял себя в виде гусенка, а возлюбленную – в виде цыпленка.


Прошло 26 лет. Татьяна Александровна овдовела и еще более десяти лет прожила одна. У Сутеева в то время уже несколько лет очень тяжело болела супруга. Бросить её он не мог. Свои чувства к Татьяне он тоже оставить был не в силах... Год после того, как Сутеев овдовел, он сделал Татьяне Александровне официальное предложение.


Через 40 лет она наконец сказала долгожданное "ДА". Жениху - 80, невесте – 67 лет. И была свадьба, с цветами и праздничным обедом. Владимир Григорьевич пришел с огромным букетом гладиолусов. Он был невысокого роста и его почти не было видно из-за цветов. Он походил на счастливого гнома. Был очень взволнован.


- Таня Таранович – моя! Наконец-то!

Судьба отмерила им десять счастливых лет. Он продолжал рисовать – на салфетках, автобусных билетах. Оставлять трогательные записочки в виде рисунков. Незадолго до смерти перерисовал иллюстрации к книге Чуковского "У меня зазвонил телефон" - на более современные.


Но к этому моменту он уже катастрофически терял зрение. Мечтал раскрасить "Чиполлино" - в первом варианте он вышел черно-белым.

Не успел. Уже практически ослепнув, дрожащей рукой вывел предсмертный "семейный портрет" - маленький, но сильный цыпленок несет на себе поникшего обессиленного утенка.


Он очень переживал свою физическую немощь и преклонялся перед мужеством супруги, которая не отходила от него ни на миг.
- Он до самой смерти благодарил судьбу за такой подарок, называл бабушку "моя девочка" и, даже будучи уже слепым и наполовину парализованным, безошибочно находил ее руку, чтобы поцеловать, - вспоминает внучка Татьяны Александровны
Художник, любимый сказочник, покинул этот мир весной 10 марта 1993 года. Он расстался со своей любимой всего на полгода. Татьяна не смогла жить
без него, быстро угасала... и ушла вслед за ним...

Владимир Григорьевич Сутеев  похоронен на Никольском кладбище в Балашихинском районе Московской области.








 

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2022 - Шедевры Омска. Все права защищены.