Art Gallery

Портал для творческих людей   [email protected]   8-908-796-75-65 / 1win

 

Поиск по сайту

Сейчас 46 гостей онлайн

Мы в контакте

Новости СМИ2

Символы (к-я) - Раковина PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 1602
ХудшийЛучший 
Словарь художника
Индекс материала
Символы (к-я)
Крест
Крылья
Лестница
Луна
Мировое дерево
Молния
Небо
Радуга
Раковина
Рог
Свастика
Солнце
Спираль
Фаллические символы
Череп
Яйцо
Якорь
Все страницы

 

РАКОВИНА

 

 

РАКОВИНА (праслав. raky — "оболочка"; лат. arca) — в античности морская раковина, прежде всего двустворчатая раковина "морского гребешка", была атрибутом женских божеств и символом водной стихии. Слово "конха" (греч. konche — "раковина", лат. concha) означало женственное начало природы, а моллюск (лат. molluskus — "мягкий, мягкотелый") — эвфемизм, который употребляли в поэзии для обозначения женских половых органов.

Богиню любви Афродиту изображали стоящей на раковине морского гребешка, иначе "пинна" (греч. pinna — "моллюск").

Римляне также изображали богиню Венеру с раковиной, а перламутр считали ее божественной оболочкой. В композиции "Триумф Венеры" морскую богиню изображают, как и Амфитриту, мчащейся в раковине, в сопровождении  нереид, гиппокампов и тритонов, которые трубят в спиральные раковины. В сопровождении трубящих тритонов изображают Посейдона, нимфу Галатею и богиню Фортуну.

Спиральные раковины, которые использовали в качестве музыкального инструмента, называли кохлос.

С именем Кокала (происходит от слова "кохлос"), мифического царя Сицилии, связана история о мастерстве Дедала, сумевшего пропустить нить сквозь спиральную раковину, привязав к ней муравья.

В спиральной раковине наутилуса видели образ Вселенной — модель космоса, восходящее и заходящее Солнце или "лунную спираль".

НАУТИЛУС (лат. nautilus — "кораблик" от греч. nautilos — "корабельный, морской") — род головоногих моллюсков, имеющих большую (до 30 см в диаметре) спирально закрученную раковину. Древние греки видели в спиральной раковине наутилуса образ Вселенной — космоса.

В западноевропейском искусстве XVI—XVII вв., в эпоху Барокко и Маньеризма, в связи с романтикой дальних странствий и великих географических открытий, тягой ко всему загадочному, экзотичному сложилась мода на диковинные "натуралии".

Для кунсткамер изготавливали кубки, сосуды, основу которых составляли скорлупа кокосовых орехов, яйца страуса или перламутровая раковина наутилуса. Подобные диковины изготавливали мастера Аугсбурга, Нюрнберга, Гамбурга. Большие перламутровые раковины моллюсков-наутилусов оправляли в золото и серебро, декоративные детали отражали античную мифологию, темы и сюжеты, связанные с морем. В собрании Оружейной палаты в Москве хранятся подобные кубки, присланные на Русь с посольскими дарами. Один из наутилусов создан мастером Дитрихом тор Мойе в Гамбурге около 1635 г. Раковину поддерживает литая серебряная фигурка сирены. Основание кубка украшено протомами гиппокампов (морских коньков). На крышке сосуда укреплена фигура Нептуна, бога морей.

В эпоху Итальянского Возрождения исследователи пропорций в архитектуре, в частности Л. Паччьоли, обратили внимание на то, что отношение радиусов спиральной раковины наутилуса выражается последовательностью чисел Фибоначчи (1, 2, 3, 5, 8, 13 и т. д.). Центр такой раковины считали "пупом мира".

В Средневековье раковинами украшали шляпы, котомки и одежду паломников, что связано с историей монастыря Мон-Сен-Мишель.

Сверкающая белизной жемчужина в христианском искусстве стала символом чистоты Девы Марии. Богоматерь в текстах акафиста называли жемчужницей, "раковиной, обагрившей пурпурное одеяние Бога... раковиной, принесшей Божественный жемчуг".

В раннехристианском искусстве можно встретить изображение Богоматери с раковиной над головой. Позднее, в рельефах романского периода, раковина опирается на две колонки по сторонам. Поэтому существует предположение о постепенном слиянии этой символики с символикой полукруглого алтарного перекрытия — конхи (греч. konche — "раковина").

В искусстве Итальянского Возрождения, в особенности периода кватроченто, симметричная раковина морского гребешка стала архетипом мышления, стремящегося к ясности и уравновешенности форм.

В форме спиральной раковины рисовал проект "идеального города" Б. Палисси.

Раковина — распространенный мотив в архитектуре Классицизма, Маньеризма, Барокко и Неоклассицизма.

Трансформация формы раковины связана с возникновением рокайля, однако это слово, как и название стиля Рококо, не имеет связи со словом "раковина".

С XVI в. в Италии, Франции и Германии мастера практиковали резьбу по белой раковине, аналогично резьбе гемм из твердого камня. При этом использовали просвечивание тонких слоев раковины с подкладкой из черной или цветной мастики.


 

 

 

 

 



 

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2022 - Шедевры Омска. Все права защищены.