Art Gallery

Портал для творческих людей       OksanaS200974@mail.ru        Mail@shedevrs.ru

 

Поиск по сайту

Погода в Омске

Яндекс.Погода
Сейчас 79 гостей онлайн

купить картину

Яндекс.Метрика

Мы в контакте


Мотив. Виды мотива PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 51
ХудшийЛучший 
Орнамент

 

МОТИВ

 

МОТИВ (франц. motif, от лат. motivus — "подвижный") — в музыке мотивом называют наименьшую, относительно самостоятельную часть формы, равную одному метрическому такту. Развитие музыкальной композиции осуществляется посредством многообразных повторений и преобразований исходного мотива, отсюда название. Из отдельных мотивов складывается лейтмотив (нем. Leitmotiv— "ведущий мотив") — повторяющаяся музыкальная фраза, гармонический оборот, мелодия.

Мотив выражает содержание композиции через одну часть и является компонентом в составе художественного образа. Например, в архитектуре арка — разновидность строительной конструкции — является темой, а повторяющийся ряд арок — аркадамотивом архитектурной композиции определенного стиля. Ряд полуциркульных арок является мотивом романского искусства, стрельчатых — характерный мотив Готики, полуциркульная арка, опирающаяся непосредственно на капители колонн, — тема архитектуры эпохи Итальянского Возрождения.

Мотив — относительно самостоятельная и завершенная в себе композиция, но от сочетания и взаимодействия различных мотивов, рассматриваемых в движении во времени и пространстве, появляются новые мотивы и темы. Так, из зигзага возникает мотив волны, или меандра, из ромбамотив трельяжа, из раскрепованного карниза — "волнение стен" в архитектуре Барокко.

Мотивы могут находиться в различных отношениях к объекту изображения в зависимости от меры обобщения, метода работы художника — наглядного,символического, абстрактного. В натуралистической живописи, а также в предварительном этюде с натуры понятия мотива в природе и в искусстве совпадают. Отсюда характерное выражение: ходить на мотив. Мотивом в таком случае называют вид местности с определенной точки зрения, часть пейзажа. Так, например, красота и настроение замечательных пейзажей И. И. Левитана не заключены в качествах художественной формы. Определение "левитановский пейзаж" мы относим не к конкретной картине, а к характеру действительного пейзажа, который ассоциируется в нашем представлении с особым чувством тоски и одиночества, свойственными личности Левитана.

В творчестве французских импрессионистов мотив имеет иной смысл — это один из преходящих моментов состояния природы, подвергающийся в процессе живописного анализа многократным превращениям. В таком случае живописный мотив, например "красное на зеленом", приобретает по отношению к аналогичному природному мотиву символический смысл.

Для искусства архитектуры характерны как символические (куполнебесный свод), так и абстрактные отношения художественного и природного мотивов. Последние строятся на основе формальных соответствий и "гармонического резонанса".

 

ВИДЫ МОТИВА

 

Акант

АКАНТ (лат. Acanthus от греч. a-kamptos — негибкий, akantha — "колючка") — род растений семейства акантовых, произрастающих в районе Средиземноморья. Acanthus spinosus(колючий) имеет узкие, острые, с колючками, листья.

Мотив аканта один из любимых в античном искусстве. Использовался как элемент орнамента архитектурных фризов,  карнизов,   акротериев,  киматиев, наряду с пальметтой — в  росписях керамических ваз и торевтике.

В отличие от греков, римляне чаще использовали мотив "acanthus mollis" ("медвежьей лапы"), другой разновидности этого растения — с широкими изогнутыми и разветвленными листьями. Они сделали его элементом пышной капители коринфского ордера. Такая капитель была особенно декоративна, она использовалась и позднее, в архитектуре Итальянского Возрождения и стиля Барокко.

Форма аканта необычайно пластична и динамична. Это и обеспечило ее долгую жизнь в искусстве. Характерно также, что слово "акантрифмуетсяс греческимa-kanthos — "необрамленный".

В  средневековом искусстве изображение листьев аканта ассоциировалось с  чертополохом   и терновым венцом, напоминающим о страданиях Христа. Поэтому такой мотив был одновременно символом жизни, динамики, роста и осознания греха, боли, сострадания к ближнему. Именно такой смысл, параллельный письменному тексту, приобрел мотив аканта в книжной  миниатюре средневековья. Отсюда акант — символ Вечной жизни и бессмертия души. Подобная символика усиливалась древним поверьем в то, что лист аканта— это рог растущей луны.

В готической архитектуре — в декоре архивольтов арок и капителей колоннакант, так же, как мотив астверка, динамичен и натуралистичен, хотя его высекали из камня.

Лист аканта, вероятно как символ жизни, движения, — атрибут аллегории почитания изящных искусств.

Происхождение мотива аканта иногда объясняют результатом  комбинирования пальметт более древнего египетско-ассирийского происхождения.




БАНДЕЛЬВЕРК (нем. bandelwerk от франц. bandele — "повязка, лента" и нем. Werk — "работа, изделие") — декоративный мотив, элемент орнамента в виде переплетающихся лент. Мотивы ленточного плетения получили распространение в искусстве готического стиля. В гравюрах и росписи итальянской майолики эпохи Возрождения декоративные ленты — бандероли — использовали для размещения надписей. Особенно популярным был этот мотив в сочетании с картушами и разного рода обрамлениями в искусстве французского Ренессанса, школы Фонтенбло, произведениях итальянского Маньеризма и немецкого барокко (отсюда немецкое написание слова). Во Франции эпохи "Большого стиля" Людовика XIV мотив бандельверка ассоциируется прежде всего с творчеством Жана Берена Старшего.



 


БАНДЕРОЛЬ (франц. banderole — "ремень, перевязь" от bande — "полоса" и roll — "крутить") — декоративный мотив в виде извивающейся ленты, полосы ткани. Иногда этот термин используют как французский аналог немецкому "бандельверк", но чаще для обозначения реющей в пространстве ленты, несущей надпись, девиз. Такая лента прихотливо извивается и имеет остроконечный вырез. Другой мотив — бандероль, завязанная в виде банта и изображающая перевязь, подвеску, связку каких-либо атрибутов. Этот мотив характерен для искусства Рококо.


 

 

БУКРАНИИ (лат. bucranium — "бычья голова") — декоративный мотив и орнамент, составленный из изображений бычьих или козлиных черепов, дополненный гирляндами и жертвенными сосудами. Возник, вероятно, на о. Крит, где существовал культ быка. В Древней Греции отражал обычай жертвоприношений животных. Букраниями украшали жертвенники, алтари. С III в. до н. э. в архитектуре появляются рельефные и живописные фризы с изображением этих мотивов. Орнамент "букраний" использовался и позднее: в искусстве Итальянского Возрождения, в оформлении интерьеров, декоративных росписях, деталях мебели стилей Классицизма, Ампира начала XIX в., "неоренессанса" и Необарокко середины XIX в., Неоклассицизма начала XX в..



 

 

"ВИЗАНТИЙСКИЕ ВСАДНИКИ" — характерный изобразительный мотив искусства Византии V—XV вв. Легковооруженные конники — трапезиты (ср.-греч. trapesites — "стольники, прислужники") — составляли свиту императора и слыли непобедимыми, были гордостью императорского войска. Поэтому их часто изображали на книжных миниатюрах, изделиях из серебра, слоновой кости, в росписи керамики и — попарно, симметрично — в раппортах византийских тканей. "Византийских всадников" можно легко распознать по униформе — короткой тунике до колен — скарамангию , поверх которого надет панцирь и плащ, застегивающийся справа круглой фибулой. С VII в. воинов изображали в кожаных куртках до пояса с прикрепленными к ним металлическими бляхами. В IX—XI вв. вошли в обиход штаны и остроносые сапоги, заимствованные византийцами у варваров. Особое значение в византийской коннице придавалось маневренности и искусному владению копьем. Поэтому чаще всего всадники изображались вооруженными копьями с ромбическими наконечниками и шаровидными яблоками. Самые любимые сцены: показательные поединки византийских и мусульманских конников на ипподроме в присутствии императора и его семьи, а также сражение трапезитов с варварами — болгарами, славянами — "длинноволосыми" (в отличие от которых византийских воинов изображали коротко подстриженными). В образе "византийских всадников" представляли Св. Георгия с копьем, Св. Дмитрия Солунского с мечом, Дигениса Акрита.


 

 

"ВИЗАНТИЙСКИЙ ЦВЕТОК"орнаментальный мотив византийского искусства. Трехлепестковая или пятилепестковая пальметта со спирально закрученными усиками у основания, плотного силуэта, вписанная в ромбические промежутки меж медальонов или иных изображений. Этот мотив распространен в книжных миниатюрах и рисунках шелковых тканей XI—XII вв. Может считаться элементом орнамента "византийская связка" (банд-э-руми). Иногда от "византийского цветка" отходят "полупальметки" или округлые "почки", и получается "букет". Такие "букеты" могут плотно заполнять изобразительное пространство согласно восточному "ковровому" типу композиции.


 

ГИРЛЯНДА (франц. guirlande, итал. ghirlanda от лат. gerrae — "плетение") — венокожерелье. В специальном значении — декоративный мотив в виде сплетенных цветов, стеблей, листьев, плодов, иногда в соединении с лентами, бантамимаскаронами.

В отличие от венка — замкнутого мотива, — гирлянда является элементом орнаментального ряда, поэтому часто включается в композиции обрамлений, бордюров, кантов.

Гирлянды встречаются на античных рельефах, в особенности в эллинистическом и римском искусстве; в чередовании с изображениями бычьих или козлиных голов именуются букраниями. В искусстве Итальянского Возрождения гирлянды включали в композиции гротесков.

В стилях Классицизма и Барокко использовали в архитектурном декоре: ряд гирлянд разделялся вертикальными элементами в виде античных факелов либо круглыми розетками. В искусстве стиля французского Регентства и Рококо гирлянды включали в обрамления шпалер; в рисунках, гравюрах и декоративных росписях их соединяли с рокайлями и картушами. Мотив гирлянд возрождался в искусстве Неоклассицизма, в частности, на фасадах петербургских зданий и изделиях прикладного искусства неоклассического течения периода Модерна.



 

ИСЛИМИ (тюркск. Islimi — "исламский") — мотив мусульманского средневекового орнамента XII—XVI вв., представляющий собой соединение спирали с листьями вьюнка. Восходит к эллинистическому мотиву виноградной лозы.

 


 

 

Картель

КАРТЕЛЬ (франц. cartelle от итал. cartello от carta — "бумага") — в искусстве Франции XVII—XVIII вв. — элемент орнамента, близкий картушу, напоминает свернутый лист бумагиКартелями (в ином написании: cartel) во Франции XVIII в. называли настенные часы в корпусах из позолоченной бронзы с мотивами "картелей и рокайлей". Во второй четверти XVIII в. появились "pendule en cartel" (франц., "часы с маятником") на стенной консоли или напольные, на подставке.


 

Пальметта

ПАЛЬМЕТТА (франц. palmette, из греч. palmete — "пальмовая") — элемент орнамента в виде симметрично расположенных листьев пальмы.

Девятилистные пальметты, Афганистан, 2 век до н. э.

Геометризованные листья пальметты расходятся веерообразно из цветочной чашечки с двумя спиралевидными усиками по сторонам, иногда заключаются в круг.

Впервые мотив пальметты зародился в Египте и представлял собой стилизованный веерообразный цветок лотоса; зафиксированы различные типы египетских пальметт — простые, с одиночным цветком; одиночные с мотивом восходящего солнца; кисти из цветков; цветок или пальмовая ветвь, опирающиеся на свиток. Из Египта мотив пальметты распространился на Крит, в Междуречье и Персию, где найдены одни из самых ранних образцов пальметт, вероятно, основанные на древнейших египетских мотивах.

Благодаря симметричной структуре мотив пальметты, имеющий восточное происхождение, получил распространение в античном искусстве (его повторения образуют разнообразные орнаментальные ряды) в формеакротериев, наверший надгробных стел.

Пальметта чередуется со стилизованными мотивами цветка или бутона лотоса, трилистника, аканта, антемия, апия.

Пальметта — растительный орнамент в виде веерообразного листа пальмового дерева, цветка аканта или жимолости. Был распространён в египетской и  эллинистической архитектуре — в качестве антефиксов, в завершениях памятных стел и надгробий, в капителях ионических и коринфских колонн, в украшениях карнизов.

В искусстве Древней Месопотамии похожие элементы были солнечным знаком богини Иштар. Лепестки пальметты уподобляли солнечным лучам, которые заканчивались точками — звездами.

Своеобразную форму имеет так называемая сирийская, или лотосовидная пальметта, в которой соединились элементы изображения цветка лотоса и листьев пальмы.

"ЛОТОСОВИДНАЯ ПАЛЬМЕТТА" (франц. fleur de lys — "цветок лилии", то же, что "цветок лотоса") — элемент орнамента, аналогичный древнегреческой пальметте, представляющий собой стилизованное изображение цветка лотоса. В нижней части имеет завитки, напоминающие волюты эолийской илиионической капители.

Более упрощенные, абстрагированные варианты того же мотива принято называть "сирийской пальметтой", поскольку, возникнув в Египте, в эпоху фараона Тутмоса III (ок. 1500 г. до н. э.), этот орнамент получил распространение по всей Передней Азии. Предполагают также влияние мотива спирали, характерного для крито-микенского искусства и культуры Киклад. Согласно еще одной версии, этот мотив трактуется как изображение не лотоса, а финиковой пальмы. Вероятнее всего, "лотосовидная пальметта" представляет собой классический пример mixtum compositum (лат., "смешанное соединение") многих подобных элементов.

Схожие мотивы известны в искусстве Финикии.

В древнегреческой вазописи изображения  пальметт появляются на рубеже VIII—VII вв. до н. э. Индийская, или восточная,  пальметта представляет собой, по одной из версий, стилизованную ветвь кипариса.

Ее вариации встречаются в восточных, в частности азербайджанских, коврах.

Мотив пальметты использовали в Средневековье и в эпоху Возрождения.


 

Ретичели

РЕТИЧЕЛЛИ (от итал. "a reticella" — "в сеточку", от лат. rete — "сеть, невод") — мотив сетчатого орнамента. В искусстве венецианских стеклоделов XVI—XVII вв. — оригинальная техника двойной (перекрещивающейся) стеклянной нити, образующей внутри стенок сосуда молочно-белую "сеточку". Другое название — филигрань. Словом "ретичелла" называют также итальянские кружева XVI—XVII вв. с ажурным геометрическим орнаментом в виде кругов, звезд и розеток.


Ролльверк

РОЛЛЬВЕРК, РОЛЬВЕРК (нем. Rollwerk, от Rolle — "ролик, катушка, сверток" и Werk — "работа") — "крученая работа", элемент орнамента в виде скрученной ленты, полуразвернутого рулона пергамента, ткани. Близок картушу. Такой мотив возник в искусстве поздней Готики, его использовали в эпоху Итальянского и Северного Возрождения, в искусстве Маньеризма и Барокко.


 

 

Розетта

 

Различные типы розеток из «Руководства по орнаменту» Франца Майера (1898)

Розетка, розетта (от фр.rosette, буквально  «розочка») в архитектуремотив орнамента в виде лепестков распустившегося цветка или нескольких листьев, одинаковых по форме, расположенных симметрично и радиально расходящихся из сердцевины, аналогично ботанической розетке.

Растительные орнаменты данного типа использовались со времён Древнего Египта, где наибольшее распространение получили мотивы на основе стилизованного цветка лотоса, видимого сверху. В Древней Греции розетками украшались погребальные стелы. Позднее она была воспринята  романским стилем и Ренессансом, во времена которого, в подражание древнеримским интерьерам, рельефные и писанные розетки помещались в середине кессонов, на которые разбивались потолки и своды внутри зданий. Впоследствии этот приём распространился в Средней Азии и даже вИндии.

Розетты бывают рельефные, лепные, а также плоские, имитирующие объёмные, в технике монохромной росписи. Плоские розетты использовались еще в античные времена, в готике орнамент принял форму круглой оконной розы, ставшей отличительным признаком готической архитектуры.

Розетки часто комбинируются с другими декоративными элементами — геометрическими, спиральными и листовидными.

"ВИХРЕВА́Я РОЗЕ́ТКА" — элемент геометрического орнамента в форме круга, из центра которого расходятся спиральные линии, создающие эффект зрительного вращения. Близок к свастике и меандру. Древнейший солярный (солнечный) знак. Другое название — водоворот. Встречается в искусстве  викингов, откуда заимствован древнерусским искусством X—XII вв.

 


 


РУМИ, МУШИ-РУМИ (турецк. muširumi — "цветок гиацинта", "римский цветок") — мотив цветочного орнамента, рожденный культурой стран Ближнего Востока: древней Персии, Византии, Турции. Раппорт из букетиков гиацинта украшает вышитые шёлковые ткани, изделия из керамики. Этот мотив столь типичен, что иногда отождествляется с более общим названием: арабеска. Другое наименование: "турецкая гроздь".


 

ТУРУНДЖ (арабск. turundje — "лимоны") — в мусульманском искусстве, в частности в орнаментике книжных миниатюр и ковров, — овал, заостренный с двух концов, напоминающий по форме лимон. Мотив, отчасти похожий на "огурец", или "восточную пальметту".


 

 

ЦВЕТОК ГРАНАТА

"Цветок граната" - самый популярный мотив в орнаменте тканей Эпохи возрождения. Его можно встретить на картинах многих художников XV - XVI веков. Чаще всего он украшает роскошные платья дам.



 

 

 


 

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2017 - Шедевры Омска. Все права защищены.